Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Конституционная модель российской экономики весьма далека от своего воплощения в жизнь. Внедрение предпринимательства пока не привело к ожидаемым стабилизации и росту народного хозяйства, а сама предпринимательская деятельность характеризуется сложностью и глубокими внутренними противоречиями.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………..3
1.Понятие и признаки субъектов предпринимательского права ……………4
2.Средства индивидуализации субъектов предпринимательского права…….7
Заключение …………………………………………………………………….13
Список использованной литературы ………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Предпринимательское право 1.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

 

 

 

Контрольная работа по предмету

«Предпринимательское право»

Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права

 

 

 

Выполнил студент 3 курса

группы БЮР – 32 д

Метальников Р. А.

Проверила

Пенькова Щ. П.

 

 

 

Моршанск 2014.

СОДЕРЖАНИЕ  
 
Введение. ………………………………………………………………………..
1.Понятие и признаки субъектов предпринимательского права ……………4 
2.Средства индивидуализации субъектов предпринимательского права…….7 
Заключение …………………………………………………………………….13 
Список использованной литературы ………………………………………….15

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
Конституционная модель российской экономики весьма далека от своего воплощения в жизнь. Внедрение предпринимательства пока не привело к ожидаемым стабилизации и росту народного хозяйства, а сама предпринимательская деятельность характеризуется сложностью и глубокими внутренними противоречиями. 
В широком смысле слова под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Этой деятельностью могут заниматься и отдельные граждане и их объединения. Действующее законодательство предполагает осуществление предпринимательской деятельности в двух формах: юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями). Наиболее простой и чаще встречающейся формой осуществления предпринимательской деятельности является использование статуса индивидуального предпринимателя. Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности вытекает из общей правоспособности гражданина: ст. 18 ГК РФ включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью.  
В пользу актуальности вопроса о предпринимательстве говорят следующие факты: все более утверждается представление о предпринимательстве как многообразном явлении современной России, воздействующем на государственную и общественную жизнь; можно говорить о наступлении более высокой степени зрелости самих российских предпринимателей; предпринимательство тесно связано и непрерывно взаимодействует со всеми сферами общества. 

 Понятие и признаки субъектов предпринимательского права

 
Предпринимательская деятельность (согласно гражданскому законодательству РФ) – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке (часть 1 статьи 2 ГК) 
Субъект предпринимательского правоотношения - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделенные обязанностями и правами в сфере хозяйствования. 
Предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственной цели извлечения прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, получению лицензий, сертификатов, проведению экологической экспертизы и в ряде других случаев. Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой для будущей предпринимательской деятельности. Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и др. Деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной отрасли. Поэтому субъектами предпринимательского права являются: граждане-предприниматели; коммерческие и некоммерческие юридические лица; государство; Российская Федерация; субъекты Российской Федерации; органы местного самоуправления; учреждения и организации. 
Как указывалось выше, носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, характеризующиеся определенными признаками. К числу таких признаков можно отнести:

  •  
    наличие обособленного имущества;

  •  
    факт регистрации в установленном порядке или легитимация иным образом;

  •  
    руководство хозяйственной деятельностью;

  •  
    наличие хозяйственной компетенции;

  •  
    самостоятельная имущественная ответственность.

 
Наличие обособленного имущества 
Данный признак хозяйствующего субъекта является основным. Правовой формой обособления имущества является, прежде всего, право собственности, предоставляющее обладателю максимум возможностей непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми собственниками предприятиями, определять направления их деятельности и условия ее существования.  
Также существуют формы обособления имущества зависимых от собственника прав: права хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения, аренды.  
Принято выделять абсолютное и относительное обособление. Последнее характеризуется тем, что имущество предоставляется собственником или иным правомочным субъектом. При этом важно иметь в виду, что вне абсолютного или относительного обособления не может появится хозяйствующий субъект, потому что на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел с целью получения прибыли. Следует отметить, что участников хозяйственного оборота можно считать предпринимателями, если производство товаров, выполнение работ и оказание услуг является их профессиональной деятельностью.  
 
