Предприниматели Пермского края. Любимовы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - дать систематическое изложение государственной и меценатской истории рода на протяжении 19 века, выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности.
Для достижения данной цели мной поставлены следующие задачи:
- определить основателя династии и основных представителей рода Любимовых и рассмотреть их деятельность,
- выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности в целом, с учетом их практической деятельности на высших государственных постах, меценатства, благотворительности.

Содержание работы

Введение стр. 2

Глава 1. Основатели династии. стр. 4
§ 1.1. Филипп Алексеевич – первый купец рода. стр. 4
§ 1.2. Иван Филиппович - старший сын. стр. 5

Глава 2. Известнейший Любимов. стр.8
§2.1. И.И. Любимов – видный промышленный деятель. стр. 8
§ 2.2. И.И. Любимов – видный общественный деятель. стр. 12

Глава 3. Закат династии. стр. 15
§ 3.1. Михаил Иванович стр. 15
§ 3.2. Послереволюционные события стр. 17

Заключение. стр. 17
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Любимовы.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                   стр. 2

 

Глава 1.  Основатели династии.                                                              стр. 4

     § 1.1.  Филипп Алексеевич – первый купец рода.                        стр. 4

§     1.2.  Иван Филиппович - старший сын.                                      стр. 5

 

Глава 2. Известнейший Любимов.                                         стр.8

§2.1. И.И. Любимов – видный промышленный деятель.                стр. 8

    § 2.2. И.И. Любимов – видный общественный деятель.                 стр. 12

 

Глава 3.  Закат династии.                                                                          стр. 15

§      3.1. Михаил Иванович                                                                       стр. 15

§      3.2. Послереволюционные события                                                 стр. 17

 

Заключение.                                                                                                 стр. 17

Список литературы.                                                                                    стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы: История российского предпринимательства - тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Исторические исследования, во-первых, дают возможность понять, почему наряду с другими явлениями и процессами, предпринимательство оказалось  сегодня в зачаточном состоянии. Во-вторых, тема предпринимательства достаточно актуальна в настоящее время и по другой причине, имеющей скорее моральную окраску. На данный момент рушатся все прежние кумиры и идеалы, и, чтобы не остаться совсем без истории, нужно воссоздать те события, факты, имена исторических личностей, которыми в самых сложных обстоятельствах укреплялось государство, которые помогали народу возродиться и двигаться дальше по своему историческому пути. В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о необходимости усвоения исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций. Восхищают не только деловая хватка, предприимчивость, размах, но и другие аспекты многогранной деятельности предпринимателей на ниве благотворительности и меценатства.   Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой.  Широкое развитие частной инициативы снизу породило мощное промышленное  движение. Это в полной мере относится и династии Любимовых, которой я решила посвятить свою работу.

 

   Объектом исследования является роль династии Любимовых в истории развития Перми и России в целом, ее положение в обществе.

   Предметом исследования является государственная и меценатская деятельность представителей рода Любимовых.

   Цель исследования - дать систематическое изложение государственной и меценатской истории рода на протяжении 19 века, выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности.

    Для достижения данной цели мной поставлены следующие задачи:

-  определить основателя  династии и основных представителей  рода Любимовых и рассмотреть их деятельность,

- выявить значение рода Любимовых для Пермского края и российской государственности в целом, с учетом  их практической деятельности  на высших государственных постах, меценатства, благотворительности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Основатели династии.

   Первая глава работы посвящена Филиппу Алексеевичу Любимову, который был приписан к пермскому  купечеству и его старшему сыну Ивану, их предпринимательской, а затем и государственной деятельности.

§ 1.1.  Филипп Алексеевич – первый купец рода.

Основателем купеческой династии можно считать Филипа Алексеевича Любимова (1782-1837), с сыновьями Иваном, Леонтием                 и Кузьмой приписался в пермское купечество 3 гильдии с капиталом 8 тыс. рублей. А до этого времени в XVII веке Любимовы - крестьяне,                          XVIII - церковные служители Петропавловского собора,1  но всегда                                         рисковые и предприимчивые. И в 1820 г. накопив средства с небольшой торговли шелковыми и хлопчатобумажными тканями, Филипп                       Алексеевич решает взяться за новое  перспективное дело — грузовые перевозки, и приобретает «суда для отправки купеческих товаров                             по водному пути»2. Развитие торговли между европейской                        частью России и Сибирью требовало расширения транспортных      путей. Огромное значение в этом плане имели Кама и Волга, соединявшие Нижегородскую ярмарку и Пермь.

