Правовое регулирование проффесиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состояла в рассмотрении некоторых проблем систематизации современного коммерческого права в России.
Для достижения цели в работе решены следующие задачи:
- зафиксированы виды и способы систематизации законодательства;
- выявлены предпосылки систематизации коммерческого права в России;
- рассмотрены основные направления систематизации коммерческого права в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Виды и способы систематизации права 5
2 Предпосылки систематизации коммерческого права в России 7
3 Основные направления систематизации современного коммерческого права в России 10
Заключение 15
Список источников 17

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование проффесиональной деятельности.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу  экономической деятельности (п. 1 ст. 8), а также право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). Поэтому эффективное правовое регулирование предпринимательской деятельности и развитие коммерческого права становятся важными факторами успеха отечественной экономики в целом.

Коммерческое  право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право - совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между предпринимателями. Оно регулирует отношения между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности.

Исторически сложилось так, что в России коммерческое право является подотраслью гражданского права, в то время как в ряде других стран оно представляет собой относительно обособленное и независимое направление. Тем не менее, развитие отечественного предпринимательства, глобализация торговых отношений с участием иностранных партнеров, вступление России во Всемирную торговую организацию диктуют необходимость совершенствования нормативно - правовой базы в сфере коммерции и торговли, ее сближение с общепринятыми международными нормами.

Скажем больше, что сегодня одним из существенных условий отнесения страны к государству с развитой рыночной экономикой является наличие коммерческого права как самостоятельной отрасли, которая функционирует наряду с гражданским правом.

Таким образом, объективно существует необходимость постепенного обособления коммерческого права в России. Одним из ключевых механизмов в данном направлении следует считать систематизацию правовых норм в сфере предпринимательства (деятельность государственных органов или общественных объединений, направленная на упорядочение коммерческого права).

Цель данной работы состояла в рассмотрении некоторых проблем систематизации современного коммерческого права в России.

Для достижения цели в работе решены следующие задачи:

- зафиксированы виды и способы систематизации законодательства;

- выявлены предпосылки систематизации коммерческого права в России;

- рассмотрены основные направления систематизации коммерческого права в России.

 

1 Виды и способы систематизации  права

Сначала необходимо зафиксировать ключевое понятие данной работы - «систематизация права», которое непосредственно связано с проблемой совершенствования законодательства как в целом, так и в сфере коммерческой деятельности, в частности.

Известно, что нормативно - правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.

Систематизация нормативно - правовых актов (законодательства) - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

Систематизация преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно - правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства.

1. Учет - простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.

2. Разновидностью учета  является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс»). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило, по предметно-хронологическому.

3. Инкорпорация - это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

4. Консолидация - способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу.

5. Кодификация - способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

 

2 Предпосылки систематизации коммерческого права в России

Чтобы понять предпосылки, которые  указывают на необходимость систематизации коммерческого права, проанализируем сначала текущую структуру и степень консолидированности законодательства в этой отрасли.

На сегодняшний день иерархия источников коммерческого права может быть представлена следующим образом:

1. Международные договоры, поскольку  их приоритет над национальным законодательством предусмотрен ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, провозглашающая  основные принципы торгового  оборота. В частности, единство  экономического пространства, поддержку  конкуренции, защиту собственности  и др.

3. Федеральные законы, включая кодифицированные акты - Гражданский кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и множество других законов, среди которых невозможно выделить специальные торговые, так как они имеют и общегражданский характер.

4. Указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ.

5. Обычаи делового оборота. Это  первые источники торгового права.  В настоящее время применение  обычаев санкционировано ст. 5 ГК  РФ в тех случаях, когда необходимая  норма в законодательстве отсутствует.  Обычай как источник права  - это сложившееся, определенное по своему содержанию правило, широко применяющееся в какой - либо области предпринимательства, не предусмотренное законодательством.

6. Документы судебно - арбитражной практики. В качестве примера можно назвать отечественное вексельное законодательство и его толкование судами при разрешении споров.

За последние два десятилетия постсоветского периода российское коммерческое законодательство претерпело значительные изменения в части создания правовых условий для развития рыночных отношений. Если заглянуть в соответствующие правовые базы данных, то можно обнаружить тысячи законодательных актов федерального уровня в сферах гражданского права, финансов, хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, общих вопросов государственного регулирования в экономике. И это без учета смежных отраслей, международно-правовых актов и действующих актов Союза ССР.

Разбираться в таком большом  количестве нормативного материала  с трудом могут даже сильные профессионалы-юристы, что уж говорить о среднестатистическом предпринимателе, уровень правовой подготовки которого может быть весьма скромным.

