Предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение предпринимательства. В связи с поставленной целью определим задачи работы:
Изучение сущности предпринимательства;
Изучение системы государственной поддержки предпринимательства;
Изучение проблем и перспектив развития предпринимательства.

Файлы: 1 файл

405368.rtf

— 504.53 Кб (Скачать файл)

Тем не менее пока цена кредита находится в обратной пропорции к размеру предприятия. Для малых предприятий она выше, чем для крупных, - в среднем 19% против 12% годовых. При этом разброс среднегодовых ставок достаточно велик - от 15 до 28%. Зависят они от региона, в котором находится банк, насыщенности его ресурсами, сроков кредитования.

Негативно сказывается на кредитовании малого бизнеса Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", регламентирующее формирование резерва на возможные потери по ссудам. Оно усложняет кредитование прежде всего малого бизнеса. Кредиты, выдаваемые заемщикам с недостаточным залоговым обеспечением, отнесены к четвертой и пятой категориям ссуд, под которые должны создаваться резервы соответственно в объеме от 51 до 100% и 100% суммы кредита. Это значительно увеличивает издержки банка и ведет к повышению процентной ставки за кредит.

Третьей причиной является то, что кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который трудно успеть что-либо сделать.

В связи с этим предприятиям нередко приходится перекредитовываться.

Четвертая причина заключается в следующем. Банки дают кредиты предприятиям, имеющим стабильный оборот, который нужно продемонстрировать. Очень многие малые предприятия из-за непосильного налогообложения и в целях безопасности вынуждены скрывать, в том числе и от кредитных организаций, реальные масштабы бизнеса, в балансах практически не отражают прибыль, занижают фонд заработной платы, не показывают имеющиеся активы. Кредитная заявка у такого предприятия в принципе не может быть обоснованной, и любой уважающий себя банк вынужден отказывать ему в выдаче ссуды.

Следующая проблема в том, что малые предприятия очень часто стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение. Когда бизнес идет нормально, предприятия предпочитают ограничиваться собственными средствами.

Шестая причина заключается в существовании внебанковских финансовых потоков, сопоставимых с кредитными ресурсами банков. Речь идет, безусловно, о теневой экономике. Самым доступным для субъекта МП способом покрытия дефицита оборотных средств является обращение к физическим лицам. Часть теневого денежного оборота вовлекается в легальный оборот путем оформления займа у физического лица, чаще всего работника, акционера, участника общества с ограниченной ответственностью. Эта операция, с одной стороны, свободна от налогообложения, а с другой - позволяет без ограничений (в пределах суммы займа) и в любые сроки снять наличные деньги с расчетного счета и вернуть их обратно в теневой оборот.

Таким образом, существует внушительный перечень проблем в сфере кредитования банками субъектов МП. Разрешить данные противоречия без помощи государства не представляется возможным.

Мировой опыт свидетельствует, что в силу специфики малого бизнеса (где особенно важна оперативность, выше доля оборотных средств, чаще используются краткосрочные кредиты и т.д.) для его обслуживания необходима сеть небольших банков. Малые банки могут извлекать прибыль, работая в своей нише, в которой крупные банки не желают работать. Крупные банки заинтересованы в предоставлении крупных займов. Их деятельность часто не приспособлена к предоставлению небольших займов, в которых так нуждаются субъекты МП, поскольку требуются специфические знания об управлении и контроле над их деятельностью. Небольшие банки эффективно сосуществуют в сообществе друг с другом и с крупными банками. Управление в них сходно с управлением фирм-заемщиков, что способствует предоставлению ими небольших займов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать некоторые выводы. Создание специального банка для кредитования малого бизнеса не решит в целом проблему кредитования МП, особенно начинающего. То же самое можно сказать и о специальных банках для кредитования малых предприятий приоритетных отраслей хозяйства. У государства нет средств на создание широкой сети таких кредитных организаций. Банки, в которых имеется доля государства, должны предоставлять кредиты в установленных законом пределах (например, не менее 10% от общего объема кредитных ресурсов) начинающим свой бизнес субъектам МП, а также тем из них, которые заняты в приоритетных отраслях экономики (например, сельское хозяйство, промышленность, инновации и т.д.).

Для кредитования всех остальных субъектов МП, не исключая и перечисленных ранее, государство должно стимулировать коммерческие банки путем предоставления им налоговых льгот, гарантий и иными рассмотренными выше способами. В российской банковской системе есть некоторые недостатки, которые особенно остро сказываются на субъектах МП.

Таким образом, в целях успешного привлечения финансовых средств в сферу МП следует более широко применять финансовые механизмы и технологии мировой практики, адаптированные к реальным российским условиям, в том числе с использованием успешных схем в рамках международных проектов и программ.

 

 

Заключение

 

Предпринимательство - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места.

