Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике......................................8
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..........................................8
1.2 Экономическая природа предпринимательства...........................................10
1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства.......................13
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса...............................................15
Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства............................................................................................18
Глава 3. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике
Беларусь..................................................................................................................27
3.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса в РБ на современном этапе………………………………………………………………………………27
3.2 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь..................................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованной литературы...................................................................38

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в Беларуси.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей.

Наиболее полно предпринимательство как экономическая категория проявляется в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают следующие виды предпринимательства:

● единоличное владение;

● партнерство (товарищество);

● корпорация (акционерное общество);

● кооперативы;

● государственные предприятия.

Единоличное владение основано на собственности одного лица или семьи. Его признаки:

● неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);

● ограниченные возможности (размер капитала);

● максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).

Партнерство базируется на собственности нескольких человек или семей. Его основные признаки:

● неограниченная ответственность;

● ограниченные возможности;

● гибкость.

Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:

● ограниченная ответственность (акционерным капиталом);

● широкие возможности в связи с привлечением капитала других юридических и физических лиц;

● длительность функционирования;

● ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).

Кооператив - предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности. Его основными признаками являются:

● хозяйственная самостоятельность и самофинансирование;

● материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

● право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между его членами;

● при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля в имуществе.

Государственный сектор в экономике представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.

Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают всего их реально существующего многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство. [6: с. 60 - 61]

 

1.3 Необходимые условия  для развития предпринимательства

 

Развитие предпринимательства предполагает ряд условий.

● Обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Это - свобода использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользование имущество; свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.

● Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно конкурентный тип хозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие особого рода сознания.

● Установление прав собственности на средства производства и произведенной продукции. Собственность выступает как форма присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность на средства производства теряет смысл вне собственности на продукт. Присвоение средств производства и продукта осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования.

● Наличие многообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процесс формирования многоукладной экономики – это процесс, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.

● Наличие экономически обоснованного и самостоятельного субъекта хозяйствования. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Государство не должно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям - покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения республики считают, что цены должны устанавливаться государством и жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.

● Утверждение определенной экономической среды. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность факторов производства, свободного денежного капитала. С экономической средой связаны социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее характеризуется наличием разнообразных институтов и структур, с помощью которых предприниматель устанавливает деловые контакты (банки, юридические и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные агентства и учебные заведения). Огромное число белорусских граждан приходит к пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет для себя их хозяйственные и правовые преимущества.

● Применение подходящих методов менеджмента, в частности методов нахождения решений, стратегических альтернатив, а также мероприятий организационного характера и культурного воздействия. С их помощью должна усиливаться способность предприятия реагировать на предвиденные и непредвиденные осложнения.

● Использование методов маркетинга - координация, управление в сфере организации производства и сбыта продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать производство на их удовлетворение. [6: с. 58 - 59]

 

1.4 Преимущества и недостатки  малого бизнеса

 

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах мира. Правительство республики рассматривает мелкий и средний бизнес как питательную среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы предпринимательства состоит в следующем:

● Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

● Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

● При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

● Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.

● Шансы на быстрый материальный успех.

● Возможность совмещения нескольких профессий.

● Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [5: с. 6, 75]

Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

● неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;

● неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;

● увеличение доли убыточных предприятий;

● затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;

● наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;

● нестабильность и несовершенство действующего законодательства;

● сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

● отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [10]

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Для успешного развития малого бизнеса экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей. [5: с. 76]

 

Глава 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства

 

Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

● право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;

● защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

● научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;

● страхование предпринимательского риска;

● запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды. [1: ст. 11]

Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства, а именно:

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития