Предприятие как субъект экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

В общественном сознании понятие предпринимательства часто связывается с реализацией некоторой масштабной и новой идеи, которая может принести доход, как в краткосрочной, так и в отдаленной перспективе, однако с определенной вероятностью может и не оправдать возлагаемых ожиданий. При этом особый слой предприимчивых людей берет на себя риски, связанные с принимаемыми нестандартными решениями. Если бизнес в целом допускает значительную долю рутинной деятельности, осуществляемой по некоторым заданным правилам, то экономические новации и пионерские стратегические решения являются необходимыми условиями предпринимательства, выражением его «духа».

Файлы: 1 файл

Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

Основные признаки, определяющие предприятие

В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно ориентируется на спрос потребителя, увязывает ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным, а не по государственным ценам. Преобладающими формами собственности становятся частная и коллективная. 

Основные формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса — это система субподряда, лизинг, франчайзинг, «инкубаторы» малого и среднего бизнеса. 

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в реальном секторе, весьма многообразна. Широкое распространение имеет классическая модель предпринимательства, характеризующаяся относительно невысокими рисками (связанными в основном с рыночной конъюнктурой и известной неопределенностью хода проведения реформ). Более высокие риски у инновационной модели: к «фоновым» рискам добавляются риски, связанные с поисковым характером отдельных направлений исследований, неопределенностью получения дохода и т. д. При этом с увеличением масштабов этой деятельности величина риска возрастает. 

Именно поэтому инновационная модель предпринимательства обычно реализуется вначале на малых объектах, а затем в случае успеха получает массовое распространение, постепенно проникая и в крупное производство. В том случае, если крупное предприятие абсорбирует целый ряд успешных инновационных проектов, достигается особый синергический эффект, обусловленный взаимной поддержкой используемых инноваций. 

Разумный принцип распределения рисков («не хранить все яйца в одной корзине») приводит к эшелонированному характеру внедрения инноваций от малых фирм к крупному бизнесу. При этом инициатором и заказчиком инновационных разработок очень часто является крупная фирма. Таким образом, еще одним критерием классификации видов предпринимательства является масштабность сфер его применения. 

Важный критерий анализа — институционально-структурный. В соответствии с ним предпринимательство может быть рассмотрено с учетом специфики различных институциональных форм. 

Так, предпринимательская деятельность может осуществляться:

  • на автономно функционирующих малых предприятиях, образованных в порядке личной инициативы и самозанятости населения;
  • на малых предприятиях, образующих многопрофильную корпоративную сеть (заметим, что впоследствии такая сеть может реорганизоваться в единую, более крупную фирму);

на малых предприятиях «осколочного типа», возникших в результате банкротства или реорганизации крупного производства. 

По функциональному признаку малые структуры первой группы представляют собой мелкопромышленное производство, ориентированное на изготовление товаров народного потребления, оказание услуг производственного характера, переработку сельскохозяйственного сырья, жилищное и дачное строительство и т. д. Сюда примыкают предприятия, занимающиеся развитием народных промыслов, артели, организации офисного (электронного) надомничества и т. д. 

Мелкая предпринимательская деятельность на базе крупных предприятий реального сектора чаще всего возникает в виде следующих форм:

  • интрапренерство (образование в пределах крупного предприятия небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня основного предприятия);
  • инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание помощи на различных этапах ее становления);

сателлитные формы (создание малых фирм-сателлитов — дочерних фирм, сохраняющих организационные связи с «родителем»; образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры, и т. д.). 

В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется тип новообразованной структуры:

  • «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного);
  • «атомарная» (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);
  • «сетевая» (сеть заимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);

«корпоративная» (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т. д. 

В случае если взаимодействие малой и крупной структур характеризуется получением стабильной взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз. 

Предпринимательство может различаться по типам деятельности: производственная, коммерческая, инновационная; по отраслевому признаку; по территориальному размещению. Так, хорошо известным является факт преимущественного развития предпринимательства в коммерческой деятельности, что обусловлено небольшой величиной стартового капитала, быстрым оборотом средств, высокой нормой прибыли. Традиционно отстает в развитии предпринимательство в областях, связанных с инновационной деятельностью. И лишь в последнее время наметилась тенденция роста предпринимательства в сфере производства. Здесь лидерами являются пищевая промышленность, строительство, экспортно-ориентированные отрасли (нефть, газ) и связанные с ними отраслевые производства. 

Проведенный анализ видов предпринимательской деятельности свидетельствует о важности дифференцированного подхода к поддержке предпринимательства, так как именно здесь проходит путь к обоснованию структурной перестройки промышленности. Экономические методы поддержки предпринимательства предполагают разработку механизмов, ориентированных на стимулирование тех видов предпринимательской деятельности, которые дадут подъем так называемых «локомотивных» отраслей производства и обеспечат тем самым возрождение реального сектора. 

Необходима также прямая государственная поддержка предпринимательства, которая должна включать в себя финансовую помощь (субсидии, льготные кредиты), дифференцированные налоговые преференции, целенаправленное формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающ<span class="Normal__Char" style="


Информация о работе Предприятие как субъект экономической деятельности