История развития потребительского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:11, реферат

Описание работы

Как известно, одним из древних способов торговли является публичный рынок (базар). Известны рынки в древних государствах — Китае, Вавилоне, Греции, Египте, Римской империи. Интересы потребителей на таких рынках отстаивались в свободном торге между покупателем и продавцом, но были защищены определенными обычаями. Во многих странах существовала специальная должность рыночного служащего, в обязанности которого входил надзор за соблюдением правил публичного рынка, наказание нарушителей и поощрение честных торговцев.

Файлы: 1 файл

История развития потребительского права.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

История развития потребительского права

Общий уровень потребления в той  или иной стране в ту или иную историческую эпоху всегда определялся  достигнутым уровнем развития производительных сил. Одновременно с этим формировалось  законодательство, которое защищало как торговцев-купцов, производителей работ и услуг, так и потребителей, покупавших у продавцов товары и услуги для личного потребления.

Как известно, одним из древних способов торговли является публичный рынок (базар). Известны рынки в древних государствах — Китае, Вавилоне, Греции, Египте, Римской империи. Интересы потребителей на таких рынках отстаивались в свободном торге между покупателем и продавцом, но были защищены определенными обычаями. Во многих странах существовала специальная должность рыночного служащего, в обязанности которого входил надзор за соблюдением правил публичного рынка, наказание нарушителей и поощрение честных торговцев. В древнем Китае такую должность некоторое время занимал великий философ Конфуций. К тому же торговая жизнь публичного рынка находилась под постоянным надзором городских властей.

Практически во всех сводах законов древних государств были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Законы Хаммурапи, царя, правившего в Вавилонии  в ХVIII в. до н. э., можно считать первым цельным изложением хозяйственного права, а несколько статей имели прямое отношение к интересам граждан Вавилонии как потребителей. Так, законы Хаммурапи регулировали кредитные отношения, качество товаров и услуг, ценообразование, а также устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров.

Различные нормы, защищавшие интересы граждан  от недобросовестных продавцов, существовали в римском праве. В середине VI в. н. э. в правление императора Византийской империи Юстиниана была проведена реформа римского права, появился «Свод гражданского права» из четырех частей. Вторая часть называлась дигесты — собрание высказываний юристов по вопросам цивильного, преторского права и комментариев из юридической практики.

Первый  титул ХIХ книги дигест рассматривает случаи применения иска из сферы купли-продажи. «Если купленная вещь не передается, то предъявляется иск об убытках, т. е. выясняется, какое значение представляет для покупателя обладание вещью; иногда это выходит за пределы цены, если убытки более значительны, чем стоимость вещи или сумма, заплаченная за нее» . «Если при купле указано количество и (это количество) не предоставлено, то имеется иск из купли» . Ответственности по иску подлежал всякий злой умысел продавца по сокрытию истинных качеств продаваемой вещи. Особое значение римские юристы придавали добросовестности (bоnа fides) сторон.

В Древнерусском  государстве великий князь Владимир Святославич пожаловал церкви десятину с торгов . В уставных грамотах, особенно новгородских, встречаются указания о пошлинах за взвешивание товаров и другие услуги, шедших преимущественно в пользу церкви. Именно церковь, как наиболее уважаемое учреждение в то время, выступала в качестве хранителя эталонов меры и веса и вообще обеспечивала порядочность и добросовестность в метрологической службе, а следовательно, и в торговле.

Псковская судная грамота — памятник княжеско-вечевого законодательства освещает такие стороны  русской жизни ХIV— ХV вв., какие  не отразились ни в одном другом памятнике. Сделки о мелком имуществе регулировались обычаем и, как правило, в поле зрения законодателя не попадали. Русская Правда не упоминает о них. Псковская судная грамота в ст. 114 указывает, что такие сделки нередко совершались на пирах и сопровождались попойками. Что делать, если сделка совершена в пьяном виде и не удовлетворяет истца, когда он проспится? Этот вопрос статья решает с патриархальной простотой и в принципе охраняет интересы человека, которого умышленно подпаивают, стремясь вовлечь в невыгодную операцию. Статья 118 этой же Грамоты, как и ст. 114, отражает обычно-правовые отношения в среде мелких собственников — членов городской или сельской общины. Обычай охраняет мелкого владельца. Он на стороне незадачливого покупателя, которому подсунули, например, бракованное животное . В ст. 54 Псковской судной грамоты речь идет о споре по поводу краденой вещи, добросовестный покупатель должен «у креста поставить (привести к присяге) того, у кого он купил вещь, оказавшуюся краденой.

Особый  интерес представляет в Московском государстве середины ХVII в. царский Указ о корчмах, который посвящен борьбе с незаконным производством и торговлей спиртными напитками и табаком. В ст. З Указа говорится, что купцы, купившие вино в целях перепродажи, платят штрафы: впервые — по 2 руб., вторично — по 4 руб. купно с телесным наказанием (битьем кнутом на козле) и заключением в тюрьму на две недели. Пойманные в третий раз присуждались к штрафу в б руб. с человека, битью кнутом по торгам и заключением на месяц. Уличенные в четвертый раз подлежали строгому наказанию — битью кнутом на торгах и ссылке в дальние города с отнятием имущества и поместно-вотчинного хозяйства в пользу государства .

Вопрос  о борьбе с корчемством ставился в Московской Руси и раньше. В  известных Вопросах царя Ивана IV митрополиту Макарию четвертый вопрос был «0 корчмах, данных по городам и по пригородам и по волостем; даны изстари, а иные чтоб наместником и кормленщком с тех земель бражное уложити, а корчьмы бы отнюдь не было, занеже от корчемь хрестьянам великая беда чинитца и душам погибель» . Как видим, корчемство преследовалось царским правительством не только за то, что оно подрывало его монополию на производство спиртных напитков, но и наносило большой вред здоровью и нравственным устоям русского народа.

11 августа 1652 г., уже после принятия Соборного уложения 1649 г., по требованию патриарха Никона был созван в Москве Собор о кабаках, уничтоживший откупа и резко ограничивший всякую продажу спиртного. Вместо большого количества кабаков было устроено по одному кружечному двору в каждом городе. Решения Собора о кабаках 1652 г. имели широкую поддержку. Сразу же после обнародования его решений множество кабацких голов и целовальников было побито во время народных выступлений.  
Собор 1652 г. значительно сократил продажу вина и водки населению. Был введен запрет на продажу водки в кредит. Кабацким головам и целовальникам строго наказывалось смотреть, чтобы «никто через силу не пил, и от безмерно питья до смерти не опился, и душу свою навеки не погубил» . По совету патриарха Никона, бояр и думных людей на кружечных дворах были запрещены азартные игры и скоморошичьи представления . Царской грамотой определялся режим работы кружечных дворов. Они открывались в три часа дня, после обеденной службы в церкви.

Православная  церковь считала курение табака «дьявольским каждением», а сам табак — «чертовским ладаном». Статья 11 вышеприведенного Указа была посвящена запрещению во всех городах Московского государства как русским людям, так и иностранцам не только продажи, но и хранения табака. Как продажа, так и хранение наказывались смертной казнью. Распространением табака на Руси занимались в основном поляки (литовские люди). Поэтому в ст. 12 Указа особо говорится о покупке табака у проезжих поляков. Если же пойманные с табаком лица показали, что купили его у русских людей или иностранцев, состоящих на русской службе, то после соответствующего расследования и доказательств смертной казни подлежали как продавцы, так и покупатели (ст. 13) .

Перемены  в экономической жизни России во времена Петра I, и прежде всего развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными государствами, отразились на правовом регулировании имущественных отношений. Внутри гражданского права зарождается торговое право. Покровительствуя торговле, государство брало под свою защиту торговые обычаи, складывался так называемый обычай торгового оборота, которым регулировался широкий круг отношений в торговле. Характерно, что сделки, заключенные пьяницей, могли быть признаны судом недействительными, и все полученное по ним терялось «трезвой» стороной .

Договоры  купли-продажи движимости в петровские времена «записывались», заключались  если не при свидетелях, то с поручителями, которые удостоверяли, что вещь не краденая. Такой порядок купли-продажи  движимостей был закреплен еще в Соборном уложении 1649 г. (гл. ХХ, ст. 98, 99; гл. ХХI, ст. 52, 53, 64, 65, 75) . Он был направлен на предотвращение преступлений. Так, после разоблачения иноземца Исачки Бранта и Алешки Владимирова, устраивавших разбои, кражи и грабежи, торговцам серебряного ряда в Москве было запрещено без порук приобретать золотые и иностранные деньги, жемчуг и другие драгоценные камни . Оружейных дел мастера могли продавать оружие только своим и должны были записывать, кому продали. Покупка оружия у солдата считалось преступлением. В этом случае наказывались и солдат, и покупатель, который помимо утраты купленного оружия платил еще и штраф в размере его трехкратной стоимости .  
Впервые упоминание товарного знака в законодательстве России появилось в 1744 г., когда по предложению Мануфактур-коллегии был издан правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками, чтобы можно было их отличить друг от друга . Позднее, в 1830 г., в России был принят Закон «О товарных клеймах», которым предписывалось владельцам фабрик иметь прочные клейма для обозначения товаров. Он устанавливал уголовную ответственность за подделку чужого товарного клейма .

На  Кубани история защиты прав потребителей начинается с 19 ноября 1793 г. в Екатеринодаре: кочевой атаман Захарий Чепига принял ордер от Екатерины II, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей «чтобы в торговле во всем были меры и весы справедливы».

