История предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:27, реферат

Описание работы

История предпринимательства. Основы курса

Предмет курса. Что такое предпринимательство
Основные этапы и исторические особенности развития предпринимательства в России
Особенности и формы средневекового предпринимательства

Файлы: 1 файл

История предпринимательства.docx

— 166.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Внутренняя торговля

 

Была тесна связана с церковной  жизнью. В дни религиозных праздников по воскресеньям в церквях и монастырях собиралось много людей, среди которых  было очень удобно рекламировать  свой товар. В начале торговля велась прямо в храмах, затем на прицерковных площадях. В день ее открытия перед храмом поднимали крест или флаг, что означало, что торг находится под защитой церкви или князя. В Киеве в 11 в. было 40 церквей и 8 рынков. Торговые операции могли осуществляться только при свидетеле весовщике, собирающего весовой сбор в пользу местного князя. Пользоваться собственными весами не разрешалось. Коромысловые весы и официальная мера длинны локоть хранились в церкви. Торговля в основном носила меновой характер, но со ср. 11 в. появилась расчетная ед. гривна серебра (слиток 214 г.), который иногда разрубали на части. Расчетными монетами были арабские.

С конца 11 в. торговая жизнь перемещается в Новгород. В 12 в. в Новгороде  появилось 2 иностранных торговых двора: готский (остров Готланд) и немецкий, который был представлен торговцами объединения ганза (союз торговцев северо-германских городов). Новгород контролировал поступление иностранных товаров на Русь и разрешал иностранцам только оптовую торговлю. Розничную купцы осуществляли сами. Позже в Новгороде были открыты псковский, тверской, Полоцкий, Смоленский и др. дворы. Приезжие купцы могли жить и торговать в Новгороде только в гостиных дворах. Новгород сумел сохранить свое торговое лицо даже в условиях монголо-татарского ига.

С 13 в. складываются торговые товарищества, которые именуются складничествами (2-4 купца соединяли капиталы или  товары для скорейшей реализации). Складники могли разделиться  и торговать в разных городах. Об уплате пошлин несли в общую  ответственность.

 

 

Развитие ремесла

 

Промышленное производство в Киевской Руси находилось на стадии ремесла. Ремесленная  мастерская – это мелкое самостоятельное  предприятие, а ремесленник –  мелкий предприниматель, так как  он не только производит изделие, но и  выполняет предпринимательские  функции. Закупает сырье, сбывает продукцию. Он заинтересован в получении  прибыли, так как от этого зависит  его благосостояние.

В 11 – 12 вв. Ремесло переходит на новую стадию товарного производства. Ремесленник уже не работает по заказам, а продает изделие торговому  человеку, который везет их в отдаленные районы и продает. К 11 в. на Руси было 89 городов, а к 12 в. 224 и около 100 видов различных ремесел: замки, оружие, ювелирные изделия, гончарные. Особенностью ремесленного производства на Руси было то, что ремесленники не были объединены в цеха вплоть до начала 18 в.

Ростовщичество. Весьма древней формой предпринимательства было Ростовщичество (торговля деньгами, кредит). Им занимались князья, бояре, но наиболее крупными вскоре стали монастыри. О деятельности известно из Русской Правды и Повести Временных Лет. Ростовщические проценты государством не регулировались и поэтому достигали 150-200%. Люди, не сумевшие отдать проценты зачастую обращались в рабство. В 1117 г. произошло восстание горожан против произвола ростовщиков. На княжеский престол взошел Мономах. Он дополнил Русскую Правду статьей об ограничении процентов (50%). Что касается промысловой деятельности, то это было связано с добычей соли, пушного промысла, бортничества, добычей железа из болот. Зачастую продукция промысловой деятельности носила заготовительный характер.

Артели и подряды создавались  и заключались для осуществления  строительных работ, добычи соли, заготовки  лесоматериалов и ряда др. работ, где  требовались усилия коллектива.

 

Предпринимательство в 15 – 17 вв.

Предпринимательство в 15 – 17 вв.

 

  1. Завершилась феолдальная раздробленность.
  2. Сложилось центролизованое гос-во( что привело к единому эконом пространству и единым законам.)
  3. Завершилась монголо татанрская ига, что способствовало накоплению средств

внутри страны

 

При Иване-4(Заключены торговые отношения  с Англией и голандией.)

Начинается борьба за выход в  балтику, и колонизация восточных территорий, в частности сибири.

