Классификации предприятий по форме собственности и структуре управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление форм собственности и
организации управления предприятий.
Для достижения поставленной цели выделим ряд задач:
Рассмотреть критерии классификации предприятий;

Содержание работы

Введение

Современное предприятие и признаки его классификации.

Формы собственности.

Организационная структура управления.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная предпринимательство.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Кроме мелких фирм, к индивидуальной частной собственности относятся служащие для извлечения дохода имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев, ремесленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих юридического лица.

  • государственные, под которыми понимаются как чисто государственные (в том числе  муниципальные),  где  капитал  и  управление  полностью   принадлежат государству, так  и  смешанные,  где  государство  обладает  большей  частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации  Организации экономического сотрудничества и  развития  (ОЭСР)  государственными  следует считать предприятия, на  которых  государственные  органы  обладают  большей частью капитала (свыше 50%), и/или те,  которые  ими  контролируются  (через работающих на предприятии государственных чиновников).

Государственная собственность  бывает общегосударственной, региональной и муниципальной.

Государственная собственность  – природные богатства, основные  производственные  средства, оборотные   средства,   информация,   представляющие   часть    общенародной собственности – переданную по воле народа и решению органов народовластия  в ведение и распоряжение  государственных  органов  на  определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности:

  • региональную   государственную,   преданную   в   ведение   и   распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);
  • коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение местных органов;

Предприятия, именуемые  государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.

Государственные и муниципальные  предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Унитарный означает единый, не разделенный на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие — это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления.

В составе государственных  предприятий есть такие, которые, будучи образованными на баз федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными "казенными" предприятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

К возможным негативным сторонам государственных предприятий  следует отнести:

  • отторжение производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
  • монополизацию экономики, ослабление конкуренции;
  • меньшую гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку своего производства;
  • зависимость от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя, определении направлений использования прибыли.

Опыт стран с рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства. Государственное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики страны, либо в отраслях, требующих больших капитальных вложений и в которых частные и коллективные формы не могут обеспечить для себя достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. Например, в Великобритании госсектор охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом на госсектор приходится около 25% основного капитала, 40% земли. В некоторых развитых странах государственные компании являются лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, "Рено" во Франции, "ИРИ", "ЭНИ" в Италии). Однако государственный бизнес выступает в этих странах в формах не ведомственных предприятий, а общественных ("публичных") корпораций либо смешанных акционерных обществ.

  • коллективная, в широком смысле этого слова или многоличная собственность, представляющая неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, преданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с системой правил и норм, установленных законом, договором, уставом.

Это по сути производная  форма собственности, возникающая  в результате передачи прав собственности  в пределах многоличностной формы  субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, выражающих собственнические интересы всего товарищества, но гораздо чаще выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное общество, предприятия, компания) либо государственный орган, общественная организация. Многоличностную собственность удобней было бы наименовать просто общей, но термин “общая собственность” трактуется в Гражданском кодексе Российской Федерации как имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, то есть как групповая собственность.

Говоря о многоличностной  собственности, мы исходим из самого широкого понимания её как многообразия общественных по своей природе форм собственности, охватывающих диапазон от семейной до общенародной. Это любая интегративная, в известном смысле общественная, форма.

Беря своё начало в узкоколлективной, групповой собственности, в рамках которой имеет место прямое непосредственное участие и контроль со стороны собственника за пользованием объектом собственности, многоличностная собственность постирается до государственной, общенародной, где воздействие на направление пользования объектом собственности со стороны собственника (народа) значительно опосредовано.

Разделение форм собственности  на индивидуальную и многоличностную  отражает весьма укрупненное структурирование разнообразных форм, охватывающих во всем своем многообразии значительную их совокупность. Отметим, что подобное разделение собственности на две формы: индивидуальную и многоличностную – не является общепринятым ни в экономической науке, ни в практике. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную и муниципальную форму собственности, признавая в то же время возможность существования других форм. В то же время широко известно разделение собственности на собственность юридических и физических лиц.

Подчеркнем, что не существует  и  не  может  существовать  абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные  формы  собственности,  в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если  собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства  –  общей, на землю – государственной и  все  эти  факторы  производства  соединены  на одном  предприятии,  то  собственность   предприятия   заведомо   становится смешанной. Отсюда следует, что мы вынуждены признать  взаимопроникновение  и общее существование разных форм собственности  в  пределах  одного  объекта. Одни и те же средства производства могут быть  одновременно  в  определенном ракурсе  объектами  разных  форм  собственности.   И   уж   заведомо   могут различаться  владелец,  распорядитель,  пользователь  объекта.  Однако   это обстоятельство  не  должно   служить   поводом   для   не   узаконенного   и несанкционированного использования  объектов  собственности  субъектами,  не имеющими на то оснований.

Четко провести грань между государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

До сих пор мы вели речь о  субъектах  собственности  в  лице  граждан, коллективов,  организаций,  народа  той  страны,   которая   обладает   этой собственностью.  Но  на  территории  страны,  в  составе  её   национального богатства может находиться собственность иностранных  граждан,  организаций, государств в виде объектов, целиком или частично  принадлежащих  иностранным субъектам. Такое собственническое проникновение, к которому в  нашей  стране проявляется крайне настороженное отношение как со  стороны  отдельных  групп населения, так и  в  правительственных  кругах,  есть  неизбежное  следствие развития внешнеэкономических связей и включения страны  в мирохозяйственную систему. Так что в число форм собственности правомерно включить  иностранную собственность в изолированном виде или в виде части смешанной  собственности (совместные предприятия). Объектом такой собственности могут прежде  всего быть  средства  производства,  здания,  имущество,  инвестиционный  капитал, кредитованные средства, залоговое имущество.

Завершая описание структуры форм собственности, укажем  на проявившееся  в  последние  годы   явное   стремление   подвести   под   неё законодательную   основу.   На   федеральном   и   республиканском   уровнях принимаются  законодательные  акты  об  аренде  и  арендных  отношениях,   о собственности, о земле и землепользовании,  об  иностранных  инвестициях.  В число таких актов уже вошел  Гражданский  кодекс  Российской  Федерации.  Российские  законы  образуют первичный  правовой  фундамент  собственнических  структур  и  отношений   к упомянутому  пакету  законов  тесно   примыкают   законодательные   акты   о разгосударствлении и приватизации собственности, которые призваны  направить в  нужное  русло   процессы   изменения   сложившихся   форм   и   отношений собственности.

3. Организационная структура управления

Организационная (структура  управления) – состав подразделений, сформированный по формальным правилам, с целью координации всех функций  для решения задач управления (рис.1).

 

 

 

 

Рисунок 1. Структура производственного  предприятия(фирмы)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура предприятия  определяется следующими основными  факторами:

      • размером предприятия;
      • отраслью производства;
      • уровнем технологии и специализации предприятия.

 

Организационная структура управления и регулирования представляет собой иерархическую систему, основанную на подчиненности субъектов управления низшего звена высшему, которое, в свою очередь, является объектом управления со стороны органа более высокого уровня.

Все органы управления в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и расположениями Президента РФ, постановлениями Правительства России, международными договорами и другими нормативами документами.

Являясь объектом управления и регулирования со стороны федеральных органов, предприятия, в свою очередь, осуществляют функции управления по отношению к входящим в их состав филиалам, структурным единицам и подразделениям.

Между элементами системы  управления существуют связи, которые  можно подразделить на:

1) линейные связи возникают  между подразделениями разных  уровней управления, когда один  руководитель административно подчинен  другому (директор - начальных цеха - мастер);

2) функциональные связи  характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела - начальник цеха);

3) межфункциональные  связи имеют место между подразделениями  одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха).

Иерархический тип структуры  управления имеет много разновидностей: линейную структуру управления, функциональную структуру управления, линейно-функциональную структуру управления, матричная структура системы управления.(рис.2)

 

Рис.2 Структура управления


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линейная структура  управления.

Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).

Информация о работе Классификации предприятий по форме собственности и структуре управления