Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников». По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 - 1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране среднего предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Содержание работы

Введение
Правовые аспекты понятия субъекта среднего предпринимательства
Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Среднее предпринимательство.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

3

Правовые аспекты понятия  субъекта среднего предпринимательства

5

Критерии отнесения бизнеса  к субъектам малого и среднего предпринимательства

 

11

Заключение

14

Список литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Мировая практика убедительно свидетельствует, что  даже  в  странах  с развитой   рыночной   экономикой   среднее предпринимательство    оказывает существенное влияние на развитие народного  хозяйства,  решение  социальных проблем,  увеличение  численности  занятых  работников».   По   численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение  1991  - 1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается,  что развитие  в стране   среднего   предпринимательства   является   одним   из   направлений экономической  реформы,  способствующих  развитию  конкуренции,  наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию  новых  рабочих  мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

      Субъекты  среднего предпринимательства как субъекты  рыночной  экономики имеют  как  преимущества,  так  и  недостатки.  Анализируя   зарубежный   и отечественный опыт развития малого предпринимательства,  можно  указать  на следующие его преимущества: более  быстрая  адаптация  к  местным  условиям хозяйствования;   большая   независимость   действий    субъектов    малого предпринимательства; гибкость  и  оперативность  в  принятии  и  выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы,  особенно  затраты  на управление; большая возможность  для  индивидуума  реализовать  свои  идеи, проявить  свои  способности;  более низкая  потребность   в   капитале   и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ  на требования  местных  рынков;  относительно  более  высокая  оборачиваемость собственного капитала и  др.   Так,  в  докладе  Международного  бюро  труда отмечается, что  малые  и  средние  предприятия  располагают  значительными конкурентными  преимуществами,  часто  требуют  меньше  капиталовложений  в расчете на одного работника по сравнению с крупными  предприятиями,  широко используют местные материальные  и  трудовые  ресурсы.  Собственники средних предприятий более склонны к сбережениям  и  инвестированию,  у  них  всегда высокий уровень личной мотивации  в  достижении  успеха,  что  положительно сказывается  в  целом  на   деятельности  предприятия.   Субъекты   среднего предпринимательства лучше  знают  уровень  спроса  на  местных  (локальных) рынках, часто товары производят по  заказу  конкретных  потребителей,  дают средства  к  существованию   большему   количеству   людей,   чем   крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению  практических  знаний.  Малые  и  средние  предприятия   по сравнению с крупными в отдельных странах занимают  доминирующее  положение, как по числу, так и по удельному весу в  производстве  товаров,  выполнении работ, оказании услуг.

При определении масштаба предприятий во всем мире в качестве основного критерия используется признак, связанный с числом занятых на нем работников (хотя бывают и такие дополнительные критерии, как добавленная стоимость, оборот, самостоятельность предприятия и др.).

Целью настоящей работы является познание сущности и критериев выделения  субъектов среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые аспекты  понятия субъекта среднего предпринимательства.

 

 

  Понятие субъекта среднего предпринимательства определяется сегодня Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" /2/. Согласно ст. 3 Закона "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям". Данные условия определены в ст. 4 Закона.

  Одним из условий (критериев) отнесения хозяйствующих субъектов к соответствующей категории (виду предпринимательства) является средняя численность работников. В научной литературе велись многочисленные дискуссии по поводу предельных значений этого показателя, глубины их отраслевой и территориальной дифференциации, порядка учета постоянных и временных работников, что, безусловно, усложняло применение их на практике, но практически все ученые и специалисты сходились во мнении о том, что критерий "количество работников" имеет несомненные преимущества по сравнению с другими критериями, так как является инфляционно устойчивым, прозрачным (легко определяемым и понимаемым), сопоставимым и доступным. Данный критерий является основным и в международной практике правового регулирования этих видов предпринимательства.

  Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ установлен также второй ("финансовый") критерий, который состоит из двух взаимозаменяемых показателей - выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов. Предельные значения этих показателей устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет.

  Категория субъекта среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, т.е. критерием "количество работников" и "финансовым" критерием (по одному из двух показателей - выручка или балансовая стоимость). Но изменяется уже установленная категория субъекта предпринимательства только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений "количество работников" и одного из финансовых показателей.

  Содержание понятия "субъекта среднего предпринимательства" характеризуется не только масштабами деятельности, но и составом указанных субъектов. При этом одной из самых дискуссионных проблем в научной литературе является правомерность включения или невключения в состав субъектов некоммерческих организаций. Как известно, ФЗ от 24 июля 2007 г., в отличие от ранее действующего Закона от 14 июня 1995 г., относит к указанным субъектам наряду с коммерческими организациями также потребительские кооперативы (ч. 1 ст. 4).

  Такого рода предложения выдвигала, например, В.В. Устюкова. Согласно другой позиции необходимо распространить законодательство о малых предприятиях на инновационные некоммерческие организации /14/. Иной точки зрения придерживается Л.Т. Ибадова, считая нецелесообразным включать некоммерческие организации в состав субъектов малого предпринимательства /9/.

