Правовая организация производственных комплексов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 09:28, реферат

Описание работы

Крупные производственно-хозяйственные комплексы широко создавались в условиях плановой экономики. В тот период они действовали главным образом в качестве хозяйственных объединений. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения представляли собой группы предприятий во главе с органом управления. Орган управления выступал в правовых отношениях в интересах объединения.

Файлы: 1 файл

произв-хоз.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Правовая организация производственных комплексов

Крупные производственно-хозяйственные комплексы широко создавались в условиях плановой экономики. В тот период они действовали главным образом в качестве хозяйственных объединений. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения представляли собой группы предприятий во главе с органом управления. Орган управления выступал в правовых отношениях в интересах объединения.

Подобный производственно-хозяйственный комплекс конструировался как хозяйственная система, включавшая в себя предприятия, организации и центр системы. Последний признавался субъектом права и имел права юридического лица, а система в целом обладала лишь некоторыми элементами хозяйственной правосубъектности. В условиях плановой экономики хозяйственные системы часто носили монополистический характер и сочетали административные и экономические методы управления. 
При переходе к рыночной экономике правовая организация производственно-хозяйственных комплексов существенно изменилась. Важное значение для развития таких комплексов имело издание Указа Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». В нем предусматривалось, что в целях упорядочения структурной перестройки в промышленности, обеспечения защиты национальных интересов в период широкомасштабной приватизации должно проводиться создание интегрированных производственно-технологических комплексов при приватизации крупных государственных предприятий и объединений, составляющих основу промышленного потенциала страны. Было установлено, что такие комплексы должны создаваться в отраслях связи, электроэнергетики, производства нефти, газа, радиоэлектроники, вооружений, боеприпасов и в некоторых других отраслях.

В современных условиях производственно-хозяйственные комплексы в нашей стране создаются в форме холдингов и финансово-промышленных групп. Они действуют в качестве хозяйственных систем, которые не пользуются правами юридического лица, но в некоторых отношениях обладают хозяйственной правосубъектностью. 
В качестве субъектов права подобные комплексы выступают, например, в отношениях, регулируемых антимонопольным законодательством, где они признаются группами лиц (см. § 4 гл. 5 учебника). В отношении финансово-промышленных групп в законодательстве предусматривается возможность признания их консолидированными субъектами налоговых отношений. Возможность признания производственно-хозяйственных комплексов субъектами налоговых отношений вытекает из ст. 20 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками являются взаимосвязанные лица. 
Производственно-хозяйственные комплексы могут также выступать субъектами инвестиционной деятельности. В инвестиционном законодательстве говорится о том, что инвесторами могут выступать группы лиц (объединения), не имеющие прав юридического лица. Такие положения предусматриваются в законодательстве как о внутренних, так и об иностранных инвестициях1. 
Системный подход к правовой организации крупных производственно-хозяйственных комплексов характерен для современного законодательства нашей страны. В п. «и» ст. 7i Конституции РФ говорится о федеральных энергетических системах. 
Одной из таких систем является система газоснабжения, правовое положение которой определяется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Согласно ст. 5 этого закона федеральная система газоснабжения — это совокупность действующих на территории страны систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Таким образом, в федеральную систему входят региональные системы в качестве подсистем и в конечном счете — все газоснабжающие и газораспределительные организации. При этом в законе подчеркивается, что в систему входят все подобные организации независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы. Хотя в других частях этого закона содержатся некоторые неточные формулировки1, системный подход позволяет обеспечить единое правовое регулирование и управление системой газоснабжения в стране. 
В рамках производственно-хозяйственного комплекса (хозяйственной системы) возникают сложные и многообразные отношения между его звеньями, а также между ними и центром системы. В процессе осуществления отношений между центром системы (комплекса) и ее звеньями осуществляется внутрисистемное регулирование (организация) хозяйственной деятельности. 
Существуют особенности в правовом регулировании внутрисистемных отношений в холдингах, финансово-промышленных группах и в других производственно-хозяйственных комплексах. Рассмотрим теперь конкретно правовое положение холдингов и финансово-промышленных групп.