Предпринимательское законодательство, которое формировалось зачастую наспех, в условиях социально-политической и экономической нестабильности, не лишено противоречий и коллизий, требующих своего разрешения.

Несмотря на стремительное развитие коммерческой деятельности в России и столь же очевидное продвижение  международного сотрудничества в сфере  торговли и бизнеса, не прекращаются споры вокруг механизмов совершенствования  предпринимательского законодательства. И здесь есть как сторонники, так и не менее активные оппоненты тех ли иных способов систематизации.

Так, например, на протяжении нескольких лет наиболее активно обсуждается проблема кодификации коммерческого права. Различаются три точки зрения по этому вопросу:

1) сторонники цивилистической (от civil – гражданский) концепции не склонны считать необходимым принятие торгового кодекса, поскольку правовое регулирование предпринимательской деятельности в настоящее время вполне обеспечивается Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и другими нормативными правовыми актами;

2) сторонники комплексных отраслей  права предлагают принять единый акт - торговый кодекс, объединив в нем нормы частного и публичного права, регулирующие отношения в сфере предпринимательства. Речь идет о принятии комплексного нормативного правового акта в развитие ГК РФ, поскольку к отношениям, регулируемым торговым кодексом, будут субсидиарно применяться и общие нормы ГК РФ.

3) сторонники предпринимательского  права как самостоятельной отрасли права ведут речь о едином отраслевом кодексе, не допускающем субсидиарное применение норм ГК РФ к отношениям, регулируемым торговым кодексом.

 

3 Основные направления систематизации современного коммерческого права в России

Как мы убедились выше, систематизация законодательства о предпринимательской деятельности представляет собой объективный и закономерный процесс. Подтверждение тому – некоторые страны с рыночной экономикой, законодательство о предпринимательской деятельности которых кодифицировано, то есть, приняты хозяйственные или торговые кодексы (Франция, США, Португалия, Украина и др.).

Система, когда в стране одновременно с гражданским кодексом принят хозяйственный  или торговый кодекс, называется дуалистической системой частного права. В других странах (в том числе в России) принята монистическая система, означающая, что принят только гражданский кодекс.

На сегодняшний день ведутся дискуссии вокруг проблемы создания Предпринимательского (Хозяйственного) Кодекса в России. В случае принятия такого кодекса в него могут войти следующие разделы:

Часть 1. Общее хозяйственное  право.

Раздел 1. Основные начала хозяйствования.

Раздел 2. Хозяйствующие субъекты (регистрация, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов), виды (АО, ГУП, учреждения и др.), формы объединений и совместной деятельности (концерны, холдинги), право собственности и другие вещные права на хозяйствующие субъекты (приватизация, национализация).

Раздел 3. Организация  и управление деятельностью хозяйствующего субъекта (менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учёт, организационные договора, делопроизводство).

Раздел 4. Государственное  регулирование в хозяйственной  деятельности (лицензирование, стандартизация, сертификация, специальные режимы хозяйствования).

Часть 2. Коммерческое хозяйственное право (торговое право).

Раздел 5. Конкуренция (защита конкуренции, тендеры, естественные монополии).

Раздел 6. Реклама.

Раздел 7. Торговля (организация  торговли и оказания услуг, права  предпринимателей и права потребителей).

Раздел 8. Особенности  правового регулирования в отдельных  областях хозяйствования (товарном, биржевом, финансовом, банковском, игорном, ресторанном, торговом мореплавании и др.).

Принятие Предпринимательского Кодекса с точки зрения цивилистов также возможно, но в него, по их мнению, могут входить только частно-публичные внутрихозяйственные отношения в организации, не затрагиваемые в Гражданском Кодексе. Допускаются и другие варианты кодификации, в частности с регулированием имущественных и личных неимущественных отношений в предпринимательской деятельности, в то время как ГК регулирует те же самые отношения между обычными субъектами.

В настоящее время  первыми шагами по систематизации предпринимательского законодательства логически могут стать консолидация и инкорпорация (подготовка свода федеральных законов) по таким направлениям как:

- организационно-правовые формы юридических лиц - коммерческих организаций;

- финансовые отношения;

- отношения в сфере интеллектуальной собственности;

- несостоятельность (банкротство);

- торговля;

- промышленная политика;

- строительный комплекс;

- аграрный комплекс;

- антимонопольное регулирование;

- внешнеэкономическая деятельность;

- энергетическая политика;

- морское дело;

- транспортные отношения;

- банковское дело;

Информация о работе Правовое регулирование проффесиональной деятельности