Инновационное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:42, лекция

Описание работы

Таким образом, задача предпринимателя-новатора— реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Содержание работы

1. Сущность инновационного предпринимательства
2. Классификация инноваций
3. Эффективность инновационного предпринимательства

Файлы: 1 файл

Инновационное предпринимательство.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 После формирования инновационных  идей перед предпринимательской  фирмой стоит задачи отбора  наиболее перспективных идей. Выбирая  инновационную идею, предприниматель  должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку, если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы:

-Имелись ли основания для  поисков идеи нового продукта?

-Существует ли вообще необходимость  в создании нового продукта?

-Есть ли необходимость  замены одного продукта другим?

-Является ли новый  продукт органичным продолжением  предыдущего ряда продуктов?

-В состоянии ли  фирма вообще осуществить идею  выпуска нового продукта либо  получить такой продукт?

-Сможет ли фирма  продать такой товар?

-Заполняет ли новый  продукт какую-либо нишу на рынке?

-Можно ли охарактеризовать  новый продукт как прогрессивный  или как ностальгический, т.  е. «в стиле ретро»?

-Осуществлял ли кто-нибудь  ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно?

-Могут ли возникнуть  схожие идеи новых продуктов у конкурентов?

-С каким финансовым  риском связана идея нового  продукта?

-Может ли идея нового  продукта иметь рекламный успех?

-На какой рынок  лучше сориентировать идею нового  продукта?

-Соответствует ли  идея нового продукта внутрипроизводственной  структуре фирмы?

-Какие реальные рыночные  шансы имела бы реализация  идеи нового продукта?

 Во-вторых, при принятии  окончательного решения в связи  с инновационной идеей, в том  числе в связи с конструкторско-исследовательскими  работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:

 А. Прибыль от  проекта должна быть значительно  выше, чем затраты на его реализацию.

 Б. Связанный с  проектом риск должен находиться  в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.

 Кроме этого, даже  очень перспективная идея сама  по себе не гарантирует предприятию-новатору  автоматический успех на рынке.  Для того чтобы достичь намеченных  целей и получить монопольную  сверхприбыль от инновационной деятельности, предпринимательской фирме необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.

1.Необходимо четко  представлять объем спроса потенциальных  потребителей на новшество, его  экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т. е. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества.

2.Для успешного развития  инновационного предприятия обязательным  условием является соответствие  персонала предприятия определенным  требованиям. Значительную роль  для успеха имеет возраст основателей  фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность, компетентность.

3.При ограниченности  материально-финансовых ресурсов  и рыночной неопределенности  значительную роль в успехе  инновационных предприятий играет качество организации и управления. В связи с этим именно малые инновационные предприятия наиболее эффективны, так как для них характер, но отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

 

2. Классификация инноваций

 

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых  продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать  предприятие (фирму) как систему, можно  выделить:

1. Инновации на входе  в предприятие (изменения в  выборе и использовании сырья,  материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе  с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными  из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А.И. Пригожин:

1. По распространенности:

  • единичные
  • диффузные.

Диффузия – это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном  цикле:

  • сырьевые
  • обеспечивающие (связывающие)
  • продуктовые

3. По преемственности:

  • замещающие
  • отменяющие
  • возвратные
  • открывающие
  • ретровведения

4. По охвату:

  • локальные
  • системные
  • стратегические

5. По инновационному  потенциалу и степени новизны:

  • радикальные
  • комбинаторные
  • совершенствующие

Два последних направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны. Например, из консалтинговой фирмы.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

– идеи инновации – нового изделия, технологии;

– общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;

– рискового капитала для финансирования подобных фирм.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем  приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита  различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой  вложение средств не только крупных  компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся  или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических  черт, а именно:

– Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.

– Предоставление средств на длительный срок.

– Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

Специфика рискового предпринимательства  заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Для российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство.

Успехи рискового предпринимательства  в разработке научно-технических  новшеств заставили отдельные крупные  промышленные предприятия Военно-промышленного  комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры. Они представляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить  новый продукт или изделие  к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию  новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска  данного изделия в рамках той  же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.

Научно-технические разработки имеют приоритетное значение. Однако, инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством.

На Западе инновационные  фирмы возглавляют инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.

Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских». Они работают в «окрестностях» этапа максимума  цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.

Венчурные фирмы и  фирмы-эксплеренты создали условия  для научно-технических сдвигов  в современной западной экономике.

Фирмы-эксплеренты, как  и венчурные, невелики по размерам.

Малое научно-техническое  предпринимательство получает развитие и в России. Инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки, так как главной особенностью современного этапа развития науки, экономики, производства является инновационная направленность.

На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ).

Высшая школа имеет  около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.

Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью  реализацию любого, сулящего прибыль  проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема производства, когда привлекательная  для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают  альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.

Информация о работе Инновационное предпринимательство