Кооператив как особая организационно - правовая форма юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 13:05, реферат

Описание работы

Существование в правопорядке определенной системы юридиче­ских лиц обусловлено влиянием многих факторов экономического и политического характера. Отдельные конструкции юридических лиц могут появляться и исчезать вслед за сменой формы государственного устройства, формы правления и даже политического режима конкретного госу­дарства.
Как подчеркивает Е.А. Суханов, появление, функционирование и развитие юридических лиц в значительной степени определяется господствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. при­нятой системой регуляторов экономической деятельности - рыночной, планово-централизованной, смешанной, переходной.

Файлы: 1 файл

КООПЕРАТИВ КАК ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

КООПЕРАТИВ КАК ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

Существование в правопорядке определенной системы юридиче­ских лиц обусловлено влиянием многих факторов экономического и политического  характера. Отдельные конструкции  юридических лиц могут появляться и исчезать вслед за сменой формы государственного устройства, формы правления и даже политического режима конкретного госу­дарства.

Как подчеркивает Е.А. Суханов, появление, функционирование и развитие юридических лиц в значительной степени определяется господствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. при­нятой системой регуляторов экономической деятельности - рыночной, планово-централизованной, смешанной, переходной. В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают некоторые их разновидности[1]. Правовая наука и законодательство европейских государств классифицируют юридические лица по разным критериям[2].

Характеризуя  особенности  правового положения отдельных  видов юридических лиц,  российское гражданское законодательство ис­пользует такие понятия как:

-      вид  юридического лица (п. 1 ст. 49; п. 2 ст. 52; п. 5 ст. 58; п. 1 ст. 68; п. 3 ст. 120 ГК РФ);

-      форма  создания юридического лица (п. 2, 3 ст. 50; п. 4 ст. 61; п. 2 ст. 65; п. 2,3 ст. 66; п. 1 ст. 113; п. 1 ст. 121 ГК РФ);

-      организационно-правовая  форма юридического лица (п. 1 ст. 54: п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Анализ норм гл. 4 ГК РФ «Юридические лица» позволяет сделать  вывод о том, что эти три  понятия используются как синонимы. Несмотря на то, что содержание и объем этих терминов официально  не определены, на наш взгляд, представляется возможным при рассмотрении вопроса об отдельных видах юридических лиц проводить анализ особенностей их организационно-правовых форм.

В научной литературе под организационно-правовой формой понимается такой вид юридического лица, который отличается от другого вида способом создания, объемом правоспособности, порядком управления, характером и содержанием прав и обязанностей учредителей (участни­ков) в отношении друг друга и юридического лица[3].

В настоящее время  гражданскому законодательству известны следующие основные организационно-правовые формы (виды) юридиче­ских лиц, отвечающие настоящим требованиям:

-    полное товарищество (п. 1 ст. 69 ГК РФ);

-    товарищество  на вере (коммандитное товарищество) (п. 1 ст. 82 ГК РФ);

-    общество с  ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 87 ГК РФ);

-    общество с  дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 95 ГК РФ);

-    акционерное  общество (п. 1 ст. 96 ГК РФ);

-    производственный  кооператив (артель) (п. 1 ст. 107 ГК РФ);

-    унитарное  предприятие (п. 1 ст. 113 ГК РФ);

-    потребительский  кооператив (п. 1 ст. 116);

-    общественные  и религиозные организации (п. 1 ст. 117 ГК РФ);

-    фонды (п. 1 ст. 118 ГК РФ);

-    учреждения (п. 1 ст. 120 ГК РФ);

-    объединения  юридических лиц (ассоциации и  союзы) (п. 1 ст. 121 ГК РФ);

-    иные виды  юридических лиц, предусмотренные  гражданским законодательством.

Все эти легально существующие организационно-правовые формы, возможно, условно разделить на четыре основные группы юридиче­ских лиц:

-      хозяйственные  товарищества и общества (ст. 48, 50, § 2 гл. 4 ГК РФ);

-      кооперативы  (ст. 48, 50, § 3, ст. 116  гл. 4 ГК РФ);

-      государственные  и муниципальные унитарные предприятия (ст. 48, 50, § 4 гл. 4 ГК РФ);

-      некоммерческие  организации (ст. 48, 50, 117- 119, 120, 121- 123 ГК  РФ)

В настоящей работе мы остановимся  на анализе особенностей такой организационно-пра­вовой  формы юридических лиц как  кооперативы.

Создание и развитие кооперативов должно рассматриваться как важное средство экономического, социального  и культурного развития, а также  прогресса человека в развитых и  развивающихся странах. В Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (по докладу Третьего комитета) признаётся, что кооперативы в их различных формах способствуют обеспечению максимально широкого участия в экономическом и социальном развитии всех групп населения, включая женщин, молодежь, пожилых людей и инвалидов, и становятся одним из важнейших факторов социально-экономического развития[4].

В литературе  дискутируется вопрос о разграничении организационно-правовых форм юридических лиц - производственного  и потребительского кооператива. С.В. Тычинин, исследуя гражданско-правовые аспекты регулирования потребительской кооперации, признал,  что кооперативы не следует относить к некоммерческим или коммер­ческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц. Хозяйственные (предпринимательские) функции вы­полняют коммерческие организации, общественные организации пре­следуют нематериальные цели. Кооперативы, используя различные формы деятельности, добиваются удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов и характеризуются следующими основными чертами: добровольной основой образования; удовлетворением общих социальных и культурных потребностей и устремлений своих членов; совместным владением предприятием; контролем на основе демократических принципов. В связи с этим членение кооперативов в российском законодательстве на производственные (коммерческие) и потребительские (некоммерческие) не отвечает интересам единого правового обеспечения коопера­тивных отношений[5].

Гражданский кодекс РФ не соответствует  принятому международным кооперативным  сообществом понятию кооперативной идентичности. Нельзя было проводить резкую границу между производственными и потребительскими кооперативами путем отнесения первых к коммерческим, а вторых - к некоммерческим организациям[6].

В.П. Камышанский отмечает, что все  кооперативы создаются для того, чтобы удовлетворять личные потребности своих членов, а получение прибыли – не цель деятельности кооператива, а лишь средство её достижения. Производственные и потребительские кооперативы не являются в чистом виде ни коммерческим юридическим лицом, ни некоммерческой организацией. Это позволяет, несмотря на выявленные особенности и различия, включить их в единую группу организационно-правовых форм – кооперативы[7].

В действующем Гражданском кодексе  РФ потребительские кооперативы  отнесены к некоммерческим организациям в противовес производственным, что предопределяет соответствующую специфику правового регулирования. Тем самым заложена основа для глубокого водораздела двух исторически однородных организационно-правовых образований[8]. Ущербность такого подхода справедливо подвергнута критике [9]. Кооперативы независимо от видов их деятельности - торговой, посреднической или производственной - объединяют обще кооперативные принципы[10].

Н.В. Козлова, говоря о различии коммерческих и некоммерческих юридических лиц,  подчёркивает, что коммерческие юридические лица специально создаются для ведения предпринимательской деятельности, и в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечении прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Учредители (члены) коммерческого юридического лица имеют право на получении доли прибыли.

Напротив, ведя предпринимательскую  деятельность, некоммерческие юридические  лица, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями, членами).

Исключение составляют некоторые  виды некоммерческих органи­заций, сама конструкция которых предполагает распределение прибы­ли, полученной юридическим лицом, между его  участниками (учреди­телями, членами).

Так, норма п. 5 ст. 116 ГК РФ гласит, что доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. По мнению Н.В. Козловой, данная норма является не более чем досадным недоразумением, поскольку доходы, полученные потре­бительским кооперативом от разрешенной предпринимательской дея­тельности, по общему правилу, должны направляться на нужды кооператива, а не распределяться между его членами[11].

Казахстанский законодатель применительно к потребительским кооперативам избрал особый путь, установив в п. 4 ст. 108 Гражданского кодекса Республики Казахстан, что доходы, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели[12]. Однако такое законодательное решение вряд ли является оправданным, поскольку противоречит природе потребительских кооперативов и целям их создания, преследуемыми членами таких кооперативов.

В цивилистической литературе высказывается обоснованное мнение о том, что у потребительских  кооперативов гораздо больше общего с кооперативами производственными, нежели с остальными видами некоммерческих организаций. Основная цель любого кооператива  со времени их появления и до наших дней состояла и состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей членов кооператива. Достигаться данная цель может путем осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но извлечение прибыли здесь является не самоцелью, а средством достижения другой цели – удовлетворения потребностей членов кооператива[13].

Следовательно, прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на развитие кооператива, вознаграждение его членов соответственно их участию в делах кооператива, их социальное обеспечение и на другие предусмотренные уставом цели. Таким образом, предпочтительнее, на наш взгляд, является решение российского законодателя, закрепившего распределение доходов потребительского кооператива между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ).

Такой подход к юридической  конструкции кооперативов соответствует  Декларации о кооперативной идентичности, принятой в 1995 г. XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) (членом которого является и Россия в лице национальной кооперативной организации) в г. Манчестере. Согласно данной Декларации кооператив независимо от вида и формы – одно характерное социальное явление, представляющее собой «автономную ассоциацию лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия»[14].

Генеральная конференция  Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом  Международного бюро труда  и собравшаяся 3 июня 2002 года на свою 90-ю сессию, высоко оценивая значение кооперативов, приняла  Рекомендацию 2002 года о содействии развитию кооперативов, в которой признала, что применительно к  настоящей  Рекомендации термин  «кооператив» означает  самостоятельную  ассоциацию  людей,  которые объединились на добровольной основе  для удовлетворения  своих  общих  экономических, социальных  и культурных  потребностей  и  устремлений  посредством совместного  владения предприятием, контролируемым  на основе демократических принципов[15].

Создание и развитие кооперативов следует рассматривать  как важное средство экономического, социального и культурного развития, а также прогресса человека во всех странах.

В частности, Рекомендацией  МОТ № 193, от 20 июня 2002 г. «О содействии развитию кооперативов» предлагается стимулировать и укреплять самобытность кооперативов на основе:

-        таких кооперативных ценностей,  как взаимопомощь, личная ответственность,  демократия, равенство, справедливость  и солидарность; а также таких  этических норм, как честность,  открытость, социальная ответственность  и забота о других;

-        кооперативных принципов, которые разработаны международным кооперативным движением. Этими принципами являются: добровольный и открытый характер членства; демократический контроль со стороны их членов; участие членов кооперативов в экономической деятельности, их самостоятельность и  независимость; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; и забота об обществе.

В  сбалансированном  обществе  должны  сосуществовать  сильные государственный  и  частный  секторы,  а  также сильные кооперативы, Именно в этом контексте правительства должны  проводить политику  поддержки и формировать правовые  рамки,  соответствующие характеру и функциям  кооперативов  и базирующиеся  на  кооперативных ценностях и принципах.  Эти правовые рамки должны быть направлены на:

-        создание  институциональных   основ,  обеспечивающих  как можно  более быструю,  простую, доступную  и эффективную процедуру регистрации  кооперативов;

-        содействие политике,  нацеленной  на  создание  в  кооперативах надлежащих  резервов,  по  крайней  мере,  часть  которых оставалась бы неделимой, а также фондов солидарности;

-        принятие  мер  контроля  над   кооперативами  в  соответствии  с национальными   законодательством   и   практикой  и на  условиях, соответствующих  их  характеру  и функциям,  содействующих уважению их самостоятельности,  и которые были бы  не  менее  благоприятными,  чем условия,  в  которых  действуют  предприятия  и социальные организации других форм;

-        содействие объединению кооперативов в кооперативные структуры, отвечающие потребностям членов кооперативов;

-        стимулирование развития кооперативов  в качестве самостоятельных и  самоуправляемых предприятий,  особенно  в  тех областях, где они   призваны  играть  важную роль или оказывать такие услуги, которые другие организации не обеспечивают[16].

Информация о работе Кооператив как особая организационно - правовая форма юридического лица