Корпорация как наиболее сложная и значимая хозяйствующая форма бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:34, реферат

Описание работы

Корпорация, или акционерное общество, представляет собой наиболее важную форму организации коммерческих предприятий, исходя из их доли в производстве и выручке в экономике развитых стран. Она организована как юридический независимый объект. Корпорация является самой сложной организационной структурой и механизмом координации хозяйственной деятельности внутри предприятия. Корпорация и ее организационная структура многогранны с экономической точки зрения. Ее изучает отдельная наука - теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек (нарастающая величина трансакционных издержек является для корпорации, в отличие от индивидуального владения и партнерства, одной из главных проблем), например О.Уильямсон, также существенно разработала вопрос построения контрактных отношений внутри корпорации.

Файлы: 1 файл

акцправо.docx

— 98.62 Кб (Скачать файл)

Корпорация  как наиболее сложная  и значимая хозяйствующая  форма бизнеса 

Корпорация, или акционерное общество, представляет собой наиболее важную форму организации  коммерческих предприятий, исходя из их доли в производстве и выручке  в экономике развитых стран. Она  организована как юридический независимый  объект. Корпорация является самой  сложной организационной структурой и механизмом координации хозяйственной  деятельности внутри предприятия. Корпорация и ее организационная структура  многогранны с экономической  точки зрения. Ее изучает отдельная  наука - теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек (нарастающая  величина трансакционных издержек является для корпорации, в отличие от индивидуального  владения и партнерства, одной из главных проблем), например О.Уильямсон, также существенно разработала  вопрос построения контрактных отношений  внутри корпорации.

Корпорациями  в США являются 19% фирм, но их доля в годовом обороте огромна - 89%. С большим отрывом от партнерств и индивидуальных фирм корпорации лидируют по показателю среднего годового дохода - около 2,1 млн. долл. на фирму. За понятием корпорации не всегда стоит крупная фирма. Можно привести много примеров корпораций с более скромными показателями.

Совладельцами корпораций являются десятки, сотни  и даже тысячи экономических агентов. Ее уставный капитал представляет собой  сумму долей участия различных  фирм и граждан. Каждый из них обладает определенным количеством акций - единиц уставного капитала. Акционеры являются законными владельцами корпорации. Им принадлежит весь доход предприятия, на который они имеют соответственно своей доле участия. Доход, который  начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Правда, ответственность  по долгам предприятия акционеры  несут только в размере своих  вложений. Например, если корпорация должна некой фирме деньги, ее акционеры  не могут непосредственно преследоваться в суде. При условии того, что  акционерное общество обанкротилось, этой фирме придется отказаться от желания получить одолженную сумму.

Собрание  акционеров определяет размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год. Право голоса имеет каждый из совладельцев, его влияние определяется количеством  акций у данного акционера. Исключением  являются держатели привилегированных  акций, которые дают право на фиксированный, не зависящий от решения собрания акционеров дивиденд, но не дают права  голоса. Несмотря на то, что капитал  распределен между большим количеством  акционеров (т. н. "диффузия собственности"), всегда есть один владелец или их группа, который держит контрольный пакет (50% плюс 1 акция). В больших корпорациях  этот пакет, из-за огромного количества акционеров, составляет и меньшие  значения (3-5%). Собрание акционеров назначает  управляющих корпораций, которые  обеспечивают руководство деятельностью  компании.

Управляющие большой корпорацией чаще всего  бывают подготовленными специалистами. Таким образом, для корпорации характерно отделение собственности от текущего управления. Собственность легко  передается из рук в руки. Например, если собственник умер, права собственности  могут быть проданы его наследниками другим лицам без нарушения деятельности предприятия. Или, если какие-либо акционеры  станут недовольны тем, как ведутся  дела компании, они могут выйти  из него, продав акции.

Уставный  капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций  общества, приобретенных акционерами. Сумма уставного капитала общества определяется национальным законодательством  страны.

Законодательство  всех стран, где создаются корпорации, говорит о регулярной публикации ими своих финансовых отчетов. Законом  также регулируется деятельность фондовых бирж, на которых идет покупка и  продажа акций. Это происходит для  поддержки свободной конкуренции  на рынке ценных бумаг.

Можно выделить преимущества корпорации как  формы организации бизнеса:

возможность привлечения финансовых ресурсов для  развития большого числа собственников, которые не участвуют в ежедневном управлении предприятием (выпуск акций  и облигаций);

ограниченная  ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т.е. только в пределах внесенного пая;

диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам  деятельность;

возможности лоббирования своих интересов через  механизмы государственной власти.

Корпорации, действующие в рамках законодательства, являются экономическими системами, независимыми от их владельцев. Совладельцы корпораций имеют лишь ограниченную ответственность. Это определяет стабильность и продолжительность  существования такого рода фирм. Корпорация должным образом защищает вкладчика  от потерь, т.к. акционеры не могут  потерять больше, чем они вложили.

Недостатками  корпорации являются:

сложность регистрации и отчетности перед  государственными органами, что требует  услуг адвокатов;

проблема "принципал-агент";

двойное налогообложение прибыли. Сначала  налогом облагается прибыль корпорации, а затем налог на доход, полученный в форме дивиденда, уплачивают ее акционеры.

Надо  заметить, что максимизация долгосрочной прибыли становится главным мотивом  поведения среди фирм, которые  фактически выживают и закрепляются на рынке. Это происходить из-за следующих  соображений. Чтобы получать средства производства, труд и другие ресурсы  для производства товаров, предприятия  должны получить финансирование от инвесторов. Инвесторы безразличны к тому, как предприятие использует предоставленные  ему деньги. Они заинтересованы в  доходах, которые принесут вложенные  суммы, и в минимуме риска потерять их. Предприятия, которые могут обеспечить высокую прибыль вложений и меньший  риск, будут иметь преимущества в  финансировании, необходимом для  расширения производства. Это можно  рассмотреть на примере корпораций.