Таким образом, несмотря на то, Ф. Любимов не был ни именитым, ни богатым купцом, благодаря деловой  хватке и удачным проектам по вложению денег, он приумножает  и накапливает  финансы и получает вес в купеческой среде.

 

§ 2.1.  Иван Филиппович - старший сын.

Старший сын Ф. А. Любимова Иван Филиппович (1807 – 1864) развивает грузовые перевозки и строит небольшую канатно-прядильную фабрику. В 1840-е годы занимался поставками соли                  с Дедюхинских казённых соляных промыслов в Оханск и Кунгур, потом-оптовой торговлей железом, хлебом и солью,3 с оборотом более миллиона рублей.

Он удачно продолжил дело отца, занявшись перевозкой не только грузов, но и пассажиров. В 1855 году купец построил свой первый буксирный пароход «Любимый», переименованный после в «Пермь». В том же году он покупает у судостроительной компании «Гаке и Тет» свой первый пароход «Екатеринбург» и "Березники" и устанавливает пассажирские перевозки от Перми до Нижнего Новгорода.                

Последний пароход по роскоши отделки был безусловно лучшим пароходом того времени на Каме. Кроме этих у купца имелись речные суда обыкновенного устройства. Позднее в его пароходной компании было уже 4 парохода и более 30 барж.4  На земле и воде камско-сибирская фирма Ивана Филипповича Любимова демонстрировала колоссальные транспортные возможности. Владелец буксиро-почтово-пассажирского пароходства гарантировал доставку грузов по всей Западной Сибири. Они могли быть направлены пассажирскими или буксирными пароходами, позднее - железной дорогой, а также гужем в Ишим, Ново-Николаевск, Омск, Павлодар, Петропавловск, Тюмень, Томск.

 

Кроме того, в 60-х годах XIX века Иван Филиппович — потомственный почетный гражданин, имел звание коммерции советника, которое присваивалось купцам 1 гильдии, пробывшим в ней не менее 12 лет. Пермские краеведы отмечают, что он неоднократно занимал пост городского головы Перми:   с 18 октября 1835 года по 1838 год, с 18 октября 1847 года по 1853 год      и в 1859—1864 гг. А. А. Дмитриев писал: «Пройдя разные выборные должности и, между прочим, прослужив почти 10 лет пермским городским головою, Иван Филиппович … оставил о себе в Перми добрую память и общее уважение.»5

Иван Филиппович был  дважды женат. В первом браке не было детей. Вторая жена, дочь кунгурского купца Анна Степановна Фоминых, родила пятерых детей: Ивана, Михаила, Константина, Александру и Клавдию. Церковь отметила, что дети росли «… в кругу благочестивого родного семейства, здесь в частной жизни своих родителей они видели примеры глубокой религиозности, любви         ко храмам Божиим, строгого исполнения церковных уставов, сыновнего почтения к пастырям церкви, примеры христианского отношения к ближним».

 Он участвовал в благотворительной деятельности: с 1862 года                    был сотрудником Пермского дамского попечительства о бедных.            При городском голове И. Ф. Любимове решались такие бытовые вопросы, как устройство плота на р. Каме для полоскания                   белья, постройка моста через р. Егошиху.

Пермяки, пережив тяжелый  урок – пожар 1842 года, стали застраивать  город каменными зданиями. Несколько  домов было

 

построено и самим  купцом. Материально помогал сиротскому дому, жертвовал на благоустройство церквей.6 Жена Ивана Филипповича Любимова, Анна Степановна, внесла 10 тыс. руб. в пользу убежища детей бедных, а свой  жилой дом завещала городу.7

Таким образом мы выяснили, что Любимовы не были потомственными привилегированными купцами,  только благодаря уму, напористости, умению трудиться и рисковать они добились того положения, которое позволяло и до сих пор позволяет   говорить о них, как о династии удачливых предпринимателей и ярких руководителей в Пермском крае. И именно с этого времени начинается история меценатства и благотворительности этой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Известнейший Любимов.

Во второй главе изучена деятельность И.И. Любимова, направленная на расширение и развитие предприятий края, его инновационные разработки в сфере транспорта, его государственная должность и меценатская деятельность его и его жены.

§      2.1. И.И. Любимов – видный промышленный деятель.

 Внук родоначальника династии, Иван Иванович Любимов                                (1838-1899), стал одним из известнейших представителей династии.