 

Предпренимательство сдерживало:

    1. Колонизация привела к сокращению рабочей силы в центре страны.
    2. Юридическое оформление крепостных отношений. Сдерживало крестьянское предприниматльство.
    3. Опричнина и смута разорили страну.
    4. Страна потеряла выходы в моря.

 

 

Новые черты в торговом предпринимательстве.

С 14го века торговая жизнь страны начинает сосредотачиваться в стране.

С начала 16го века центром московскиой торговли был Китай-Город. Основные торговые ряды находились на красной площади у кремля. Суда везли рыбу, соль из северных земель. Мясо птицу кожу из ярославля кострамы рязани. Лен и коноплю из псковской и новгородской земли.

Развитию торговых отношений в  московском княжестве, способствовало переселеньческая политика московских князей. После присоеденения к москве новгорода и пскова в конце 15-16 веков. Группы новгородских и псковских купцов были переселены в москву. Много купцов было пересело при иване 4м в годы опричнины.(в 1569 году в москву въехало 145 купеческих семей из новгорода, а через 2 года еще 100. Аналогичный процесс наблюдался из пскова.). Таким образом в районе сретенки образовалась псковскмая сотня. Переселение происходило и из других городов.

Что дало переселение в москве: 

    1. В Москве сосредоточились крупные капиталы страны.
    2. Усилились связи москвы с теми городами откуда были переселенци.
    3. Москва укрепила свои позиции как торгово ремесленный деловой центр.
    4. Переселения способствовали окончательному стоновлению основы гос-ва.

   Не только переселяли  богатых купцов из отдаленных  районов в москву, шел и обратный процесс. Что укрепляло связи между городами внутри страны.

   К 17му веку деловые  отношения в московском гос-ве,притерпевают заметные изменения. Создаются предпосылки формирования общероссийского рынка:

    1. к 17му веку определяются торговая и ремесленная специализация районов.(производсво кож-вологда казань, железо- тула кашира.)
    2. появляются оптовые ярмарки: Макарьенская, неженская, ирбинская свенская.
    3. Зарождается мануфактурное производство. В отличии от ремесленной мастерской, мануфактура- крупное производство со специализацией и разделением труда. Но в отличии от европейской мануфактуры российская в этот период как правило была гос-ой и базировалась на подневольном труде.

Торговый бизнес расширялся и усложнялся, что привело к созданию новых  купеческих корпораций с одной стороны  и торговых служащих с другой.

Купеческие обьяденения киевской руси Вошники, Гречнеки, Сурожане, к этому времени прекратили свое существование. На смену им приходят крупные купеческие обьяденения Элиту которых как и прежде состовляли «гости». Причем нужно отметить что к концу 16-17 векам «гости» стали советниками русских царей по торговым вопросам. Появилось 2 крупных корпорации торговых людей: Гостинная сотня(Московские купцы. Которым разрешалось вести внешнюю торговлю но в основном они занимались крупно оптовой внутри страны.) Суконная сотня(провинциальные купци занимающиеся крупно торговой региональной торговлей.

 

 

Переселения способствовали окончательному становлению централизованного  государства. Но не только переселяли богатых купцов из отдаленных районов  в Москву. Шел и обратный процесс, что укрепляло связи между  городами внутри страны. К 17 в. деловые  отношения в московском государстве  претерпевают заметные изменения. Создаются  предпосылки формирования общероссийского  рынка.

    1. К 17 в. Определяется торговая и ремесленная специализация районов. (производство кож – Вологда, Казань., железа – Тула, Кашира)
    2. Появляются оптовые ярмарки: Макарьевская, Неженская, Свенская
    3. Зарождается мануфактурное производство
    4. В отличии от ремесленной мастерской, мануфактура – это крупное производство со специализацией и разделением труда. Но в отличии от европейской мануфактуры, российское в этот период как правило была государственной и базировалась на подневольном труде

 

Торговый бизнес в 16 - 17 вв. Расширялся и усложнялся, что привело как к созданию новых купеческих корпораций с одной стороны и торговых служащих с другой. Купеческие объединения киевской Руси – вошники, гречники, сурожане к этому времени прекратили свое существование. На смену им приходят крупные купеческие объединения, элиту которых как и прежде составляли гости. Причем нужно отметить, что к концу 16 – 17 вв. Гости стали советниками русских царей по торговым вопросам. Появилось две крупные корпорации торговых людей: гостиная (московские купцы, которым иногда разрешалось вести внешнюю торговлю, но в основном они занимались крупнооптовой внутри страны) и суконная (провинциальные купцы, занимающиеся крупнооптовой региональной торговлей) сотни.