Этот сектор экономики образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Таким образом, мировая практика показывает, что, несмотря на деятельность крупных предприятий, нормальное развитие экономики государства невозможно без существования малых форм ведения бизнеса. Интеграция России в мировую экономику потребует дальнейшего развития малого бизнеса, приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права, регулирующего его деятельность. В настоящее время в условиях осуществления экономической реформы в России развитию малого предпринимательства отводится особая роль. Социально-экономическое значение этого сегмента экономики бесспорно, что подтверждает опыт рыночного хозяйствования большинства зарубежных стран. В странах с развитой рыночной экономикой система малого бизнеса существует уже десятилетия. В результате в развитых странах малые предприятия производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). В России вклад этого сектора в экономику значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых - чуть более 10%.

 

 

Список литературы

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (№ 51-ФЗ от 30.11.94 г. ч.1)
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
  4. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы.
  5. Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» N 1482 от 08.07.94 г., которым утверждено «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности»
  6. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.96 года N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации".
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.98 N 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»
  8. Закон Орловской области N26/264-ОД «Об инвестиционной деятельности в Орловской области», принят Орловской областной Думой 27 июня 1997 года.
  9. Закон Орловской области от 7.02.97 N21/174-ОД «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  10. Закон Орловской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Орловской области от 14.05.1999г. №102-03 "О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности" от 27.03.2000г. №142-03.
  11. Постановление Орловской Областной Думы от 4.03.1997 года №22/198-ОД «О порядке регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, расположенных на территории Орловской области"
  12. Постановление Главы администрации Орловской области «О программе поддержки и развития предпринимательства Орловской области на 2000-2002 годы» от 10.04.2000г. №178.
  13. Бояринцева М.Д. "При пассивности общества и власти вымирание подвида "малый предприниматель" - это лишь вопрос времени" (интервью с С.Р. Борисовым, президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ") (М.Д. Бояринцева, "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 5, май 2005 г.)
  14. Свистунова Н. Малый бизнес будет жить// "Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.
  15. Сокол М.П. Индивидуальная предпринимательская деятельность (правовые основы и аспекты налогообложения)// "Налоговый вестник", N 7, 8, июль, август 2004 г.
  16. Федоров К.П Судебная защита субъектов малого предпринимательства // "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 4, апрель 2005 г.
  17. Шаров А.В Как бизнесу воспользоваться новыми формами государственной поддержки //"Налоговый учет для бухгалтера", N 4, апрель 2005 г.
  18. Шаров А.В Новые формы государственной поддержки малого предпринимательства // "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 4, апрель 2005 г.
  19. Щекин Д. Индивидуалы могут не платить НДС // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 26, июнь 2002 г.

 

 

Приложение

 

В набор критериальных переменных для построения интегральных индексов развития малого предпринимательства были включены следующие показатели:

  1. Число малых предприятий на 100 тыс. населения.
  2. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых.

Производительность труда на малых предприятиях (оборот на 1 занятого на малых предприятиях).6

Средний объем инвестиций в основной капитал на 1 малом предприятии.7

Указанные показатели в целом отвечают предъявленным к ним методическим требованиям, являются относительными, т.е. скорректированными на размер экономики региона и могут считаться в определенном смысле качественными характеристиками. В качестве источника данных использовалась статистика Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Для достижения сопоставимости показателей между собой было произведено их центрирование к нулю с последующим нормированием по дисперсии. Полученный массив данных использовался для получения значений линейного индекса с одинаковыми весовыми коэффициентами и для извлечения главных компонент.

Извлеченные методом главных компонент свертки критериальных показателей по 4 первым главным компонентам дали 100% долю объясненной дисперсии и использовались для построения интегрального индекса в линейной форме.

 

Таблица 1

Главные компоненты

Компонента

Доля объясненной дисперсии, %

Кумулятивная доля объясненной дисперсии, %

1

42,155

42,155

2

26,864

69,019

3

24,803

93,822

4

6,178

100


 

Итоговые расчетные значения обоих индексов были приведены к шкале [0;10] по формуле монотонно возрастающей зависимости характеризуемого признака от значения характеризующего показателя. Выбранная для межрегиональных сравнений точность составила 0,1 (т.е. разница между регионами, не превышавшая 0,1, считалась несущественной).

 

Таблица 2

Значения индексов развития малого предпринимательства и критериальных показателей в федеральных округах (сортировка по МГК-индексу)

 

МГК-индекс

Линейный индекс с одинаковыми коэффициентами

Число МП на 100 тыс. населения

Доля занятых на МП в общей численности занятых

Производительность труда на МП

Инвестиции в основной капитал на 1 МП

Южный

Федеральный округ

5,5

5,8

174,7

15,2%

1472,4

1830,5

Северо-Западный

федеральный округ

5,4

6

232,6

15,3%

1823,4

623,2

Сибирский

федеральный округ

5,4

5,6

232,2

13,2%

1496,4

1409,1

Приволжский

федеральный округ

5,2

5,5

194,4

13,2%

1499,5

1603,4

Центральный

федеральный округ

4,6

5,1

221

11,8%

1695,4

622,2

Уральский

федеральный округ

4,3

5,2

91,5

7,7%

2251,7

2021,1

Дальневосточный

федеральный округ

3,6

3,6

214,3

10,7%

1050,6

320,3

Информация о работе Предпринимательство в России