Факт регистрации в установленном порядке или легитимация иным образом 
Предприниматели и предприятия должны легитимироваться с помощью регистрации. Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта предпринимательского права государство, то есть Российская Федерация в целом и входящие в нее субъекты РФ. В соответствии с Конституцией РФ, конституциями входящих в РФ республик они имеют соответствующую имущественную базу и компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности и руководства ею. 
 
Руководство хозяйственной деятельностью 
Субъекты предпринимательского права осуществляют руководство хозяйственной деятельностью или властное государственное воздействие на такую деятельность. Соответственно объем и соотношение этих двух сфер проявления хозяйствования у разных субъектов отличается.  
Так, например, у предпринимателей - физических лиц компонент руководства вообще отсутствует. У предприятий руководство проявляется в работе своих подразделений, то есть в непосредственном ведении хозяйства. Государство, в компетенции которого преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на основе предоставленного государством или регионом как собственниками имущества, и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении защиты публичных интересов в сфере экономики. С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, установление требований по соблюдению порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение. 
Хозяйственно-организаторская деятельность государства и регионов как собственников является предпосылкой создания предприятий, определяет содержание их деятельности и условия их прекращения. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, в них государство и регионы выступают в качестве субъектов предпринимательского права, так же, как и в случаях реализации ими властных функций с целью защиты публичных интересов. 
 
Наличие хозяйственной компетенции 
Необходимым элементом правосубъектности является хозяйственная компетенция. Она означает, что субъект имеет возможность приобретать права и обязанности с момента создания и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта наличными правами (на имущество, фирму, выбор сферы хозяйствования и др.). 
 
Самостоятельная имущественная ответственность 
Самостоятельная имущественная ответственность понимается, как необходимость субъекта отвечать самому своим имуществом перед контрагентами и государством. 
 

start="2"

 Средства индивидуализации субъектов предпринимательского права

 
Для любого уважающего себя предпринимателя очень важно, чтобы его продукция, работы и услуги были известны на рынке и пользовались спросом. При этом потребители и контрагенты предпринимателя по сделкам имеют возможность отличать продукцию одного предпринимателя от однородной продукции другого с помощью специальных средств, которые позволяют ее индивидуализировать. К таким средствам относятся:

  •  
    фирменные наименования; 

  •  
    товарные знаки; 

  •  
    наименования мест происхождения товаров.  
    Средства индивидуализации предпринимателей сходны с результатами интеллектуальной деятельности, но к таковым не относятся. Ст. 128 ГК РФ приравнивает их к результатам интеллектуальной деятельности. На них распространяется режим исключительных прав, т.е. только правообладатель (например, предприниматель, зарегистрировавший товарный знак) имеет право использовать зарегистрированный им объект и одновременно запрещать либо разрешать такое использование другим лицам. 
     
    Фирменные наименования.  
    В настоящее время права на фирменные наименования регулируются Гражданским кодексом РФ, специальными законами об отдельных видах юридических лиц, например, федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»51, федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»52 и др., а также постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. «О введении в действие положения о фирме»53 (далее Положение о фирме). Положения о фирменном наименовании содержатся в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятия фирменного наименования. Под фирменным наименованием следует понимать наименование юридического лица, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота. Исключительное право на фирменное наименование может принадлежать юридическому лицу - коммерческой организации и возникает при регистрации юридического лица. 
    Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица и отличительный элемент, например, закрытое акционерное общество «Незабудка». 
    Специальные требования содержит Гражданский кодекс РФ в отношении полных товариществ, товариществ на вере, казенных предприятий и др. Например, п. 3 ст. 69 Гражданского кодекса РФ требует, чтобы фирменное наименование полного товарищества содержало либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество», а п. 3 ст. 113 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. 
    Субъектами прав на фирменное наименование могут выступать лишь коммерческие организации. Не могут быть самостоятельными субъектами прав на фирменное наименование структурные подразделения юридических лиц, в частности, филиалы, представительства и т.п. 
    Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут приобрести право на использование фирменного наименования по договору коммерческой концессии (глава 54 Гражданского кодекса РФ). 
     