 

В целях обеспечения защиты национальных интересов в период широкомасштабной приватизации в нашей стране стали создаваться интегрированные производственно-технологические комплексы в отраслях связи, электроэнергетики, производства нефти, газа, радиоэлектроники, вооружений, боеприпасов и в некоторых других отраслях. Они оформляются в виде финансово-промышленных групп и холдингов. В рамках этих хозяйственных систем возникают сложные и многообразные отношения между его звеньями, а также между ними и центром системы.

Финансово-промышленная группа – это такой производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят не только производственные предприятия, но и кредитные организации, что дает возможность обеспечить рациональное финансирование деятельности предприятий, входящих в состав такой группы.

Основными нормативными актами, определяющими правовое положение этих производственно-хозяйственных комплексов, являются: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 443 “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп” (с последующими изменениями), постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. № 621 “О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации” (с последующими изменениями).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “О финансово-промышленных группах” финансово-промышленная группа представляет собой совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью или частично объединяющих материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы. Основными целями таких групп являются технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Как видим, финансово-промышленная группа может оформляться в виде двух типов: первый тип составляют юридические лица, действующие как основное и дочерние общества; второй тип образуется, когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные или нематериальные активы на основе договора о ее создании.

Обязательными участниками финансово-промышленных групп являются производственные предприятия и кредитные организации. Однако наряду с ними в состав группы могут входить и другие коммерческие и некоммерческие организации. В частности, участниками финансово-промышленной группы могут быть инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации. Закон предусматривает возможность участия в финансово-промышленной группе также иностранных организаций, что превращает их в транснациональные объединения, как, например, “Интеррос (См.: Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 688 “О межгосударственной финансово-промышленной группе “Интеррос”), “Международные моторы”, “Нижегородские автомобили” и др.

Существует только два запрета на участие в финансово-промышленной группе: в ее состав не могут входить общественные и религиозные организации (объединения), что вызвано несовместимостью их целей с целями финансово-промышленной группы; не допускается вхождение более чем в одну финансово-промышленную группу. Второй запрет оспаривается учеными-юристами как искусственное препятствие на пути образования таких групп и развития предпринимательствав целом. (См.: Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право): Курс лекций. М., 1998. С. 439.)

Финансово-промышленная группа возникает с момента ее регистрации уполномоченным государственным органом. В настоящее время таким государственным органом является Министерство промышленности и энергетики РФ. Оно ведет не только реестр финансово-промышленных групп, контролирует законность их создания, но и решает вопрос о целесообразности образования группы для реализации промышленной политики.

В договоре о создании финансово-промышленной группы определяются основные условия и цели ее деятельности, объем, порядок и условия объединения активов участников группы, порядок управления.

Дела финансово-промышленной группы ведет ее центральная компания, действующая обычно в форме акционерного общества. В качестве центральной компании может выступать либо основное общество, при первом типе оформления финансово-промышленной группы, либо специально учрежденная компания.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, финансово-промышленная группа должна регистрироваться дважды. Один раз она регистрируется в Министерстве промышленности и энергетики РФ как финансово-промышленная группа, а второй раз регистрируется в налоговой инспекции как центральная компания в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (с последующими изменениями).

Центральная компания финансово-промышленной группы имеет устав, в котором в соответствии с договором о создании группы определяются предмет и цели деятельности центральной компании. В связи с этим она обладает лишь специальной правоспособностью, ибо создается для ведения такой хозяйственной деятельности, которая соответствует задачам создавшей ее финансово-промышленной группы. Центральная компания выступает в качестве центра созданной хозяйственной системы. Она координирует деятельность участников группы, ведет сводный учет, составляет сводный (консолидированный) баланс, представляет отчетность о деятельности финансово-промышленной группы, выполняет в интересах участников группы отдельные банковские операции. Центральная компания заключает договоры в интересах участников финансово-промышленной группы, а последние несут солидарную ответственность по ее обязательствам (ст. 14 Федерального закона “О финансово-промышленных группах”).

Государство в соответствии со ст. 15 Федерального закона “О финансово-промышленных группах” оказывает поддержку финансово-промышленным группам в следующих формах:

зачет обязательств участников группы перед бюджетом и выделяемых на их финансирование инвестиций;

предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования;

передача в доверительное управление центральной компании закрепленных за государством пакетов акций участников группы;

представление государственных гарантий при получении инвестиций.

Объем и характер помощи, предоставляемой государством финансово-промышленным группам, зависит от приоритетов промышленной и социальной политики в соответствующий временной период. Министерство промышленности и энергетики РФ может обратиться к Правительству РФ с предложением лишить финансово-промышленную группу государственной поддержки и даже прекратить ее деятельность.

Как правило, деятельность финансово-промышленных групп прекращается по решению самих участников группы. В этом случае, как при создании, так и при ее ликвидации, дважды осуществляется государственная регистрация: регистрация ликвидации группы в реестре финансово-промышленных групп, который ведет уполномоченный государственный орган, и регистрация ликвидации центральной компании в реестре юридических лиц.

Наиболее часто встречающейся формой организации крупного предпринимательства в России являются холдинговые компании. Под холдинговой компанией понимается предпринимательское объединение юридических лиц, одно из которых (основное общество) в силу владения контрольными пакетами акций других обществ (дочерних) имеет возможность участвовать в деятельности органов управления последних и осуществлять над ними контроль. Объединение, именуемое холдингом, не является юридическим лицом.

Холдинги сложились во многих рыночных странах, хотя термин “холдинг” используется в странах англосаксонской правовой системы. В некоторых государствах, например Германии, Австрии, широко используется термин “концерн”.

В нашей стране нет закона о холдинге. Их правовое положение регулируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий” (с последующими изменениями). Действие этого нормативного акта распространяется не на все холдинги, а только на созданные в процессе приватизации.

Управление в холдинговой компании предопределяет централизацию основных функций по трем важнейшим направлениям: управление собственностью или пакетами акций (долями участия в уставном капитале); управление производственно-хозяйственной деятельностью, включая инвестиционную, технологическую, кадровую, сбытовую; управление финансовыми потоками.

Осуществление указанных функций достигается при помощи образования в дочерних обществах органов управления (советы директоров) и контроля (ревизионные комиссии), в которые избираются представители руководства основного общества, а председателем совета директоров дочернего общества, как правило, избирается генеральный директор основного общества.

Учитывая, что основное общество не вправе непосредственно вмешиваться в хозяйственную деятельность дочернего общества, процесс управления может осуществляться путем заключения соответствующих координирующих договоров между основным и дочерним обществом, в которых закрепляется распределение и делегирование полномочий от дочернего общества к основному. В них также определяются основные документы (договоры, регламенты, положения, платежные документы и т.д.), которые в обязательном порядке подлежат согласованию с соответствующими должностными лицами основного общества.

С принятием ГК РФ за основу при определении понятия дочернего предприятия принимается не преобладающее участие основного общества в капитале дочернего предприятия, а возможность определять принимаемые им решения по договору или по иным правовым основаниям.

Теперь установлена субсидиарная ответственность основного предприятия, по вине которого дочернее предприятие стало банкротом, и солидарная ответственность по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение указаний основного общества (товарищества).

Решение о создании холдинга в процессе приватизации принимается органом, управляющим государственным имуществом, каковым является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Министерства экономического развития и торговли РФ. Однако создание холдинга должно быть согласовано с Федеральной антимонопольной службой РФ.

Холдинг при приватизации может создаваться двумя путями: путем выделения из крупного приватизируемого предприятия его подразделений и преобразования их в дочерние предприятия или путем группировки ранее не связанных между собой предприятий в единый производственно-хозяйственный комплекс. В последнем случае в холдинге могут участвовать не только приватизируемые дочерние предприятия, но и другие предприятия и организации, в том числе те, в капитале которых холдинговая компания имеет лишь небольшой процент участия.

Сейчас в большинстве отраслей происходит объединение и укрупнение предприятий, образуются холдинги, восстанавливаются разрушенные экономические и технологические связи. Предприятия, которые в связи с ломкой плановой экономики испытали спад производства, активно возвращаются к профильной деятельности и наращивают обороты. К крупным холдинговым компаниям сейчас относятся “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, Северсталь-групп, “Норильский никель”, “ЕвразХолдинг”, “Фосагро”, “Интеррос”, холдинг “Объединенные машиностроительные заводы ОАО “Уралмаш”, ЗАО “Трасмашхолдинг” (ТМХ), “Связьинвест” и др.

Информация о работе Правовая организация производственных комплексов