В корпорациях  имеет место отделение собственности  на предприятие от управления им. Соответственно возникает возможность того, что  управляющие не будут действовать  в соответствии с интересами собственников, которые не способны полностью исключить  такое поведение. Возможно, что управляющие  будут стремиться увеличить свои доходы через увеличение штатов сверх  той численности, которая необходима для максимума прибыли. 
 
 
 

1.Основные типы организации бизнеса 

В процессе формирования и дальнейшего развития рыночной экономики выделились различные типы предпринимательства и формы его организации. Такое  разграничение определяется такими факторами как тип собственности и деятельности, характер и состав субъектов экономической деятельности, состав учредителей соответствующих предприятий, объемов капитала и др.

Предприниматель как субъект экономической деятельности обладает комплексом прав и обязанностей, среди которых выделяют:

1) права  на создание предприятий любых  форм, не запрещенных действующими  законами;

2) приобретение  имущества других предприятий,  в том числе государственных,  и продажу имущества собственного  предприятия;

3) участие  в деятельности других хозяйствующих субъектов;

4) наем  и увольнение работников;

5) разработку  и осуществление программ хозяйственной деятельности;

6) свободное  распоряжение прибылью предприятия,  остающейся после выплаты налогов  и других обязательных платежей;

7) осуществление  валютных операций в установленном  законодательством порядке, и  т.д. 

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационных рамках, которые принимают форму разного рода производственных и коммерческих предприятий, учреждений, объединений, союзов.

В соответствии с формами собственности, установленными законодательством РФ о собственности, выделяют следующие виды предприятий, представленные на рисунке 1.

По  функционально-отраслевому  принципу выделяются: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, торгово-посреднические, производственно-торговые, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические предприятия, предприятия связи и т.п.

Можно также выделить:

1) хозяйственные  товарищества (полные, коммандитные  и с ограниченной ответственностью) и общества (открытые и закрытые  АО);

2) производственные  кооперативы;

3) государственные  и муниципальные унитарные предприятия;

4) некоммерческие  организации.

Таким образом, можно выделить следующие  основные типы предпринимательства  по различным критериям (рисунок 2). 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 – Виды предприятий  по формам собственности

Рис. 2 – Типы предпринимательства

Выбор формы хозяйственной и коммерческой деятельности в значительной степени  определяется размером капитала, личными качествами предпринимателя, такими, как инициативность, предприимчивость, склонность к риску, готовность брать на себя ту или иную степень ответственности за результаты своей деятельности, отраслевая и функциональная направленность предприятия, отраслевая и общеэкономическая ситуация в стране, масштабы предполагаемой деятельности, социальная и политическая обстановка в государстве и т.д.  

2. Корпорирование: понятие  и содержание

В современных  условиях наиболее распространенной и  значимой формой организации крупного предпринимательства является корпорация, связанная с акционерным соучредительством многих лиц.

Термин  «корпорация» возник еще в Средние  века и означает объединение, союз, общество или совокупность лиц, объединившихся для достижения каких-либо своих целей и выполняющих определенные социальные функции. Изначально корпорация представляла собой объединение свободных хозяйственных субъектов ради достижения экономических целей.

Для западных корпораций показателем успеха является лидерство в какой-либо сфере. Для  субъектов российского бизнеса  актуальна стратегия выживания  и закрепления на соответствующих  рынках, а также создание нормативно-правовой базы корпоративного бизнеса. Этим объясняется  и логика формирования теории корпоративного управления.

В России развиваются в основном две модели бизнеса: индивидуальная и корпоративная. Субъектом корпоративной модели является корпорация.

Корпорация - это особая форма организации бизнеса, регулируемая законодательством, представляющая с точки зрения закона отдельное юридическое лицо.

Любая группа людей может организовать корпорацию, выполнив особую процедуру  регистрации на основе представленных учредительных документов. В этом контексте корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся от других его форм, где процедура учредительства не обязательна или упрощена.

Отличительные характеристики корпорации:

1) корпорация  находится полностью во владении  акционеров, владеющих долей собственности  в виде акций или паев и  имеющих определенные права;

2) акционеры  имеют право на долю доходов  (дивидендов) выплачиваемых им из  расчета величины, приходящейся  на одну акцию;

3) акционеры  не отвечают за обязательства  и долги корпорации;

4) все  работающие на корпорацию, являются  наемными работниками.

Преимущества корпоративной формы организации бизнеса:

1) корпорация - наиболее эффективная форма организации бизнеса с точки зрения привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования через продажу акций и облигаций, что позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств;

2) существенное преимущество корпорации - это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;

3) благодаря привилегиям в области привлечения денежного капитала корпорации легче увеличить его объем, расширить круг операций и реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологии массового производства. Размеры корпорации позволяют также осуществлять более глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов;

4) передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостность, поскольку корпорация является юридическим лицом, и существует независимо от ее владельцев и от собственных должностных лиц.

Недостатки  корпоративной формы  организации бизнеса:

1) учреждение  корпорации сопряжено с некоторыми  бюрократическими процедурами и  с расходами на юридические услуги;

2) возможны  злоупотребления. Так как корпорация это юридическое лицо, недобросовестные владельцы могут избежать ответственности за сомнительную хозяйственную деятельность, ссылаясь на корпоративную коллегиальную форму управления;

Информация о работе Корпорация как наиболее сложная и значимая хозяйствующая форма бизнеса