Предпринимательство в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в Республике Татарстан;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.45 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.  

Предпринимательство как  одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению  материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

Статистика показывает, что  в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу  предпринимательства, недостаточного инвестирования,  высокой налоговой нагрузки и т.д.

Важность развития  предпринимательства в России нельзя переоценить.

Во-первых,  предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться. 

В-третьих, создавать атмосферу  конкуренции. В-четвертых, он создает  ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика  невозможна.

Важной функцией  предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.

Экономически выгодно  и актуально, чтобы появление  большого числа в России малых  фирм привело к созданию новых  рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения  экономики Российской Федерации  в современных условиях рынка.

Но предпринимательству  также нужна поддержка, для чего необходимо:

- качественное улучшение  информационно-методической базы;

- проведение инвентаризации  бездействующих производственных  площадей крупных госпредприятий;

- разработка и распространение  на этой основе различных экономических  и правовых механизмов использования  объектов государственной собственности  субъектами  предпринимательства;

- обеспечение правовых  и организационных основ участия  субъектов  предпринимательства в приватизации федерального имущества.

Во всем вышесказанном  и заключается актуальность избранной  нами темы исследования.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы служат труды ведущих в области исследования  предпринимательства отечественных и зарубежных ученых.

Среди этой массы исследований можно выделить труды, которые имеют  теоретический характер, исследуя законы функционирования предпринимательства. Это работы следующих авторов  Б.А. Райзберга, В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара и др.

При этом имеются труды, которые  представляют собой практической руководство  по организации собственного дела. Это, прежде всего, труды Б.С. Баженова, Ю.А.Баженова, И.Лебедевой и др.

Можно отдельно выделить блок литературы, предметом исследования которых является государственная  политика в области  предпринимательства. Среди таких трудов можно назвать таких авторов как М. А. Букаминой, И.М. Ивановой, Р. Макинтайр, М. Н. Масленникова и  др.

Большое значение при анализе  развития  предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной поддержке  предпринимательства в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке  и среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и  предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки.

Федеральные программы поддержки  предпринимательства занимают важное место в регулировании предпринимательства  в РФ.

Так как наш предмет  исследования лежит в области  развития предпринимательства в  Республике Татарстан в работе имеется  анализ  «Программы поддержки  предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы», которая отражает особенности современного периода становления сектора  предпринимательства и специфические задачи, которые ставит республика в области создания условий наиболее благоприятных для развития предпринимательства.

В качестве методов исследования в дипломной работе использовались системный анализ, сравнительный  метод, прогнозирования и др.

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России и  Республике Татарстан.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение учебно-методической  и научной литературы, статей, журналов  и других материалов по теме  работы, информации ресурсов Интернета  по вопросам работы;

- исследование понятия  и основных характеристик  предпринимательства;

- исследование  предпринимательства как элемента современной рыночной системы;

- исследование правового  регулирования и организации  предпринимательства в Республике  Татарстан;

- анализ проблем в области  развития предпринимательства.

Объектом исследования в работе является  предпринимательство как социально- экономическое явление.

Предмет исследования – развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан.

Структура работы. Работа состоит  из            введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  подходы

к пониманию сущности предпринимательства

1.1. Сущность  понятий: "предпринимательство", "предприниматель"

 

Основу рыночной экономики  любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.

Для того чтобы исследовать  предпринимательство как социально-экономическое  явление, присущее каждой стране с рыночной экономикой, необходимо определиться с понятием «предпринимательство». Данная теоретическая конструкция  эпицентром теории предпринимательства.

При этом нужно отметить, что ни за рубежом, ни в России еще  пока не создана общепринятая экономическая  теория предпринимательства, хотя потребность  в такой теории давно уже стала  весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции - так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства[1].

"Первая волна", которая  возникла еще в XVIII в., была связана  с концентрацией внимания на  несении предпринимателем риска.  Французский экономист шотландского  происхождения Р. Кантильон в  XVIII в впервые выдвинул положение  о риске в качестве основной  функциональной характеристики  предпринимательства. Согласно Р.  Кантильону,  предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.

"Вторая волна" в  научном осмыслении предпринимательства  связана с выделением инновационности  как его основной отличительной  черты. Основоположником этого  направления является один из  крупнейших представителей мировой  экономической мысли Йозеф Шумпетер[2]. В своих новаторских работах Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.

И первая, и вторая "волны" развития теории предпринимательской  функции были основаны на многофункциональности  предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в  толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства  связана с появлением "третьей  волны" в результате теоретических  изысканий Й. Шумпетера, а также  неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями, которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.

"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции  можно отнести к "четвертой  волне", появление которой связывается  с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа  проблем предпринимательства[3].

Рассмотрим имеющиеся  современные трактовки понятия  «предпринимательство» в рамках «четвертой волны» развития бизнеса.

Итак, в основе российского законодательства лежит  следующее определение предпринимательства: предпринимательская деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке[4]. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права. Данное определение имеет правовую направленность и не отражает социально-экономической сущности предпринимательства.

В Большом энциклопедическом  словаре содержится следующая трактовка  предпринимательства: предпринимательство - инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[5]. Это определение достаточно четкое. Но с точки зрения науки менеджмент нам более подходит следующая трактовка исследуемой категории.

В ряде научных работ под  предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником[6]. Здесь трактовка предпринимательства тесно переплетается с понятием предприниматель, идет привязка к конкретному человеку.

Тоже самое можно сказать  и в отношении следующей трактовки. «Предпринимательство» - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях.[7]

Итак, в работе под предпринимательством понимается особый вид экономической  активности, которая основана на самостоятельной  инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее.

В основу этого определения  легло такое понятие как экономическая  активность, которая представляет собой  форму участия индивида в общественном производстве и способ получения  финансовых средств для обеспечения  жизнедеятельности его самого и  членов его семьи.

В работе к предпринимательству  будут относиться субъекты малого и  среднего бизнеса.

Малое предприятие (фирма) может  быть отнесено к категории как  к малого, так и среднего предпринимательства, в зависимости от критериев оценки тех или иных международных и  государственных органов, от нормы  критериев оценки, различных для  предприятий, работающих в разных отраслях экономики одной страны. Поэтому  под субъектом  предпринимательства будем подразумевать субъекты  и среднего предпринимательства.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке  предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам  малого и среднего предпринимательства относятся:

§   коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами  предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек;

§   индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В виду отсутствия статистических данных о численности индивидуальных предпринимателей без образования  юридического лица (в квартальном  разрезе) и объеме оборота обзор  в основном относится только к  первой группе субъектов   предпринимательства.

Предпринимательской формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в  качестве:

Информация о работе Предпринимательство в Республике Татарстан