Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия малого предприятия
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

Содержание работы

Введение
1. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности……………..3
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…...4
2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………………6
3. Функции малого предпринимательства……………………………………………7
4. Характеристика экономической деятельности малого предприятия…………….8

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

организация предпринимательской деят-ти.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

9. Частный предприниматель — сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

10.    Острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества.

 

Недостатки  малого предпринимательства

Однако, анализируя предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации:

1.  Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

3.  Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

5. Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

6. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

7. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

8. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

9. Малое предпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

10. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

11. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства к изменениям не велики.

12. Малое предпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

 

3. Функции малого предпринимательства.

 

Сущность малого предпринимательства  проявляется в его экономических  и социальных функциях:

1. Формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

2. Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

3. Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4. Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

5. Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

6. Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7. Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

8. Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

9. Формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

10. Активизация научно-технического прогресса;

11. Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

12. Содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

13. Освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 

 

4. Характеристика экономической  деятельности малого предприятия.

 

Малое предприятие  осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов  деятельности. Однако следует иметь  в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным  предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении  своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем  финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия планирование. Малое  предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости  обеспечения производственного  и социального развития предприятия, повышения личных доходов его  работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для  производства продукции. Договоры могут  заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации  цен предприятие реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым  самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в  зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные от продажи  ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также  кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и  кассовых операций предприятие открывает  расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет  полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной  дисциплины. Предприятие, не выполняющее  свои обязательства по расчетам, может  быть в судебном порядке объявлено  неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации  от 19 ноября 1992г. О несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Малое предприятие  может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При  условии соблюдения установленных  правил, малые предприятия могут  самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы  и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия  труда, и несет ответственность  в установленном законодательством  порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых  предприятий подлежат социальному  и медицинскому страхованию и  социальному обеспечению в порядке  и на условиях, установленных для  рабочих и служащих государственных  предприятий. Малое предприятие  вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению  в порядке и размерах, установленных  действующим законодательством.

 

Заключение

 

Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства, более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Собственники  малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в  целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемным  работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению  практических знаний.

В то же время  субъектам малого предпринимательства  свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ  ч.2, гл. 26.2 "Упрощенная система  налогообложения", гл.26.3 " Система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности".

2. Федеральный закон РФ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации" N88-ФЗ от 14.06.1995г.

3. Постановление Правительства  РФ от 03.02.94г. № 65 «О фонде  содействия развитию малых форм  предприятий в научно-технической  сфере». Собрание актов Президента  и Правительства РФ, 1994 № 6.

5. Агурбаш Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. — М.: "Анкин", 2007.С-200

6. Экономика предприятия:  Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М,2003. С-248

7. Экономика предприятия:  Учебник / Под ред.Горфинкеля, В.А. Швандра-М-ЮНИТИ-ДАНА,2006. С-670

8. Экономика организации:  Учебник / Под ред.А.Е. Карлика и М.Л.Шухгальтера. М.: ИНФРА-М,2008. С-455

 


Информация о работе Преимущества и недостатки малого предпринимательства