    Товарные знаки (знаки обслуживания).  
    Наиболее важное значение в предпринимательской деятельности при производстве и продаже товаров, оказании услуг имеют товарные знаки, которые сами могут обладать весьма высокой стоимостью и давать доход при их использовании путем заключения лицензионных договоров. Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания. 
    Порядок регистрации, использования и защиты прав на товарные знаки регулируются Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее Закон о товарных знаках). 
    В соответствии со ст. 1 Закона о товарных знаках товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. 
    Товарные знаки могут быть различных видов: словесные, изобразительные, объемные, комбинированные. Например, обертка конфет «Мишка косолапый» включает в себя и словесный и изобразительный элементы. Товарные знаки могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании. 
    Для приобретения исключительных прав на товарный знак необходимо его зарегистрировать в Патентном ведомстве. 
    Товарные знаки делятся на словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, комбинированные и другие. Например, в виде объемных товарных знаков могут быть зарегистрированы необычные формы конфет, мыла, бутылок и т.д. В некоторых странах (Германии, Японии и др.) объемные товарные знаки не регистрируются. США является единственной страной, признавшей возможность регистрации пахнущих знаков. В 1990 г. был зарегистрирован свежий цветочный аромат в отношении нитей для шитья и вышивальных ниток57. 
    Товарные знаки могу быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальный товарный знак регистрируется на имя одного гражданина-предпринимателя или юридического лица. 
    Субъектами прав на товарные знаки могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 
    В качестве заявителей могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Причем регистрационный орган не проверяет, может ли заявитель осуществлять те виды деятельности, которые необходимы для использования товарных знаков. Например, учебное заведение подает заявку на использование товарного знака при продаже алкогольной продукции. Патентное ведомство не может отказать в регистрации товарного знака на этот вид товаров и услуг по тому основанию, что организация не сможет использовать товарный знак потому, что ему такая деятельность запрещена законодательством и учредительными документами. 
     
    Наименования мест происхождения товаров 
     
    Понятие наименования места происхождения товаров. Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках). Например, «русский квас», «хохломская роспись», «боржоми», «шведская сталь». 
     
    Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Так, например, потеряли способность указывать на «географическую первоначальность» широко известные в прошлом наименования: «английский пластырь», «полтавская колбаса», «берлинская лазурь» и др. 
     
    Правом на подачу заявки и регистрацию наименования места происхождения товара и/или получение права пользования наименованием места происхождения товара в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона о товарных знаках обладают юридические и физические лица, находящиеся в географическом объекте, название которого используется в качестве наименования места происхождения товара, если производимый ими товар отвечает соответствующим требованиям. Таким образом, в качестве заявителей могут быть не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Однако обязательным условием является то, что заявитель должен производить соответствующий товар. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона заявка может быть подана одним или несколькими юридическими или физическими лицами.

Заключение 
Индивидуальные предприниматели получают доход от поставок факторов производства другим секторам экономики и оказывают влияние на экономику в целом посредством своих расходов, так как через потребление товаров и услуг индивидуальные предприниматели двигают потребительский бизнес. О потребительском бизнесе, как неотъемлемом условии развития предпринимательского бизнеса, в нашем обществе почему-то не принято говорить. Индивидуальное предпринимательство сокращает безработицу, повышает жизненный уровень населения, экономит инвестиционные расходы.  
С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с её осуществлением. Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным. 
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц. Это означает, что индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определён законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). 
Индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Более того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, несёт ответственность независимо от вины. 
Можно сделать следующий общий вывод: правовых основ для значительного развития индивидуальной трудовой деятельности вполне достаточно. В этих условиях государственное содействие развитию индивидуальному предпринимательству должно носить комплексный и системный характер, используя механизмы как прямого, так и косвенного воздействия. Если механизмы прямого воздействия должны быть направлены непосредственно на субъекты малого предпринимательства, то косвенные – на создание благоприятных внешних условий для развития малого бизнеса, содействие структурам, обслуживающим малое предпринимательство, прежде всего, финансово-кредитным институтам и страховым компаниям, образовательным и консультационным организациям, другим субъектам поддерживающей инфраструктуры. 
 

Информация о работе Правосубъектность как основа правового статуса субъекта предпринимательского права