Правовое положение торговых организаций с иностранными инвестициями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

1.Понятие торговой организации с иностранными инвестициями и ее правовой статус
2.Гарантии и льготы, предоставляемые торговым организациям с иностранными инвестициями по Федеральному закону РФ от 25 июня 1999г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
3.Создание и ликвидация торговых организаций с иностранными инвестициями
Задача
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема 6 (1).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)


38

 

Тема 6. Правовое положение торговых организаций с иностранными инвестициями

1.Понятие торговой организации с иностранными инвестициями и ее правовой статус

2.Гарантии и льготы, предоставляемые торговым организациям с иностранными инвестициями по Федеральному закону РФ от 25 июня 1999г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

3.Создание и ликвидация торговых организаций с иностранными инвестициями

Задача

Список литературы



38

 

1.Понятие торговой организации с иностранными инвестициями и ее правовой статус

 

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации[1].

Прямая иностранная инвестиция[2] - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

ФЗ закрепляет основы правового режима, применяемого в Российской Федерации к иностранным инвесторам. В самом общем виде правовой режим деятельности иностранных инвесторов можно определить как уровень условий деятельности, льгот и гарантий прав и законных интересов, предоставляемых иностранным инвесторам. Общепризнанным является деление правовых режимов на абсолютные и относительные. Под абсолютным режимом понимается полная и абсолютная защита, гарантированность иностранных инвестиций. В отличие от абсолютного режима относительные режимы предоставляют иностранным инвесторам больший или меньший объем прав, по сравнению с инвесторами из своей страны или какой-либо другой, определенной в договоре страны или стран, то есть относительно других инвесторов. Наиболее часто государства придерживаются следующих режимов иностранных инвестиций:

а) Национальный режим. При использовании данного режима иностранные инвесторы приравниваются в правах к инвесторам своей страны, то есть одно государство предоставляет на своей территории другому государству такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам.

б) Режим наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается предоставление одним государством инвесторам другого государства такого же широкого объема гарантий, прав, преимуществ и льгот, какими пользуется и (или) будет пользоваться в дальнейшем любое третье государство на территории первого. То есть, режим наибольшего благоприятствования подразумевает предоставление максимально благоприятного для других стран режима и является наглядным воплощением принципа недискриминации.

в) Преференциальный режим. Особый экономический режим, предоставленный одним государством инвесторам определенного другого государства, не распространяющийся на какие-либо третьи страны.

г) Специальный режим является договорным режимом и устанавливается путем указания конкретных специальных прав, предоставляемых, как правило, на основе взаимности, договаривающимися государствами друг другу. Конкретные права, льготы и привилегии должны быть четко указаны в договоре.

д) Специальный и дифференцированный (более благоприятный режим), режим, как правило, предоставляемый развивающимся странам. В общей форме эти льготы выражаются в виде права использовать преференциальные ставки таможенных пошлин в развитых странах при экспорте своих товаров; обязательства развитых стран оказывать техническое содействие в деле приведения законодательных и иных инструментов развивающихся стран в соответствие с требованиями ВТО[3].

Вопрос режима инвестиционной деятельности в большей или меньшей степени затрагивают большинство международных соглашений в рассматриваемой сфере, а так же практически все двусторонние договора Российской Федерации.

В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций справедливо обращается внимание на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых необходимо для выполнения допуска.

Руководство исходит из основного положения, что равный режим инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата". В общем и целом Руководство закрепляет национальный режим "абсолютного стандарта".

В отношении инвестиционной деятельности комментируемая статья иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляет национальный режим. То есть иностранным инвесторам предоставляется объем прав и обязанностей не меньше, чем отечественным. По отдельным моментам положение иностранных инвесторов является даже более льготным, чем отечественных. Так, например, статьи 16, 17 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" закрепляют значительный объем налоговых и таможенных льгот и гарантий, предоставляемых иностранному инвестору, осуществляющему приоритетный инвестиционный проект, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованьями. Отечественному же инвестору, в отношении которого применяется Закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", таких льгот не предоставляется. Между тем, в Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного Банка Реконструкции и Развития указывается, что в случае, если государство посчитает необходимым предоставить такие (налоговые) преимущества, они могут быть предоставлены только на условиях их автоматического использования всеми лицами, занятыми видом деятельности, которая предполагается к поощрению, и в равной степени распространяется на национальных инвесторов, действующих в аналогичных условиях.

Национальный режим по отношению к иностранным инвесторам является основным практически во всех развитых странах мира. Его применение обосновывается международными соглашениями.

Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМс) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) приводится подробный перечень мер, несовместимых с действием национального режима. К таким мерам относятся:

а) "требование местной составляющей" (использование определенного объема местного ресурса при производстве товара);

б) "требование к местной доле акций" (положение о том, что определенная доля акций должна принадлежать местным инвесторам);

в) "требование торгового баланса" (положение о том, чтобы объем импорта инвестора составлял определенную долю к объему экспорта);

г) "требование валютного баланса" (положение о том, что иностранная валюта, предназначенная для импорта, не должна превышать иностранную валюту, полученную в результате экспорта);

д) "требование экспортной составляющей" (положение о том, чтобы экспортировалась определенная доля продукции);

е) "ограничение на производство" (запрещение компаниям производить товары в стране пребывания);

"требование по передаче технологии" (положение, предписывающее инвесторам выполнять определенные виды научно-внедренческих работ внутри страны);

ж) "требование по лицензированию" (положение, обязывающее инвестора иметь местную лицензию на используемые технологии);

з) "валютные ограничения" (ограничения к доступу предприятий к иностранной валюте).

Статья 5 Договора к Энергетической Хартии, в качестве несовместимых с национальным режимом мер, так же называет:

а) обязательство воздержаться от закупки импортного товара;

б) обязательство использовать продукцию отечественного происхождения, то есть обязательство по добровольному ограничению в осуществлении внешней торговли;

в) обязательства по ограничению своих торговых операций на основе нормативных актов, регулирующих внешнеторговую деятельность коммерческих организаций. В международной торговле такие обязательства называют "требование местной составляющей";

г) "требование экспортной составляющей";

д) "требование валютного баланса".

Однако следует так же учитывать, что отдельные права, льготы и привилегии иностранных инвесторов значительно улучшают их положение по сравнению с российскими. Прежде всего, имеется в виду так называемая "дедушкина", стабилизационная оговорка, то есть продление в отношении них срока действия нормативных актов, принятых на момент начала финансирования проекта. Кроме того, некоторые положения, касающиеся правового режима иностранных инвестиций, содержатся в двусторонних договорах Российской Федерации. Так, об установлении режима наибольшего благоприятствования говорится в двусторонних договорах Российской Федерации с Австрией, Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Канадой, Кореей, Китаем, Нидерландами, Турцией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швейцарией и т.д.

Федеральными законами могут устанавливаться изъятия, как ухудшающие, так и улучшающие положение иностранного инвестора по сравнению с отечественным. Закон содержит конкретный перечень целей введения, как изъятий ограничительного характера, так и стимулирующего. Установление изъятий ограничительного характера имеет в основном защитные цели: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. К изъятиям ограничительного характера относятся ограничение сферы возможных вложений иностранных инвестиций.

Российская Федерация так же может устанавливать компенсационные, антидемпинговые, специальные защитные и иные ограничительные таможенные меры.

15 мая 2002 года Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял Постановление N 9079, которое касается вопросов осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации иностранных лиц.

Общество с ограниченной ответственностью "Международное грузовое автотранспортное предприятие N 7" (далее - предприятие), зарегистрированное в городе Бишкеке (Киргизия), обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству транспорта Российской Федерации и Московскому областному отделению Российской транспортной инспекции о признании за ним права на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации по автомобильным перевозкам грузов в международном сообщении и в пределах Российской Федерации и об обязании выдать лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

Решением от 15.05.01 исковые требования в части признания за предприятием права на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации удовлетворены. В части требования об обязании ответчика выдать лицензию на осуществление указанного вида деятельности, производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.01 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.08.01 указанные судебные акты оставил без изменения.

В связи с тем, что деятельность по перевозке грузов подлежала лицензированию в Российской Федерации, предприятие обратилось с просьбой о выдаче ему соответствующей лицензии на право ее осуществления. Министерство транспорта Российской Федерации отказало предприятию в выдаче лицензии, поскольку иностранная фирма не может осуществлять перевозки на территории Российской Федерации. Подобная лицензия может быть выдана только российскому юридическому лицу (в том числе и основанному с участием иностранного капитала).

Арбитражный суд, признавая за иностранной фирмой право на осуществление перевозок на территории Российской Федерации, не учел наличия межведомственного соглашения об автомобильном сообщении, заключенного министерствами транспорта Киргизии и России 10.06.92 в целях развития автомобильного сообщения между Республикой Кыргызстан и Россией, а также для развития транзита по территории обеих стран. Согласно статье 2 соглашения каждая из Договаривающихся Сторон обязывалась обеспечить условия для беспрепятственного проезда автотранспортных средств другой Договаривающейся Стороны по территории своего государства, следующих транзитом в третьи страны.

Кроме того, в соответствии с Соглашением между государствами - участниками Соглашения о формировании Транспортного союза о международном автомобильном сообщении, утвержденным решением Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 24.11.98 N 40 (далее - Соглашение N 40), должны были осуществляться регулярные и нерегулярные перевозки грузов, пассажиров и багажа между государствами - участниками данного Соглашения транзитом через их территории автотранспортными средствами, зарегистрированными в этих государствах.

Информация о работе Правовое положение торговых организаций с иностранными инвестициями