Комерческое право по отношению к другим отраслям права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Основная функция отраслей в правовой системе состоит в том, чтобы применительно к качественно особому виду общественных отношений обеспечивать определенный юридический режим правового регулирования. Каждая отрасль права – это юридически цельное, нерасторжимое правовое образование, отличающееся высоким уровнем внутренней организации, единством образующих ее элементов – институтов, их объединений, подотраслей. Главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования имеет первоочередное, повышенное системообразующее значение, в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений.

Содержание работы

1. Каким образом взаимодействует коммерческое право с другими отраслями российского права?
2. Что выступает в качестве средств индивидуализации товаров и услуг?

Файлы: 1 файл

Коммерческое право_контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

- на этикетках,  упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

- на документации, связанной с введением товаров  в оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в том числе в доменном имени  и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя  сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате использования возникнет вероятность смешения товаров.

Исключительное  право на товарный знак действует  в течение десяти лет, считая со дня подачи заявки на государственную регистрацию.

Товарные знаки  бывают двух видов: индивидуальные и  коллективные.

Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Коллективным является товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. В отличие от товарного знака право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

В случае использования  коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными  или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

Товарный знак может быть общеизвестным. По заявлению юридического или физического лица им признается товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации; товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации в силу международного договора РФ; а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такой товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования получили в РФ среди соответствующих потребителей широкую известность в отношении товаров определенного лица (п. 1 ст. 1508 ГК РФ).

Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная законом для товарного знака. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Товарный знак, признанный в установленном законом  порядке общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков.

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства, не признается наименованием места происхождения товара.

На использование  этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара.

Наименование  места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной  регистрации такого наименования. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.

Наименование  места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования  возможности производить товар, особые свойства которого определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами21. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Таким образом, наименование места происхождения  товара, являясь средством индивидуализации товара, имеет значительные сходства с другим средством индивидуализации товара – товарным знаком по: 1) объекту индивидуализирования (товар); 2) форме выражения (обозначение); 3) требованию соблюдения государственной регистрации для возникновения исключительного права; 4) субъектному составу (профессиональные участники гражданско-правовых отношений – юридические лица и индивидуальные предприниматели). Однако, несмотря на это, наименование места происхождения товара как объект прав имеет свои характерные индивидуальные особенности, позволяющие этому средству индивидуализации иметь свой особый правовой режим22.

Товарный знак как объект интеллектуальной собственности  в рыночной экономике обладает высокой  стоимостью. Право на его использование  может быть передано по договору в  комплексе других исключительных прав по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), договору продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ), а также в основном по лицензионному договору. Лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Нарушением  исключительного права правообладателя  признается использование без его  разрешения в коммерческом обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно  размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота  и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации, установленной ст.ст. 1515 и 1537 ГК РФ.

Кроме того, ч. 1 ст. 180 УК РФ предусматривает уголовную  ответственность за незаконное использование  чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров23.

 

Список использованных источников и литературы

I. Нормативно-правовые  акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 52 (1 ч.). – ст. 5496.

II. Специальная литература:

  1. Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 328 с.
  2. Батрова Т. А.. Проблемы определения предмета торгового права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского / Сост. Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. – М.: Статут, 2011. – С. 38-49.
  3. Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций. – М., 2009. – 192 с.
  4. Бойкова О.С. Торговое право: Учеб. пособие. – М., 2009. – 450 с.
  5. Горбухов Б. А. Коммерческое право. Конспект лекций. – М., 2007. – 192 с.
  6. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров – товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. – М.: Статут, 2007. – 284 с.
  7. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – 736 с.
  8. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. – М.: Статут, 2013. – 640 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  9. Еременко В.И. О правовой охране наименований мест происхождения товаров в России // Законодательство и экономика. – 2012. – № 5. – С. 16-38.
  10. Забегайло Л.А., Назарова И.А. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака // Право и экономика. – 2011. – № 6. – С. 46-50.
  11. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М., 2002. – 959 с.
  12. Коммерческое право / Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, И.В. Петрова. – М., 2009. – 431 с.
  13. Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Постового. – М., 2006. – 188 с.
  14. Кондратьева Е.А. Особенности правового режима наименования места происхождения товара // Юрист. – 2011. – № 8. – С. 15-18.
  15. Назаров И.В. Коммерческое право Российской Федерации: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2008. – 254 с.
  16. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева и С.С. Занковского. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 560 с.
  17. Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. – М.: Зерцало, 2009. – 347 с.
  18. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. – М.: Юристъ, 2008. – 251 с.
  19. Цехер Г.Я. Потребительское право – новая комплексная отрасль российского права (к постановке вопроса) // Российский юридический журнал. – 1999. – № 1. – С. 51-64.
  20. Челышев М. Ю. О месте коммерческого права в системе российского права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского / Сост. Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. – М.: Статут, 2011. – С. 28-39.

1 Т. А. Батрова. Проблемы определения предмета торгового права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского / Сост. Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. – М.: Статут, 2011. – С. 38-49.

2 Бойкова О.С. Торговое право: Учеб. пособие. – М., 2009. – С. 14.

3 Назаров И.В. Коммерческое право Российской Федерации: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2008. – С. 6.

4 Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. – М.: Юристъ, 2008. – С. 15.

5 Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций. – М., 2009. – С. 17.

6 Андреева Л.В. Теоретические проблемы коммерческого права России: Дис… докт. юрид. наук. – М., 2004. – С. 46.

7 Батрова Т. А.. Проблемы определения предмета торгового права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского / Сост. Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. – М.: Статут, 2011. – С. 38-49.

8 Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. – М., 2002. – С. 37.

9 Там же. – С. 70-71.

10 Коммерческое право / Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, И.В. Петрова. – М., 2009. – С. 11.

11 Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. – М.:Зерцало. – С. 22.

12 Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Постового. – М., 2006. – С. 10.

13 Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Постового. – М., 2006. – С. 151-178.

14 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева и С.С. Занковского. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С. 37.

15 См.: Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – С. 11.

16 Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. – М.: Статут, 2013. – 640 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

17 Цехер Г.Я. Потребительское право – новая комплексная отрасль российского права (к постановке вопроса) // Российский юридический журнал. – 1999. – № 1. – С. 51-64.

18 Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. – М.: Статут, 2013. – 640 с. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

19 Челышев М. Ю. О месте коммерческого права в системе российского права // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского / Сост. Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. – М.: Статут, 2011. – С. 28-39.

20 Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 328 с.

21 Еременко В.И. О правовой охране наименований мест происхождения товаров в России // Законодательство и экономика. – 2012. – № 5. – С. 16-38.

22 Кондратьева Е.А. Особенности правового режима наименования места происхождения товара // Юрист. – 2011. – № 8. – С. 15-18.

23 Забегайло Л.А., Назарова И.А. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака // Право и экономика. – 2011. – № 6. – С. 46-50.


Информация о работе Комерческое право по отношению к другим отраслям права