Получив  домашнее образование, унаследовав   5 домов, Пермскую канатную фабрику, 12 лавок в гостином дворе, 4 амбара, пароходы, он продолжил коммерческое дело отца. Обладая духом предприимчивости и широтою взглядов в промышленных делах, он значительно расширил предприятия Ивана Филипповича.8

Сначала Иван Иванович занялся  дальнейшим развитием своего пароходства  и судоходства по Каме и устройством  близ Перми механического завода ниже Слудской Свято-Троицкой церкви, основание которому было положено Тетом  еще в 1858 году. Любимов со временем значительно увеличил производство завода и стал брать подряды на постройку паровых судов не только для Камы и Волги, но и для Каспийского моря. В 1877 году в навигацию на Каме открылось новое пассажирское пароходство И. И. Любимова. Были пущены в рейс прекрасные по устройству и удобствам пассажиров пароходы.

Можно добавить, что пароходы обыкновенного устройства реконструировались и облагораживались. Так было с "Пермью" и "Кунгуром".  Несколько слов о пароходе "Пермь", на котором в апреле 1890 года А.П.Чехов отправился в путешествие из Нижнего Новгорода. Первоначально это был буксир "Любимый".             Позднее, купив пароход "Екатеринбург", купец переименовывает "Любимый" в "Пермь".9

Любимовы становятся сильными конкурентами известных пароходных компаний «Самолет» и «Кавказ и Меркурий». Огромный размах это дело получило после объединения капиталов и усилий акционерного общества "Иван Любимов и К" с почтово-пассажирским пароходством товарищества "Ф. и Г. бр.Каменские".

На заводе Любимова зимой 1882 года шла самая деятельная работа:

строились сразу 6 пароходов: один пассажирский для самого И. И. Любимова в 100 сил, пассажирский для купца Якимова в 60 сил на р. Белую, такой же для Лунегова на Верхнюю Каму и буксирные пароходы для купцов Куракина, Ушкова в Елабугу и Корнилова в Западную Сибирь. В 1887 году на судостроительном заводе впервые сооружались две паровые шхуны для Каспийского моря – «Васпуракан» и «Князь Пожарский» господам Солину  и Петелину в 100 номинальных сил каждая. Назначение шхун – перевозка керосина и нефти из Баку в Астрахань.  Всего впоследствии было построено 5 шхун вместимостью 7800 тонн.

Для будущего любимовского содового завода здесь были изготовлены аппараты и механизмы этого нового химического производства. Все 
проекты и чертежи составлялись собственными техниками заво- 
да. Таким образом, к началу XX века бывший заброшенный за- 
вод превратился в одно из" крупнейших предприятий Урала.

Среди заказчиков у И. И. Любимова были Министерство пу- 
тей сообщения, предприниматели П. К. Ушков, А. П. Куракин, 
А. Ф. Морозов и др. Мощности завода уже не справлялись с воз- 
росшим объемом заказов. Поэтому в 1895 г. Любимов задумал 
серьезное расширение и переоснащение предприятия, для чего 
намеревался взять кредит в Пермском отделении Госбанка, но 
получил отказ. Основанием для отказа послужил тот факт, что 
кроме судостроительного Любимов владел крупными солева- 
ренным и содовым заводами, и мог, по мнению комиссии торго- 
во-промышленного кредитного отдела, изыскать средства само- 
стоятельно.  Судостроительный завод Любимова давал работу значительному числу жителей Перми. В неблагоприятные для судового промысла годы число рабочих мест приходилось сокращать до 200—300, иногда даже временно закрывать производство, но в

среднем на заводе работало около 800 человек.10

17 июня 1883 года на судостроительном  заводе произошел большой пожар,  принесший убыток до 8000 руб.: было  уничтожено здание котельной  фабрики с находившимися в  ней станками и паровой машиной. Завод мог быть закрыт, и многие судостроители остались бы без работы. И. И. Любимов предоставил рабочим трудиться на восстановлении завода. О нем писали: «Его человеколюбивые, благороднейшие отношения к ближним преимущественно проявлялись на его заводах и копях. Здесь работает у него не одна тысяча народа, для которого он являлся истинным благодетелем…».

Ещё в конце 60-х годов XIX в. Иван Иванович занялся солеварением. Он возобновил действие заброшенного 100-летнего Березниковского завода, поправил варницы по новому «белому» баварскому способу, и в 1872 году завод начал работать. Таким же образом был пущен в действие стоявший Дедюхинский солеваренный завод. Бедствующее безработное население воспринимало работодателя как «истинного поильца и кормильца».

Информация о работе Предприниматели Пермского края. Любимовы