Однако с такой позицией согласиться нельзя, так как в  силу закона (ст. 50 ГК РФ) некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, обеспечивая достижение целей, ради которых они созданы, и соответствующую  этим целям. Следовательно, некоммерческие организации вправе входить в  состав субъектов микро-, малого и  среднего предпринимательства. В связи  с этим, как отмечает В.К. Андреев, следует расширить круг некоммерческих организаций, участвующих в деятельности малых предприятий, либо сформулировать общее правило возможности такого участия всех некоммерческих организаций.

  Не нужно также сводить группу некоммерческих организаций - субъектов предпринимательства лишь к потребительским кооперативам, хотя у них много общих (наряду с предпринимательской деятельностью) характерных признаков, например с производственными кооперативами, являющимися коммерческими организациями. Но основным (универсальным) признаком, позволяющим относить некоммерческие организации к средним предприятиям, является предпринимательская деятельность.

  Как справедливо замечает В.В. Лаптев, "подобное объединение субъектов малого предпринимательства в одну группу основывается на единой природе предпринимательской деятельности вне зависимости от конкретизации самого субъекта". Вполне обоснованно предложение Супатаева о необходимости распространить действие законодательства о малом предпринимательстве... на некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, законодательное  закрепление данного положения  позволит увеличить число микро-, малых и средних предприятий  за счет некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, но имеющих социальную направленность своих целей (медицинское, жилищно-коммунальное, спортивно-оздоровительное и др. виды обслуживания). Сегодня же подобного  рода предприятия "вынуждены" регистрироваться в формах коммерческих организаций, основной целью которых является прибыль. Это в конечном счете нередко сказывается на качестве и эффективности услуг.

В состав субъектов малого и среднего предпринимательства  входят не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели  без образования юридического лица (ПБОЮЛ), которые по смыслу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ могут относиться к   микро-, малым и средним предприятиям. Учитывая, что специальный закон по регулированию ПБОЮЛ отсутствует, а Гражданский кодекс РФ, являющийся сегодня правовой основой для этого вида предпринимательства, никаких ограничений для масштабов его деятельности не устанавливает, то данный хозяйствующий субъект может достичь размеров крупнейших коммерческих компаний.

  Думается, что это серьезный недостаток законодательства, выражающий непонимание индивидуального предпринимательства как достаточно простой формы и начальной стадии мелкого бизнеса, переходящей на определенном этапе в создание юридического лица. Неслучайно для ПБОЮЛ созданы льготные условия и преференции: введен упрощенный порядок регистрации и налогового учета (книга доходов и расходов); при создании не требуется стартовый капитал (в отличие от коммерческих организаций); на них не распространяются установленные для юридических лиц ограничения в расчетах наличными деньгами; созданы лучшие (по сравнению с юрлицами) условия для перехода на упрощенную систему налогообложения.

  Все это обусловливает необходимость введения ограничений на масштабы деятельности ПБОЮЛ, особенно в численности работников - до 10 человек, и отнесения их только к субъектам микропредпринимательства. При превышении данных параметров индивидуальные предприниматели должны создавать соответствующие юридические лица.

В состав субъектов малого и среднего предпринимательства  согласно Закону включаются фермерские хозяйства, которые, как и ПБОЮЛ, не являются юридическими лицами, но существенно  отличаются от них. В соответствии с ФЗ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство представляет собой основанное на членстве объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих хозяйственную деятельность /3/. Вопросы, связанные с его созданием и деятельностью, решаются в соглашении (о членах хозяйства, их правах и обязанностях, о порядке формирования имущества, принятия в члены хозяйства и выхода из него, управления хозяйством, распределения доходов и продукции, признания главы хозяйства). Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность, к которой применяют нормы гражданского законодательства о деятельности коммерческих организаций - юридических лиц. Во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами оно рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица.

  Однако в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ понятие "фермерское хозяйство", по сути, отождествляется с понятием "индивидуальный предприниматель", что противоречит Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и требует внесения поправки в п. 1 ст. 3 ФЗ N 209-ФЗ, дополнив его термином "крестьянские (фермерские) хозяйства".

  Анализ правового положения фермерских хозяйств позволяет относить их как малым предприятиям, так и к средним предприятиям. Кроме того, следует учитывать особенности сельскохозяйственного производства (сезонность, трудоемкость, территориальную разбросанность и другие факторы), которые во многом предопределяют необходимость использования значительного числа наемных работников, прежде всего в весенне-осенние периоды.

В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (ст. 4) для субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц установлен критерий "доля участия" для определенных групп учредителей (участников): "Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов". Из состава указанных субъектов исключены государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Таким образом, на основании  вышеизложенного понятие "субъект  среднего предпринимательства" означает совокупность хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств), отнесенных согласно условиям, установленным Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, к средним предприятиям".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии отнесения  бизнеса к субъектам малого и  среднего предпринимательства.

 

В экономической теории субъекты малого и среднего предпринимательства (организации и индивидуальные предприниматели) также называются малыми и средними предприятиями.  

Основные критерии отнесения  бизнеса к субъектам малого и  среднего предпринимательства представлены в таблице 1.

Информация о работе Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства