Гсударственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:34, реферат

Описание работы

В условиях плановой экономики совокупность прав и обязанностей субъектов хозяйственного права характеризовалась понятием компетенции. Это понятие используется и в настоящее время применительно к субъектам, осуществляющим регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, а также к внутрихозяйственным субъектам. Что же касается субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность (индивидуальных и коллективных предпринимателей), то для их правовой характеристики в настоящее время большей частью используется понятие правоспособности. Это связано с тем, что частноправовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, включены в гражданское законодательство, где применяется именно понятие правоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (УНИТАРНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….......................................4
1.1 Понятие государственных и муниципальных предприятий……………..4
1.2 Формы унитарных предприятий…………………………………………...6
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………12
2.1 Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований………………………………………………..12
2.2 Критерии эффективности работы муниципальных предприятий………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennye_i_munitsipalnye_unitarnye_pre.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев выбор  между упомянутыми критериями и, соответственно между оргаизационными формами муниципальных хозяйствующих субъектов бывает далеко не очевиден. Например, как уже отмечалось, в одних городах кинотеатры являются муниципальными учреждениями и покрывают значительную долю своих расходов за счет бюджетного финансирования. Такой подход определяется их ролью как очагов культуры (иногда единственных очагов, особенно в малых муниципальных образованиях). В других городах кинотеатры являются муниципальными предприятиями, что стимулирует их максимально самоокупаться, изыскивать способы зарабатывания средств путем, например, использования фойе в промежутках между сеансами, сдачи части площадей в субаренду, организации рекламных компаний и т. д. Такие же проблемы возникают для муниципальных аптек, обслуживающих льготные категории населения. Часто муниципалитет идет на перевод муниципального предприятия в учреждение, опасаясь его банкротства.

Точка зрения авторов (возможно, кому-то она покажется излишне  радикальной) состоит в том, что  для оценки работы самого муниципального предприятия критерием эффективности должен быть только экономический результат его деятельности. Решение социальных, некоммерческих задач – проблема не предприятия, а муниципальной власти. Если она считает, что то или иное унитарное муниципальное предприятие должно участвовать в решении социальных задач, требующих расходов, оно должно выдать предприятию муниципальный заказ на сумму, компенсирующую его расходы на выполнение социальных функций. С учетом суммы по муниципальному заказу предприятие обязано быть рентабельным и получать прибыль.

Муниципальная власть имеет  определенные рычаги воздействия на деятельность унитарных предприятий  с целью учета интересов населения. Во-первых, это установление для  предприятия соответствующих критериев  качества услуг (местные стандарты  и нормативы), например, длительность ожидания в очередях, нормативные сроки устранения типичных аварийных ситуаций, температура воды в системе отопления или регулярность движения городского транспорта. Эти нормативы должны фиксироваться при выдаче муниципального заказа, а при их несоблюдении могут применяться соответствующие меры экономического и административного воздействия. При отсутствии таких нормативов предприятие, в погоне за максимизацией прибыли, может снижать качественные показатели обслуживания населения. Во-вторых, при установлении цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных предприятий, органы местного самоуправления не должны допускать чрезмерно высокой рентабельности предприятий, оказывающих жизненно важные услуги, оставляя в распоряжении предприятия лишь часть его дохода, необходимую для нормального воспроизводства хозяйственной деятельности 11.

Выполняя установленные  муниципальной властью нормативы  как обязательные условия функционирования, муниципальное предприятие может  работать с разными показателями экономической эффективности. То есть социальная эффективность задается муниципальной властью, а экономическая эффективность, при установленных муниципалитетом условиях, зависит от работы самого муниципального предприятия.

С вопросом о критерии эффективности работы муниципальных предприятий необходимо определиться изначально, чтобы в дальнейшем иметь основу для оценки целесообразности мероприятий по реформированию системы управления этими предприятиями.

Конкретный расчет показателей  экономической эффективности работы муниципальных унитарных предприятий производится по общепринятым показателям и методикам определения экономической эффективности деятельности любого предприятия, поэтому останавливаться на их рассмотрении нет необходимости.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подробно рассмотрев и изучив теоретические и правовые аспекты темы, можно сделать следующие выводы.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (государством или органом местного самоуправления) имущество. Деятельность таких предприятий регулируется § 4 гл. 4 ГК, а также специальным законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарные предприятия делятся на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Разновидностью унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное предприятие.

Общим признаком всех унитарных  предприятий является то, что они  не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества здесь является его учредитель. Само же предприятие обладает правом хозяйственного ведения или оперативного управления на это имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется между работниками предприятия. Фирменное наименование унитарного предприятия обязательно должно содержать указание на собственника его имущества. Как следствие, устав унитарного предприятия обязательно должен содержать сведения о собственнике имущества, порядке и источниках формирования его уставного фонда. Определенные особенности характеризуют ответственность унитарных предприятий, в общем, они самостоятельно отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, при этом унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника, а собственник несет ответственность за деятельность предприятия, однако характер этой ответственности различен в зависимости от формы унитарного предприятия.

Характерной тенденцией развития правоспособности хозяйствующих субъектов в нашей стране, равно как и за рубежом, является постепенный переход от специальной к общей правоспособности. В условиях плановой экономики правоспособность государственных предприятий была весьма ограничена, первоначально они имели лишь те права, которые прямо предусматривались в законодательстве. В ходе осуществления экономической реформы в 60-е гг. прошлого столетия права государственных предприятий были расширены, стал применяться другой способ определения этих прав — метод исключения. При его использовании предприятия могли решать все вопросы своей хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые относятся к компетенции органов хозяйственного руководства.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают определенным правовым статусом, который служит отправным пунктом их предпринимательской правосубъектности. С точки зрения значимости социального положения в системе предпринимательских отношений государственные и муниципальные предприятия являются необходимым и незаменимым элементом данной системы. В России исторически государство в силу географических, климатических и внешнеполитических факторов наряду с обычными функциями, свойственными всем государствам, выполняло функцию хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день унитарные предприятия являются одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, а важность и необходимость участия самого государства в коммерческом обороте очевидна.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.2012 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.2012 г. №14-ФЗ)
    2. Алексеев С. С. Гражданское право в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 368 с.
    3. Беляева О. А. Предпринимательское право России. Курс лекций. – 2-е изд. – М.: Юстицинформ, 2010. – 136 с.
    4. Володин А. А. Управление финансами. Финансы предприятий. – М.: Инфра-М, 2011. – 510 с.
    5. Грудцын Л. Ю. Гражданское право России. – М.: Юстицинформ, 2010. – 560 с.
    6. Коршунов Н. М. Предпринимательское право. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2011 – 463 с.
    7. Лаптев В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 560 с.
    8. Лапуста М. Г. Финансы организаций (предприятий). – М.: Инфра-М, 2008. – 575 с.
    9. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 269 с.
    10. Скляренко В. К. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.2012 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.2012 г. №14-ФЗ)

2 Лаптев В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 560 с.

3 Алексеев С. С. Гражданское право в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 368 с.

4 Алексеев С. С. Гражданское право в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 368 с.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.2012 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.2012 г. №14-ФЗ)

6 Алексеев С. С. Гражданское право в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 368 с.

7 Алексеев С. С. Гражданское право в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 368 с.

8 Грудцын Л. Ю. Гражданское право России. – М.: Юстицинформ, 2010. – 560 с.

9 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.2012 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.2012 г. №14-ФЗ)

10 Алексеев С. С. Гражданское право в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 368 с.

11 Алексеев С. С. Гражданское право в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 368 с.


 



Информация о работе Гсударственные и муниципальные унитарные предприятия