Предпринимательское законодательство Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:14, реферат

Описание работы

Украина - европейское государство. Вхождение ее в мировое сообщество как равноправного рыночного партнера связано с таким многогранным процессом, как развитие предпринимательства. Проблема становления и развития предпринимательства в экономике любой страны, в том числе и Украины, принадлежит к категориям особенно актуальных, поскольку она напрямую связана с уровнем социальной комфортности населения и экономическим благополучием.

Содержание работы

Введение
Понятие предпринимательской деятельности: ее признаки и принципы.
Организационно-правовые формы предприятий
Условия осуществления предпринимательской деятельности
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВО.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Міністерство  освіти і науки, молоді і спорту України

Одеський Національний Економічний  Університет

Спеціальний факультет перепідготовки кадрів

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

з курсу: «Правове регулювання підприємництва»

на тему:

«Підприємницьке законодавство України»

 

 

 

 

 

Виконала:

Студентка 14 групи СФПК

11111111111

Перевірив:

Райлян О. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м.Одеса

2013 рік

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение
  2. Понятие предпринимательской деятельности: ее признаки и принципы.
  3. Организационно-правовые формы предприятий
  4. Условия осуществления предпринимательской деятельности
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Украина - европейское  государство. Вхождение ее в мировое  сообщество как равноправного рыночного  партнера связано с таким многогранным процессом, как развитие предпринимательства. Проблема становления и развития предпринимательства в экономике любой страны, в том числе и Украины, принадлежит к категориям особенно актуальных, поскольку она напрямую связана с уровнем социальной комфортности населения и экономическим благополучием. Развитие предпринимательства обеспечивает не только материальную стабильность населения, но и развивает интеллектуальные, нравственные, культурные и другие качества человека. Итогом реализации человеческого потенциала являются знания и творчество, стимулирующие появление новых технологий, которые, в свою очередь, обеспечивают достижения в сферах медицины, связи, сельского хозяйства, энергетики, промышленного производства и др.

Опыт промышленно развитых стран, таких как США, Италия, Япония, Великобритания, Германия, Франция, экономике которых принадлежит значительное, а по ряду показателей и передовое место в мире, иллюстрирует важную роль малого и среднего бизнеса. На долю последнего в этих странах припадает до 90-95% всех предприятий, 50-60% производства валового национального продукта, он выступает работодателем для более чем 50% работоспособного населения. Здесь важно отметить, что по критериям международной практики, критическая масса коммерческих структур, для характеристики хозяйства как рыночное, должен составлять не менее одного действующего предприятия на 30-50 жителей конкретной территории. Определение оптимального количества малых предприятий для полного функционирования национальной рыночной системы в настоящее время является достаточно проблематичным.

 

 

 

Понятие предпринимательской деятельности: ее признаки и принципы

 

Правовую основу предпринимательства  составляют законодательные и нормативно-правовые акты, нормы гражданского, финансового, административного, трудового и  других отраслей права. Центральное место в этой системе занимают законы о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о банках и банковской деятельности, об инвестициях, о банкротстве, об антимонопольном законодательстве, о налогообложении и другие.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства следующим образом:

  • путем создания субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности;
  • информационным обеспечением субъектов бизнеса;
  • путем оказания помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей;
  • путем подготовки кадров для сферы предпринимательства.

Предпринимательство выполняет важную общественную функцию и государство  должно содействовать его развитию. Государство не вмешивается в  предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.

Предпринимательство стало темой  анализа и дискуссий в XVIII столетии и начало привлекать интерес экономистов XIX столетия, тогда в мире стали употребляться такие слова как «предпринимательство», «свободное предпринимательство», «капитализм». Ученые стали признавать, что предприниматели выступают проводниками прогрессивных изменений.

Переход к рыночным отношениям требует  новой правовой основы хозяйственной деятельности. В ряде законов, регулирующих рыночные отношения, появились такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность». Конституция Украины впервые закрепила за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст.42 Конституции). Однако деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, а также по изготовлению ценных бумаг и денежных знаков осуществляется только государственными предприятиями (ст.4 Закона «О предпринимательстве»). Для осуществления некоторых других видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), которое выдается Кабинетом Министров Украины или иным уполномоченным органом. Закон Украины «О предпринимательстве» определяет также правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности. Некоторым лицам занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом (ст.2 Закона «О предпринимательстве»). К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.

