Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности. На основе норм действующего законодательства изучить понятие правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - опираясь на федеральное законодательство, проанализировать понятие лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности, признаки и принципы лицензирования отдельных видов деятельности; - порядок получения лицензии, порядок её приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.

Файлы: 1 файл

курсовая лицензирование.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 


 


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Экономико-правовой колледж

при Институте экономики, управления и права

в направлении права и социального обеспечения

                                      

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Предпринимательское право»

 

ТЕМА:

«Правовые основы лицензирования отдельных видов  деятельности»

 

 

 

Выполнил: ______________

студент гр. 1812-9

дневного отделения, 3 курса

         Газизуллин Артур Рушанович

 

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель:

Карпунина Ирина Владимировна

 

                                                                        

                                                     КАЗАНЬ*2013

 

        ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья людей, проживающих в Российской Федерации.

Лицензирование представляет собой одно из средств государственного                                                                                                                                                            регулирования предпринимательской деятельности.  

Тема, посвященная  лицензированию отдельных видов деятельности в нашей стране в настоящее время,  как никогда актуальна.

Субъект предпринимательского права может осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности только после получения специального разрешения (лицензии), предоставляемого уполномоченными органами власти. Лицензия легитимирует деятельность предпринимателя, поскольку определяет возможность ведения им тех или иных видов предпринимательской деятельности.

Нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности представлено рядом законодательных и подзаконных актов, которые регламентируют порядок проведения мероприятий в рамках процедуры лицензирования.

Анализируя законодательные основы данного правового института, прежде всего следует отметить, что в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержится положение, согласно которому отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Эта норма Гражданского кодекса Российской Федерации предопределена положениями Конституции Российской Федерации статьями  8, 34, частью 3 статьи 551 и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.

Также лицензирование регулируется Федеральным закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" №99-ФЗ от 04.05.2011г.2, Постановлением Правительства РФ  "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" №957 от 21.11.2011г.3

Государство посредством выдачи лицензий выполняет контрольные функции по отношению к участникам предпринимательской деятельности в условиях рынка.

Лицензирование затрагивает интересы многих миллионов   людей как занимающихся предпринимательством, так и пользующихся результатами их труда.

Кроме того, необходимо отметить, что лицензионные сборы – занимают не последнюю строку бюджетов различных уровней.

В данной работ, опираясь большей частью, на  федеральное законодательство, я раскрою такие вопросы, как: понятие лицензирования, цели, задачи, принципы лицензирования, лицензионные требования и условия, понятие лицензии, и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок её приостановления и аннулирования, а также виды лицензирующих органов.

Актуальность данной темы очевидна, так как  лицензирование, как специфический вид деятельности, как форма государственного регулирования, направлено на защиту национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Достигается это путем создания специальных ограничений, результат которых способствует избеганию социальных конфликтов, сохранить равновесие общественных сил.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности. На основе норм действующего законодательства изучить понятие правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- опираясь на федеральное законодательство, проанализировать понятие лицензирования, правовые основы  лицензирования предпринимательской деятельности,  признаки и принципы лицензирования отдельных видов деятельности;

- порядок получения лицензии, порядок её приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.

Глава 1. Понятие и правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности

    1. Этапы развития лицензирования в Российском законодательстве

 

Принятие Конституции РФ коренным образом изменило подход государства к правовому регулированию экономических отношений в условиях рынка, в том числе к лицензированию отдельных видов деятельности. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Ограничение этого права, согласно ст. 55 Конституции4, допустимо только федеральными законами при условии, что это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, по мысли законодателя лицензирование как средство ограничения свободы предпринимательской деятельности, необходимо для защиты публичных интересов населения страны.

В российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:

1) документ (п. 1 Порядка ведения  лицензионной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года № 1418);

2) право (ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных  видов деятельности" №158 от 25.09.98г.);

3) юридический факт в форме  соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).5

Фактически, на дату принятия Конституции в России действовало около двадцати федеральных законов, устанавливавших перечни и некоторые особенности лицензирования отдельных видов деятельности (например, "О банках и банковской деятельности", "О медицинском страховании в Российской Федерации", "О недрах", "О средствах массовой информации"). Только они соответствовали Конституции и могли применяться на всей территории России без каких-либо ограничений.

С принятием Конституции наметились, некоторые проблемы в правовом регулировании института лицензирования. Причиной стало повсеместное неисполнение органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства.

Кроме того, поскольку определение видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, относится к характеристике правоспособности участников рыночных отношений и в силу этого является институтом гражданского права, его регулирование в соответствии со ст. 71 Конституции отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации посредством принятия федеральных законов. Это еще одно подтверждение того, что установление перечней видов деятельности, подлежащих лицензированию, должно осуществляться только на основании федеральных законов.6

В связи с этим назрела необходимость принятия федерального закона, который бы установил перечень лицензируемых видов деятельности и порядок предоставления лицензии.

Результатом стало принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №158 от 25.09.98г.  

Он  закрепил перечень, который включил в себя 211 видов деятельности (с учетом дополнений, внесенных Федеральным законом 26 ноября 1998 года №178-ФЗ), на осуществление которых требуются лицензии.

 В настоящее время основным  нормативным актом, устанавливающим  перечень лицензируемых видов  деятельности и регулирующим  порядок предоставления лицензии  является, Федеральный закон «О  лицензировании отдельных видов  деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.11г., он в целом похож на своего предшественника, но все же наблюдаются и серьёзные различия. 

 

1.2. Понятие, задачи, цели, методы лицензирования отдельных видов деятельности. Правовое регулирование

 

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ  от 04.05.11г. «Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования».7

Эти действия объединены общим субъектом - лицензирующие органы и предметом – лицензия.

лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование

лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Итак, из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование – это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями – защитой интересов и прав граждан.

Федеральным законом выделяются объекты лицензирования – лицензируемый вид деятельности. То есть лицензируемый вид деятельности – вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

При осуществлении лицензирования государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов:8

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

- установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

- установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование  - это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.9

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом, на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в электронном виде (ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ). Отметим, что Федеральный закон N 128-ФЗ не предусматривал выдачу лицензии в форме электронного документа (ст. 2 Федерального закона N 128-ФЗ).10

Информация о работе Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности