История становления торгового права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:23, реферат

Описание работы

Коммерческое право изучается на основе широкого круга источников: Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных актов, а также обычаев делового оборота и деловых обыкновений. При этом нормы коммерческого права динамично обновляются в соответствии с требованиями и изменениями рынка. Основной источник коммерческого права – гражданское законодательство

Файлы: 1 файл

Коммерческое право Реферат.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Коммерческое право – одна из подотраслей гражданского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу торговой деятельности. Оно изучает отношения купли-продажи объектов торгового оборота, при этом эти отношения складываются исключительно между субъектами профессиональной торговой деятельности (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, специальные субъекты коммерческой деятельности). Основная задача коммерческого права – обеспечение эффективности торгового оборота. 

Коммерческое право изучается на основе широкого круга источников: Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных актов, а также обычаев делового оборота и деловых обыкновений. При этом нормы коммерческого права динамично обновляются в соответствии с требованиями и изменениями рынка. Основной источник коммерческого права – гражданское законодательство. Дипломные и курсовые работы по коммерческому праву задают часто, так как в условиях рыночной экономики это актуально и важно

Торговое право, его история уходят вглубь тысячелетий. Властные установления о торговле, правила купеческой деятельности встречаются почти во всех правовых памятниках древности. Детальную разработку сделки купли-продажи, причем именно в русле товарного обращения, получают в римском праве.

Однако в его подлинном значении развитие торгового права связано со становлением капиталистических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История становления торгового права в России

История российского торгового права характеризуется существенными особенностями. В нашей стране торговля переживала периоды активного роста и долговременных спадов. Торговое законодательство и наука торгового права развивались со значительным отставанием от потребностей общества. 
 
Вопросы торгового оборота регулировались различными правовыми актами. Значение, придававшееся торговле, отразилось в законодательных памятниках древнего и средневекового периодов. Так, статьи, посвященные вопросам торговли и торгового сословия, имеются в Русской Правде, Псковской судной грамоте, Соборном уложении 1649 г. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. - Новоторговый устав, регулировавшие отдельные вопросы торговой и даже внешнеторговой деятельности. Принимались другие законодательные акты о торговле. 
 
Развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества. Так, еще Соборное уложение 1649 г. ограничило участие в торговой деятельности крестьянства, составлявшего основную часть населения страны. Наряду с Городским положением, изданным Екатериной II в 1775 г. и предусмотревшим сословный характер торговой деятельности, оно на значительное время затормозило развитие отечественной торговли. Однако было и стремление властей, с учетом успешного опыта Запада и собственных интересов, к развитию торговли и промышленности. Энергичные меры по их поощрению проводились при Петре Великом, продолжались и при последующих императорах. С XIX в. интересы промышленности и торговли становятся одной из главнейших забот правительства. 
 
Среди шагов по развитию торгового законодательства следует отметить указы Петра Великого об организации лиц, занимающихся торговлей, в особое сословие с сословной юрисдикцией. В 1755 г. издан Таможенный устав, касавшийся некоторых вопросов материального торгового права. 
 
Особенно много торговых законов было принято в первой половине XIX в.  
В 1832 г. издаются Устав о торговом судопроизводстве и судоустройстве, Устав о торговой несостоятельности и о векселях, именовавшихся нередко «купеческими бумажными деньгами».

В 1834 г. принимается положение о купеческих книгах, а в 1836 г. — об акционерных товариществах. А. И. Каминка пишет, что в первой половине XIX в. «сознание необходимости особых торговых законов разделялось всеми». (Каминка А. И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 117). 
 
С развитием законодательства в России стала чувствоваться потребность в его кодификации. В 1766 г. указом Екатерины II была образована комиссия для подготовки проекта нового законодательного уложения, в котором предполагалось кодифицировать и нормы торгового права. Кодификационные работы были закончены, однако, лишь в 1832 г. и то не в виде уложения, а свода действовавших постановлений. В первых двух изданиях Свода законов (1836 и 1842 гг.) торговые законы помещены под названием «Учреждений и уставов торговых». Вместе с тем указанные законы совершенно отличаются от законов гражданских, с одной стороны, и от законов публичных, регулирующих торговый оборот, нося самостоятельный характер.

В издании Свода законов 1857 г. торговые законы получили название Устава торгового. В существенно переработанном виде Устав торговый был издан в 1887 г. (затем — в 1903 г.), одновременно из него выделен Устав судопроизводства торгового.

Идея самостоятельности российского торгового права впервые получила четкое выражение в Уставе торговом 1887 г. Издание Устава отразило объективно существовавшую потребность российского хозяйства в специальном законодательном регулировании торговых отношений. 
 
В юридической литературе отмечался крайне низкий уровень Устава торгового по сравнению с торговым законодательством Франции и Германии. Устав представлял собой механическое соединение законов, изданных в разные периоды; при наличии частых повторений, обилии непригодных к применению статей в нем отсутствовали положения по самым существенным вопросам торговой деятельности. Совершенствование Устава осуществлялось путем пересмотра отдельных разделов или норм. 
Отставание развития российского торгового права в значительной степени порождалось непризнанием в качестве источника права торговых обычаев, которые играют исключительную роль в специализации и формировании этой отрасли права. Игнорирование торгового обычая было характерно для всего периода централизации государственной власти XVI—XIX вв. (вплоть до издания Устава торгового 1887 г.) и для судебной практики. 
 
В числе прочих причин слабость российского торгового права обусловливалась недостаточной теоретической разработанностью многих проблем. В Западной Европе научная разработка торгового права в качестве особой отрасли правоведения началась уже в XVI веке. Отечественная литература по коммерческому праву появляется в последней трети XIX в., причем по преимуществу учебная. При этом немалую часть энергии ученые тратили на взаимные споры о том, имеет ли коммерческое право основания для самостоятельного существования, — странное и непродуктивное занятие.

Следует констатировать, что представители юридической науки несут свою долю ответственности за неблагополучное состояние коммерческого права России.

В дореволюционной юридической литературе было принято различать три этапа в становлении и развитии торгового права. Эта периодизация содержится в старых российских учебниках, встречается в трудах некоторых западноевропейских коммерциалистов.

К настоящему времени эта классификация устарела. В современной литературе она уже не используется в связи с радикальными изменениями системы торговли. Однако в познавательном отношении это прежнее разграничение весьма поучительно.

Первый период обычно именуют итальянским. Он знаменует зарождение европейского торгового права. В XI-XV вв. Италия была одним из наиболее экономически развитых регионов, являлась посредницей в торговых связях Средиземноморских стран. Это был наиболее мощный узел мировой торговли.

Именно в Италии получила развитие специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. в Италии была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», которая положила начала бухгалтерскому учету. Это была знаменитая итальянская бухгалтерия с воспринятыми во всем мире приемами и терминологией учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет—кредит).

Второй период — французский — связывают с превращением Франции с XVI в. в одну из ведущих торговых держав. Во Франции резко возрастает численность и усиливается роль торгового сословия. Государственная власть проявила дальновидность и последовательно оказывала покровительство развитию торговли. При этом власть исходила из двух стратегических целей — обогащения казны и сплочения, консолидации государства вопреки сепаратистским действиям феодальной знати.

К этому периоду относятся первые опыты кодификации торгового права. В 1673 г., с которого некоторые ученые и ведут начало собственно торгового права, принимается Торговый ордонанс. В 1807 г. издается наполеоновский Торговый кодекс. Исследователи отмечают его огромное влияние на другие страны Европы. Торговый кодекс наряду с Гражданским кодексом 1804 г. получил непосредственное, прямое применение в Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и других государствах. Это второй случай в мировой практике (после использования римского права в средневековых европейских государствах) прямого рецепирования иностранного закона.

Третий период именуют германским. Заметим, что в XVIII-XIX вв. крупнейшей торговой державой была Великобритания, на нее приходилась основная доля мирового товарооборота. Однако в силу особенностей правовой системы ее вклад в развитие торгового права был незначителен.

Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового кодекса. Кодекс установил общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой конгломерат из почти сотни разрозненных княжеств, герцогств, свободных городов. Все они настолько подозрительно или враждебно относились друг к другу, что даже отказались принять единый гражданский кодекс. А вот идея общего торгового кодекса прошла, поскольку такой акт не задевал ничьих суверенитета и амбиций.

Германский торговый кодекс сыграл поистине выдающуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Он стал мощным инструментом консолидации страны. Последовавшее при О.Бисмарке политическое объединение государства было завершением состоявшегося под влиянием Торгового кодекса экономического слияния.

Г.Ф.Шершеневич в своем учебнике отмечает любопытный факт, достойный нашего внимания. В 1896 г. уже в единой Германии был принят Гражданский кодекс. С его изданием необходимость в существовании отдельного Торгового кодекса ослабла. Однако с учетом того, какую огромную роль Торговый кодекс 1861 г. сыграл в превращении страны в централизованное и мощное государство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание.

Под влиянием успеха законодательных шагов в Германии, да и с учетом собственных потребностей, в конце прошлого века почти во всех европейских странах наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. В 1899 г. Япония приняла Торговый кодекс, во многом позаимствовав германский опыт. Эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне.

Рассмотренная периодизация истории торгового права имеет в основном познавательное значение. В настоящее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходивших в сфере товарного обращения. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы XX в. в США, а затем — в Западной Европе произошло то, что нередко по праву называютторговой революцией. Известны культурная революция, научно-техническая, информационная — о них много написано. А вот свершившуюся торговую революцию наши экономисты и управленцы оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, но ее результаты использовали другие развитые государства, к сожалению, кроме России.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз. Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров. 

Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. Обязательным условием производства стали маркетинг, анализ спроса. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Была обеспечена строгая сбалансированность производства и продаж. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика приобрела черты высокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансированности производства и потребления.

Еще один аспект торговой революции — структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Сейчас в США существует более 100 ассоциаций — союзов оптовых фирм по сбыту различных товаров. Многие предприятия-изготовители передали функции сбыта своих товаров этим посредническим звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Тем самым торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посредников в качестве мощной самостоятельной силы позволило сломить диктат производителей над потребителями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т. е. все население, получил наибольший выигрыш от происшедшей торговой революции.

В народном хозяйстве СССР диктат производителя в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не искоренен он и в современной России.

Среди позитивных перемен в стране одна из главных — это издание Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ)*. Он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав гражданина против производителей. Это позволяет человеку несколько «разогнуть спину», бороться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.

Информация о работе История становления торгового права в России