Поскольку торговый бизнес постоянно  усложнялся, купцы как владельцы  этого бизнеса, стали привлекать торговых служащих. Высшим звеном торговых служащих были приказчики (сегодняшние  менеджеры). Первый тип приказчика –  наемное лицо, которого предприниматель  приглашает на работу за определенное годовое жалование. Второй – приказчик, который брал на себя ведение хозяйственных дел из прибыли (как правило прибыль делилась пополам). Третий тип – компаньон и участник в торговом предприятии. По окончании дела вложенные капиталы делились пополам и прибыль тоже. Очень часто такие компаньоны становились членами семьи купца.

 

Ниже в торговом деле занимали места  сидельцы – продавцы. Если приказчик  – вольный человек, то сиделец  находился в личной зависимости  от хозяина. Далее места занимали разносчики. Они торговали в разнос и в небольших размерах. Самую  низшую ступень торговых служащих занимали люди – мальчики на побегушках. Этих мальчиков купцы покупали у донских казаков очень дешево и как правило они были не русские. Купцы обучали мальчиков грамоте, часто усыновляли и в последствии они становились компаньонами. Сложность торговли того периода состояла в низкой покупательной способности населения (сельское население в основном вело сельское хозяйство, поэтому первым видом маркетинга было изучение торговыми служащими местного рынка). Если в каком то регионе были богатые предприниматели, то предпочтение получало оптовая торговля, но в основном купцы предпочитали завозить товары разных видов, чтобы не разориться.

 

 

Начиная с конца 16 в. государство  стало активно регулировать правовые нормы в сфере предпринимательства:

  • Нехватка денег в казне
  • Экономические интересы самого государства
  • Социальными протестами городского населения в 17 в. (соляной бунт, медный бунт, хлебный бунт)

 

Государство регулировало:

  1. Долговые обязательства. Основой правового обеспечения деловых отношений в 17 в. оставался правеж. Неисправного должника в течении месяца ежедневно выводили перед приказом на площадь и били прутьями. Если после этого должник все же не отдавал долг, он поступал в распоряжение истца. Соборное уложение 1709 г. устанавливало определенную норму отработки долга. Год работы мужчины оценивался в 5 рублей, женщины в 2,50, а дети в 2 рубля. Была распространена и такая форма погашения долга, как отдача взажив (личная зависимость должника от купца).

Иногда к должникам применялись  более суровые пытки (обливание  ледяной водой зимой или долговая тюрьма).

  1. Государство регулировало ростовщические проценты. Поскольку кредитных учреждений еще не было, ростовщичество продолжало расцветать и зачастую приводило к народным недовольствам. Уложение 1549 г. запретило ростовщичество. Но на практике это не соблюдалось.
  2. В интересах торговых посадских людей после соляного бунта соборное уложение 1649 г. запретило регулярную крестьянскую торговлю в городах (только в воскресенье и только с одного воза).
  3. Указ 1681 г. запретил разносной торг, который трудно было контролировать.
  4. Во внешней торговле государство стало защищать отечественных купцов. Указом . в  1653 г. принят устав, который вместо множества пошлин (езжей, мостовой, полозовой) устанавливал единую 5 %, с иностранных 6%.

В 1667 г. – новоторговый устав. Был  разработан известным реформатором и гос. деятелем Ордин-Нащокиным. Он ограничил торговукю деятельность иностранцев в России. При ввозе товаров в порт с иностранцев брали 6%. При ввозе в Москву – 10%.

 

 

 

 

 

Предпринимательство в 18 в.

  • Реформа Петра I и его влияние на предпринимательство
  • Экономическая политика Екатерины II и оживление предпринимательства
  • Дворянское, крестьянское и купеческое предпринимательство в 18 в.
  • Начало формирования банковской системы в России
  • Первые акционерные предприятия

 

Экономически поднимая и развивая Россию, Петр руководствовался европейскими экономическими принципами меркантилизма.

  1. Каждое государство должно себя полностью обеспечивать необходимой продукцией
  2. Государство должно активно вмешиваться и контролировать экономическую жизнь страны
  3. Любая частная инициатива, направленная на усиление экономической мощи государства должна поддерживаться властью
  4. Вывоз товаров должен преобладать над ввозом
  5. Государство должно защищать отечественного производителя от внешней конкуренции (политика протекционизма)

Информация о работе История предпринимательства