Правовой статус филиалов и представительств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - изучить основу правового статуса филиалов и представительств.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие филиала и представительства;
изучить порядок создания и функционирования филиала и представительства;
рассмотреть правовой статус филиалов и представительств, руководителей этих подразделений.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 58.09 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление:

 

 

 

 

Введение

Статус филиалов и представительств долгое время игнорировался в юридической литературе, поэтому полных теоретических разработок на данную тему очень мало. Происходит это из-за того, что филиалы, представительства не являются юридическими лицами и выступают в гражданском обороте от имени юридического лица, создавшего их, а значит, интереса, как субъекты гражданского права, они вызывать не должны. Между тем, вопрос изучения статуса филиалов и представительств имеет не только теоретическое значение, но и огромную практическую значимость.

Изучение таких вопросов, как: порядок создания, пределы полномочий, порядок ликвидации, пределы полномочий, правовое положение – необходимо с практической точки зрения. Понятие же сущности филиалов и представительств является неоднозначным вопросом теории цивилистики, выведение данного понятие требует углубления в законодательство и труды ученых-цивилистов.

Объектом анализа настоящей работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с правовым статусом филиалов и представительств как обособленных подразделений.

Предметом исследования выступает статус филиалов и представительств, его правовое регулирование.

Цель исследования - изучить основу правового статуса филиалов и представительств.

Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие филиала и представительства;
  • изучить порядок создания и функционирования филиала и представительства;
  • рассмотреть правовой статус филиалов и представительств, руководителей этих подразделений.

Методологической основой является совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включающих: методы системного анализа и синтеза, правового моделирования.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Данная контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика филиала и представительства

1.1 Понятие и признаки филиала и представительства

Понятия филиала либо представительства юридического лица являются гражданско-правовыми понятиями, их определения даны в Гражданском кодексе РФ. Статья 55 ГК РФ1 так определяет понятие филиала - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.

Понятие представительства, в этой же статье, определяется несколько иначе - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, призванное представлять и защищать интересы юридического лица.

Осуществлять функции юридического лица, хотя бы и частично, представительство не вправе. Филиал же, напротив, может выполнять функции представительства. То есть, понятие филиала намного шире, чем понятие представительства.

Несмотря на то, что филиал и представительство имеют различный правовой статус, у них можно найти общее - и филиал и представительство являются обособленными подразделениями юридических лиц. Здесь следует заметить, что термин - «обособленное подразделение» - используется не только Гражданским кодексом РФ, но и налоговым законодательством. Статья 11 НК РФ2 так раскрывает его содержание - любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (рабочее место, созданное на срок более одного месяца).

Понятие «рабочее место» раскрывается в Трудовом кодексе РФ, где в ст.2093 устанавливается, что рабочее место, это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Что касается понятия «обособленности» подразделения, то правовые нормы не дают однозначного ответа на вопрос, каково должно быть удаление подразделения от места нахождения юридического лица, чтобы это подразделение можно было бы считать обособленным. То есть, с одинаковым успехом можно обосновать, что филиалом и/или представительством является подразделение, расположенное как по другому почтовому адресу в том же районе (даже если это всего лишь рядом стоящее здание), так и подразделение, находящееся в другом населенном пункте.

Таким образом, предприятия могут создавать свои обособленные подразделения, с расположением их вне места постоянного расположения головной организации.

Принимая решение о создании филиала или представительства, важно помнить, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами. С практической точки зрения это означает, что обособленные подразделения не могут самостоятельно, от своего имени совершать сделки. Они могут действовать в рамках только тех полномочий, которые им предоставлены головной организацией - юридическим лицом. Указанные полномочия излагаются в положениях об этих обособленных подразделениях. Такие положения, в соответствии с пунктом 3 ст.55 ГК РФ утверждаются юридическими лицами, создавшими обособленные подразделения.