Предпринимательство представляет собой  самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятием торговлей с целью получения прибыли. Такое содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность отличается признаками, которые позволяют понимать данную деятельность уже, чем хозяйственную. Основные признаки предпринимательской деятельности содержатся в законах «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах».

Выделяют следующие основные признаки предпринимательской деятельности:

  • инициативность и самостоятельность состоят в том, что предприниматели имеют право самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством права государственных органов по осуществлению контроля над предпринимательской деятельностью;
  • систематичность означает, что деятельность осуществляется непрерывно, регулярно;
  • деятельность на собственный риск означает, что предприниматель должен предвидеть неблагоприятные последствия (например, убытки и др.) и принимать меры по их устранению;
  • получение прибыли является одним из основных признаков. Деятельность не может считаться предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли.

Кроме того, к признакам предпринимательской  деятельности можно отнести также  самостоятельную юридическую ответственность  и творческий, инновационный, социально  ответственный характер.

Законодательство Украины определяет следующие принципы предпринимательской  деятельности:

  • свободный выбор видов деятельности, привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
  • самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции;
  • установление цен в соответствии с законодательством;
  • свободный наем работников;
  • привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;
  • свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;
  • самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешнеэкономической деятельности.

Законом предусмотрены условия  осуществления предпринимательской  деятельности: государственная регистрация  предпринимательства, право найма  работников и социальные гарантии при использовании их труда; соблюдение законодательства о предпринимательстве; юридическая ответственность субъектов предпринимательской деятельности; право государства на прекращение предпринимательской деятельности.

 

Организационно-правовые формы предприятий

 

Законодательство Украины  о предприятиях оперирует такими понятиями, как организационные  формы, виды и категории предприятий. Каждое из них употребляется для  классификации предприятий за определенными  признаками. Организационная (организационно-правовая) форма предусматривает классификацию предприятий в зависимости от форм собственности, определенных Конституцией Украины и Законом Украины "О собственности", и способов разграничения в предприятиях отдельных форм собственности и управления имуществом. Юридическое значение это заключается в учете в законодательстве, то есть в Законе Украины "О предприятиях в Украине" и специальных законах, особенностей правового положения предприятий отдельных видов.

В целом организационная  форма и вид определяют субъекта, который имеет право присваивать результаты деятельности предприятия. С точки зрения организационной формы ст. 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине" выделяет такие виды предприятий: частные, коллективные, хозяйственные общества, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, коммунальные, государственные (в том числе казенные). Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим на момент создания предприятий законодательством в Украине были созданы и действуют до этого времени и другие виды предприятий: индивидуальные, семейные, совместные (в том числе с иностранными инвестициями) предприятия. Частное предприятие - это организационно-правовая форма предприятия, основанного на собственности физического лица. Определение частное, кроме формы собственности, выражает главную особенность правового положения предприятий этой организационной формы. Согласно законодательству Украины владелец в данном случае в то же время является и предпринимателем, то есть собственность и управление имуществом в частном предприятии не разграничиваются.