Все вышеприведенные  примеры, связанные с куплей-продажей, в основном относятся к административно-уголовным правонарушениям. Между прочим, в дореволюционной России за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность.

В Средние  века в Европе больше внимания уделялось  защите прав самих продавцов, купцов, ростовщиков, а не интересам покупателей, потребителей. К концу ХIV в. сложилась традиция европейских государств и их правителей предоставлять привилегии еврейским общинам, занимавшимся торговлей, ростовщичеством. Так, 13 сентября 1084 г. шпейерский епископ Рудигер Гуоцман выдал привилегию Шпейерской еврейской общине. А через шесть лет, 19 февраля 1090 г., германский император Генрих IV не только подтвердил, но и значительно расширил ее . Позднее в защиту пражских евреев и за предоставление им привилегий выступил в 1254 г. чешский король Оттокар, 14 августа 1264 г. издал привилегии князь Болеслав Благочестивый для евреев Великой Польши, а в 1364 г. Казимир Великий предоставил привилегии калишским евреям.

Особый  резонанс приобрели привилегии литовского князя Витаутаса Великого, предоставленные в 1388 и 1389 гг. еврейским общинам городов Трок, Бреста и Гродно. В ст. 35 документа регламентируются правила торговли для евреев, гарантируя, по существу, свободную покупку и продажу любой вещи и в любом месте без ограничения конфессионных обычаев .

В Австрии  государственная власть строго следила  за качеством продаваемой продукции. Законом предписывалось добавлять  крахмал в производимый маргарин, чтобы рыночный инспектор мог  по вкусу определить, не продается  ли маргарин под видом масла. За продажу некачественной пищевой продукции в Австрии продавец должен был выпить все некачественное молоко, а во Франции в ХVI в. покупатели протухших яиц имели право и даже были обязаны закидать ими того, кто эти яйца продавал. Первый зарегистрированный протест потребителей произошел в американском штате Массачусетс в 1775 г.: продавца испорченной пищевой продукции привязали к позорному столбу.

Как видим, интересы и права рядовых покупателей, потребителей товаров, которые одновременно выступали и производителями различной продукции, своеобразно защищались не только государственной властью, но и самими потребителями. На данном историческом этапе интересы мелкого производителя, торговца, кустаря были неотъемлемыми от потребителя как такового.

И только в конце ХVIII и начале ХIХ в. в странах Западной Европы возникают потребительские общества, объединившие кустарей, производителей, мелких торговцев, занимавшихся совместной оптовой закупкой продуктов питания, сырья для текстильной, кожевенной отрасли, а также других товаров, для последующей их самостоятельной реализации в розницу. Так, в 1844 г. текстильщики фабричного поселка Рочдейль в Англии создали потребительское общество по обеспечению его членов продуктами и необходимыми промышленными товарами. Этот так называемый рочдейльский пример был распространен почти по всей стране. Организация потребительских обществ имела следующие характерные черты: каждый член являлся пайщиком общества, но пользовался лишь одним голосом, сколькими бы паями он ни владел. Общее руководство осуществлялось собранием всех членов. Прибыль (за отчислением известного процента на пай) делилась между покупателями пропорционально их закупкам.

Успеху  английских потребительских обществ  содействовала хорошая организация. В общество мог вступить каждый производитель, мелкий торговец; паевые взносы были не обременительные, тем более что допускалась уплата их из прибыли, причитающейся члену общества; часть прибыли шла в уставный капитал общества, а часть возвращалась покупателям-продавцам пропорционально сделанным покупкам.

Для приобретения товаров в Англии были созданы  два общества оптовых закупок  — одно собственно для Англии, другое — для Шотландии, с многочисленными  отделениями в самой стране и  за рубежом. Услуги оптовых обществ  были неоценимы. Они давали возможность выгодно, по оптовым ценам, приобретать товары даже маленькому потребительскому обществу. Все общества были объединены в кооперативный союз (Соорегаtive Uniоn), в обязанности которого входило изучение кооперативного движения в Англии, публикация статистических данных, издание руководств по основанию и ведению обществ и даче советов последним. На конгрессе представителей потребительских обществ Шотландии в 1897 г. была принята резолюция об участии Кооперативного союза в политике, в различных видах защиты интересов потребителей. Союз стал издавать еженедельный журнал «Соорегаtive News». Потребительские общества уделяли внимание кооперативному воспитанию, устраивали библиотеки, читальные залы, организовывали лекции о важности кооперативного движения .

Постепенно  кооперативное движение распространилось в Швейцарии, Германии, Голландии, Франции, России. Международный кооперативный  конгресс принял резолюцию, в силу которого преподавание кооперации включалось в  число обязательных предметов во всех промышленных и земледельческих школах всех стран, где обучались дети старше 15 лет .

Информация о работе История развития потребительского права