Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор экономики, обеспечения бесперебойного финансирования дефицита государственного бюджета, предотвращения социальных потрясений и конфликтов сложившееся организационное строение и методы управления биржами должны непрерывно совершенствоваться. Поэтому регулирование биржевой деятельности происходит в основном при помощи саморегулирования, а также при непосредственным контролем государства.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие регулирования биржевой деятельности:
а) понятие;
б) модели регулирования;
2. Цели и принципы регулирования бирж.
3. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России.
а) государственное регулирование: задачи, органы государственного контроля, основные нормативные документы;
б) саморегулирование: внутрибиржевые документы, положительные стороны саморегулирования;
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат - Регулирование биржевой деятельности в России.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

Введение.

1. Понятие регулирования биржевой деятельности:

а) понятие;

б) модели регулирования;

2. Цели и принципы регулирования бирж.

3. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России.

а) государственное регулирование: задачи, органы государственного контроля, основные нормативные документы;

б) саморегулирование: внутрибиржевые документы, положительные стороны саморегулирования;

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор экономики, обеспечения бесперебойного финансирования дефицита государственного бюджета, предотвращения социальных потрясений и конфликтов сложившееся организационное строение и методы управления биржами должны непрерывно совершенствоваться. Поэтому регулирование биржевой деятельности происходит в основном при помощи саморегулирования, а также при непосредственным контролем государства.

 

1. Понятие регулирования биржевой деятельности

Для привлечения в биржевую торговлю достаточно большого числа участников, как продавцов, так и покупателей, и сведения  их риска к минимуму необходим определенный механизм, позволяющий обеспечивать соблюдение их интересов. Основной задачей регулирования биржевой деятельности являются предотвращение манипулирования ценами и крахов, защита интересов мелких фирм и спекулянтов.

Регулирование биржевой деятельности - это совокупность конкретных способов и приемов по определенному упорядочению работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.

Целью регулирования биржевой деятельности является обеспечение устойчивости, сбалансированности и эффективности биржевого рынка. Механизм биржевого регулирования (управления) включает правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Правовое обеспечение - это законодательные акты, постановления, указы и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение включает инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями профессиональных участников биржевого рынка. К информационному обеспечению относится различная экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

Как и любая система управления, система управления биржевой деятельностью включает две подсистемы: управляющую, основанную на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования, и управляемую. Управляющая подсистема включает:

  • государственные органы и саморегулируемые организации (биржи), осуществляющие на биржевом рынке законодательную, регистрационную, лицензионную и контрольную деятельность;
  • законодательную инфраструктуру (законодательные акты, постановления, указы, нормативные документы и др.);
  • этику биржевого рынка (правила биржевой торговли, утверждаемые конкретной биржей);

• традиции и обычаи.

Управляющая подсистема выполняет координирующие, регулирующие, стимулирующие, организационные и контрольные функции.

К функциям управляемой подсистемы относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества биржевых товаров, информационное обеспечение рынка.

В мировой практике различают две модели регулирования биржевой деятельности.

1. Регулирование биржевого рынка является преимущественной функцией государственных органов (государственное регулирование). Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает биржам. Такая система существует во Франции.

2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается биржам (принцип саморегулирования). При этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Во многих странах используется смешанная модель регулирования биржевой деятельности, хотя государственное регулирование заметно усилилось в последние 20 лет. Ранее биржевая торговля регулировалась преимущественно нормами и правилами, разрабатываемыми самими биржами.

 

2. Цели и принципы регулирования бирж

Регулирование биржевого рынка имеет следующие цели:

- поддержание порядка на биржевом рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

- обеспечение свободного и открытого процесса биржевого ценообразования на основе концентрации спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно вознаграждается;

- создание новых биржевых рынков, поддержка биржевых структур, начинаний и нововведений и т.п.; воздействие на биржевой рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, понижения биржевых цен).

Процесс регулирования на биржевом рынке включает:

- создание нормативной базы его функционирования, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников биржевого рынка; современный биржевой рынок невозможен без профессиональных посредников, которые должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение их из членов биржи.

Принципы регулирования биржевого рынка отражают проверенную временем мировую практику биржевого рынка.

Основными из указанных принципов являются:

- разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участникам рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой.

- максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не только возможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степень доверия к бирже и ее членам;

- обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

- недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования;

- обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка;

- принципы преемственности мирового опыта российской системой регулирования биржевого рынка;

- оптимальное распределение функций регулирования биржевой деятельности между государственными и негосударственными органами управления.

 

3. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России.

 

Государственное регулирование включает:

а) разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;

б) создание стандартов, т. е. набора обязательных требований к участникам биржевого рынка и т.п.;

в) регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

Задачи государственного регулирования:

- реализация государственной политики развития биржевого рынка;

- обеспечение равных прав и безопасности для профессиональных участников и клиентов;

- создание информационной системы о биржевом рынке и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Государственное регулирование не должно носить запретительного характера.

Система государственного регулирования биржевого рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком, которые включают:

прямое, или административное, управление;

косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление осуществляется путем:

- принятия государством соответствующих законодательных актов;

- регистрации участников рынка;

- лицензирования профессиональной деятельности на биржевом рынке;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление биржевым рынком ведется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:

- Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

- Федеральная комиссия по товарным биржам;

- Министерство финансов РФ;

- Центральный банк Российской Федерации.

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку напрямую регулирует деятельность фондовых бирж. Федеральная комиссия по товарным биржам осуществляет регулирующие функции по отношению к товарным биржам и фьючерсной торговле. Центральный банк регулирует деятельность валютных бирж.

Министерство финансов устанавливает правила бухгалтерского учета, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение на биржах.

По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 г. был подготовлен проект Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле», вошедший в программу «500 дней». Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ.

И, несмотря на то, что все они так и остались проектами, тем не менее их разработки определили основные подходы к проблеме.

Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления к рыночным механизмам.

Ниже приведена краткая характеристика документов, регулировавших биржевую деятельность в России.

Основы гражданского законодательства. Документ являлся фундаментом для разработки норм и институтов гражданского права, необходимых для функционирования рыночной экономики.

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации.

Постановление Совета Министров РСФСР «О деятельности товарных бирж в РСФСР» от 20 марта 1991 г., которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим постановлением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т. е. было положено начало свободной торговле. Документом была регламентирована деятельность товарных бирж по некоторым вопросам, в частности:

- введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;

- запрещена товарно-посредническая деятельность самих товарных бирж;

- установлен размер уставного фонда биржи не менее 10 млн руб.;

- введена выдача лицензий на биржевую деятельность.

Положение о порядке лицензирования деятельности товарных

бирж в РСФСР № 28, утвержденное приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 31 мая 1991 г. В документе были определены порядок лицензирования, состав документов, требования к уставу биржи и правилам биржевой торговли.

Информация о работе Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России