Коллективное предприятие (точнее его можно было бы назвать "предприятие  коллективной собственности") - это  организационно-правовая форма предприятия, основанного на собственности трудового  коллектива предприятия. Определение коллективное значит, что предприятие принадлежит коллективу совладельцев (основателей, участников), которые действуют как один субъект права коллективной собственности. Правосубъективность владельца (в данном случае коллектива или группы владельцев, организованных в коллективное предприятие с правами юридической личности) реализуется через юридическое лицо - предприятие, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии со своим уставом (статье 6, 20 и 21 Закону Украины "О собственности"). Это вид негосударственного юридического лица. Право коллективной собственности в коллективном предприятии непосредственно осуществляют его органы управления - высший орган управления (общие собрания или конференция) и правления. Следовательно, коллективное предприятие, пока оно действует, - это объект права собственности соответствующего юридического лица. Его основатели и участники являются владельцами частиц (паев, вкладов) в имуществе предприятия. Иначе определяет понятие коллективного предприятия Закон Украины "О собственности", согласно которому видов коллективных предприятий столько же, сколько субъектов права коллективной собственности названо в ст. 20 Закона Украины "О собственности": коллективные предприятия (например, предприятие, приватизированное трудовым коллективом государственного предприятия и не преобразовано на другой вид; коллективное сельскохозяйственное предприятие); акционерное или другое уставное хозяйственное общество (статье 25 и 26 Закону); производственный кооператив (ст. 24 Закона; предприятие, какое основанное на собственности объединение граждан (например, профсоюзное - ст. 28 Закона); предприятие религиозной организации (ст. 29 Закона); предприятие, созданное хозяйственным объединением (ст. 27 Закона). Специфическим видом коллективного предприятия является также арендное предприятие (ст. 22 Закона Украины "О собственности"). Государственное предприятие являет собой организационно-правовую форму предприятия, основанного на государственной собственности. Определение государственное указывает, что данное предприятие имеет особенности правового положения сравнительно с негосударственными предприятиями. Эти особенности обусловлены способом отграничения функций владельца от функций управления имуществом в государственном предприятии. Само государственное предприятие как имущественный комплекс является объектом права государственной собственности. Предприятию как субъекту права это имущество принадлежит на праве полного хозяйственного владения. Объем его зависит от целевого назначения соответствующего имущества. Государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом "по своему усмотрению, совершая относительно него любые действия, которые не противоречат действующему законодательству и уставу предприятия". Поскольку государственное предприятие является субъектом права полного хозяйственного ведения имуществом, а не субъектом права собственности, относительно государственных предприятий действует специальная категория - правовой режим имущества государственных предприятий (ст. 37 Закона Украины "О собственности"). Она значит, что государственные предприятия руководствуются специальными правилами основания, образования их имущества при основании, определение целей и предмета деятельности (уставы государственных предприятий разрабатываются на основании Типичного устава государственного предприятия, утвержденного 22-28 апреля в 1993 г. Минэкономики, Минтруда, Минфином и Фондом государственного имущества Украины), управления имуществом, распределения прибыли и тому подобное.

Государственные предприятия как  субъекты одной формы собственности (организационной формы) разделяются  на виды:

  • государственные предприятия, основанные на государственной собственности;
  • государственные предприятия, основанные на республиканской (Автономной Республики Крым) собственности;
  • казенные предприятия. Все эти предприятия - государственные юридические лица.

Особенным видом предприятия, основанного  на государственной собственности, является казенное предприятие. Имущество, которое есть в государственной собственности и закреплено за казенным предприятием, принадлежит ему не на праве полного хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. Осуществляя право оперативного управления, казенное предприятие владеет и пользуется отмеченным имуществом. Распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления государственным имуществом, которое принадлежит к основным фондам предприятия, казенное предприятие может лишь с разрешения органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом. Особенности распоряжения другим имуществом казенного предприятия определяются в его уставе.

Важно значение для правовой регуляции  деятельности казенных предприятий имеют постановления Кабинета Министров Украины "О превращении государственных предприятий в казенных" от 30 июня в 1998г. № 987, которой определенно перечень государственных предприятий, которые должны быть преобразованы на казенных; "О типичном уставе казенного предприятия" от 16 июня в 1998 г. № 914, которой утвержден Типичный устав казенного предприятия, и "О некоторых вопросах управления казенными предприятиями" от 22 июля в 1998 г. № 1129, которой, в частности, утверждено Положение о составлении плана развития казенного предприятия и Положения о составлении финансового плана казенного предприятия.

Совместное предприятие - это организационная  форма предприятия, основанного  за законами Украины на базе объединения  имущества разных форм собственности (так называемая смешанная форма собственности). Совместные предприятия, как правило, имеют форму хозяйственных обществ, то есть является субъектами права коллективной собственности.

Основателями совместных предприятий  могут быть юридические лица и граждане Украины, других государств. В зависимости от этого есть два вида совместных предприятий: обычные (национальные) совместные предприятия и совместные предприятия с иностранными инвестициями. Совместное предприятие с иностранными инвестициями - это предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 процентов.

Информация о работе Предпринимательское законодательство Украины