Действующим законодательством определено, что представительства и филиалы, при их создании, должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Необходимо заметить, что понятие «учредительные документы» имеет различное значение в зависимости от вида хозяйственного общества. Для акционерного общества учредительным документом является только устав общества, а для общества с ограниченной ответственностью – учредительным документом, помимо устава, является еще и учредительный договор (п.1 ст.11 федеральных законов "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. (далее – «Закон об акционерных обществах»)4 и "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. (далее – «Закон об обществах с ограниченной ответственностью»).

Таким образом, с юридической точки зрения, для того, чтобы филиал и/или представительство были правомочны участвовать в предпринимательской деятельности, они должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В противном случае они не будут иметь правового статуса филиала и/или представительства, а это означает, что совершаемые ими юридически значимые действия не будут порождать гражданских прав и обязанностей у создавших их юридического лица.

    1. Порядок создания и функционирования филиала и представительства

Большее практическое значение имеют такие аспекты правового положения филиалов (представительств), как порядок его создания, при котором уточняются пределы их полномочий, а также порядок ликвидации филиала, поэтому следует обратить непосредственное внимание именно на них.

Для этого следует обратиться к основным федеральным законам, регулирующим данную сферу: №14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»5, №208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» и №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»6. Согласно этим законам, устав должен содержать сведения о филиалах и представительствах. При создании нового обособленного подразделения юридическое лицо вносит изменения в свой устав и сообщает об этом в регистрирующий орган (территориальный орган федеральной налоговой службы). Данная процедура имеет уведомительный характер. Согласно статье 19 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»7  организация предоставляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, решение о внесении изменений в учредительные документы, обоснование этих изменений, решение о создании филиала (представительства). Согласно пункту 5 статьи 12 ФЗ № 208-ФЗ в акционерном обществе такое решение принимает совет директоров (наблюдательный совет); в пункте 1 статьи 5 ФЗ №14-ФЗ в обществе с ограниченной ответственностью это входит в компетенцию общего собрания участников (не менее 2/3 участников). В унитарном предприятии руководитель по согласованию с собственником принимает решение о создании обособленного подразделения (п. 1 ст. 5 Закона №161-ФЗ). В положении о филиале (представительстве) АО закрепляется на основании чего, он создается, дата создания, место нахождения, цели и предмет деятельности и полное наименование на русском языке, в нем же закрепляются основные полномочия филиала и акционерного общества. Например, общество определяет основные направления деятельности, вносит изменения в Положения, осуществляет проверки деятельности, назначает и увольняет директора, определяет структуру филиала. Филиал же, в свою очередь, осуществляет распоряжение имуществом и средствами, получаемыми им в результате собственной хозяйственной деятельности, реализует продукции, выполняет работу и услуги по тарифам, установленным обществом. Филиал вправе заключать хозяйственные договоры, ответственность по которым несет самостоятельно, закрепленным за ним имуществом, при недостатке его кредиторы обращаются к АО. Хозяйственный год филиала совпадает с хозяйственным годом общества.

Регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней с момента получения уведомления должен внести соответствующую запись в государственный реестр и сообщить об этом в письменной форме юридических лиц (с 1июля 2012 года вводится возможность электронного извещения с электронной подписью)8.

Далее происходит постановка на учет в налоговый орган филиалов, выделенных на отдельный баланс. Со 02.10.2010 для постановления на учет в налоговый орган от филиала или представительства не требуется совершать каких-либо специальных действий, достаточно подать уведомление о внесении соответствующих изменений в учредительные документы. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, передаются в налоговый орган по месту нахождения организации.

В связи с этим возникает вопрос, обязательно ли выделение филиала на отдельный баланс? Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №208-ФЗ, акционерные общества, создавшие филиалы и представительства, наделяют их имуществом, которое учитывается как на отдельном балансе, так и на балансе общества. Следовательно, общество обязано выделить филиал (представительство на отдельный баланс). Тоже положение содержится и в законе от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»9. В законах № 14-ФЗ и № 161-ФЗ указывается, что юридическое лицо наделяет созданные филиалы (представительства) имуществом (оформляется приказом генерального директора в ООО), но не указано: нужно ли выделять его на отдельный баланс. Таким образом, для ООО, ГУП и МУП данное действие не является обязательным.

В связи с длительностью процедуры создания филиала (представительства) возникает вопрос: с какого момента обособленное подразделение является созданным: с момента государственной регистрации, принятия решения юридического лица о внесении изменений в устав? В законодательстве регулируется, что изменения, произошедшие в уставе общества, вступают в силу для третьих лиц с момента подачи уведомления в регистрирующий орган. Что касается всего остального, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 09.09.2004 № КА-А 40/7836-04 сказано, что суд, руководствуясь статьей 11 НК РФ, считает, что моментом создания обособленного подразделения является момент оборудования стационарных рабочих мест10.

Кроме общего порядка создания обособленного подразделения, законодательством РФ предусмотрены дополнительные процедуры. Так, например, для создания представительства иностранного юридического лица на территории РФ предусматривается обязательная процедура аккредитации. Аккредитующие функции имеют Банк России (для банков и кредитных организаций), Министерство юстиции (для некоммерческих организаций), Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Так, аккредитация представительства иностранного юридического лица в ТПП РФ представляет следующую процедуру11. Письменное заявление, подписанное руководителем иностранного юридического лица, предоставляется представителем в регистрирующий орган. В данном заявлении, помимо названия фирмы, времени создания, предмета деятельности, местонахождения, списка органов управления, должна содержаться информация о деловых связях с российскими партнерами, информация о перспективах данного сотрудничества, о целях открытия представительства и адрес и номера телефонов (предполагаемые) представительства в РФ. К заявлению также прилагается обширный пакет документов:

1. Устав или положения об инкорпорации юридического лица;

2. Свидетельство о его регистрации или выписка из торгового реестра государства его инкорпорации, или иное доказательство того, что фирма зарегистрирована в соответствующем порядке;

3. Решение органа управления иностранного юридического лица об открытии представительства в РФ;

4. Положение о представительстве, определяющего внутренние правила, права и обязанности представительства по отношению к иностранной фирме. Проект данного положения нуждается в предварительном согласовании с Департаментом по аккредитации иностранных фирм ТПП РФ;

5. Рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранную фирму, содержащего информацию о ее финансовой репутации;

6. Два рекомендательных писем от российских деловых партнеров иностранного юридического лица. Одно из таких писем может быть получено от территориальной ТТП, на территории деятельности, которой предполагается открытие представительства;

7. Доверенность на главу представительства, оформленную надлежащим образом.

Аккредитация осуществляется сроком на три года, который может быть продлен. За продление аккредитации или ее оформление предусматривается сбор. Сведения об аккредитованных представительствах заносятся в сводный реестр. Последним этапом процедуры является постановление на налоговый учет в особом (усложненном порядке). Представительство считается созданным с момента аккредитации. Подводя итог, следует отметить, что усложненный порядок создания филиалов и представительств юридических лиц приводит к тому, что мелкие и средние иностранные фирмы не создают филиалов и представительств на территории РФ, предпочитая регистрировать новые юридические лица или ИП согласно общему порядку создания юридических лиц и ИП в РФ.

Что касается непосредственной деятельности обособленного подразделения то, так как представительства и филиалы не являются субъектами гражданского права, то между ними и юридическим лицом не может возникать гражданско-правовых отношений представительства, предполагающего двух самостоятельных субъектов права, которые при добровольном представительстве выступают в качестве сторон договора12. Это значит что, к данным отношениям нельзя применить статью 183 ГК РФ, регулирующую институт представительства. Так, в Информационном письме от 23.10.2000 № 57 « О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ»13  ВАС РФ постановил, что если орган юридического лица совершил сделку с превышением своих полномочий, то данная сделка будет считаться ничтожной согласно статье 168. Статья о представительстве не применяется, поскольку отсутствует институт представительства как таковой: орган не может быть представителем, поскольку не обладает гражданской правоспособностью (подробнее будет освещено ниже). Хотя филиалы (представительства) не являются органами юридического лица и в силу особенностей гражданско-правового статуса не могут быть к органам приравнены, нормы данного информационного письма применяются в отношении филиалов и представительств, а также их руководителей по аналогии.

Информация о работе Правовой статус филиалов и представительств