Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, виды, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена происходящими в России в последние годы социально - экономическими изменениями общества, а именно, эффективная система государственной регистрации юридических лиц является гарантом стабильного развития экономики страны, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования ее процесса.
Цель курсовой работы: исследовать правовые аспекты государственной регистрации юридических лиц.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, цели и виды государственной регистрации юридических лиц. Государственный реестр 5
2. Порядок государственной регистрации юридических лиц 12
3. Отказ в государственной регистрации и юридическая ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц 19
Заключение 23
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

- размер указанного  в учредительных документах коммерческой  организации уставного капитала (складочного капитала, уставного  фонда, паевых взносов или другого);

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

- сведения о  лицензиях, полученных юридическим  лицом. 

Информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, сохраняется даже при внесении изменений. Реестр должен хранить весь объем  информации о юридическом лице в течение определенного Правительством РФ времени.

Основанием  включения в реестр информации являются документы, представленные заявителями  при государственной регистрации  юридических лиц и внесении изменений  в государственный реестр [2].

Законом на юридических  лиц возложена обязанность уведомлять регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении сведений, перечисленных выше, в течение  трех дней с момента изменения, за исключением сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом (сведения предоставляются самими лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения).

 Регистрационное дело юридического лица содержит все документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий орган.

Любое заинтересованное лицо может получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, о любом зарегистрированном юридическом  лице. Указанная информация являются открытой и общедоступной, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией [4, c. 19]. 

Срок предоставления содержащихся в государственном  реестре сведений о конкретном юридическом  лице не может составлять более чем  пять рабочих дней со дня поступления  соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Законом установлено, что отказ в предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре сведений не допускается.

С целью обеспечения  открытости и общедоступности сведений, содержащихся в государственном  реестре  Министерству Российской Федерации  по налогам и сборам было предписано п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"  обеспечить подготовку к публикации и издание сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, по следующим показателям: полное наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц, наименование и адрес регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица. Во исполнение данной обязанности ФНС  РФ был издан приказ . Было разъяснено, что сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок государственной регистрации юридических лиц

 

В Законе о государственной  регистрации юридических лиц предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности.

Закон не допускает  возможность требования регистрирующими  органами представления иных, кроме  установленных Законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов [2].

Срок государственной  регистрации юридических лиц составляет 5 рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте. Государственная регистрация осуществляется территориальным органом ФНС РФ по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности [17].

Местом государственной  регистрации юридического лица является место нахождения, указанное учредителями в заявлении о государственной  регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании учредительных документов.

Законом предусмотрено  два варианта направления в регистрирующий орган документов для регистрации. Документы могут быть представлены заявителем непосредственно или направлены почтовым отправлением с объявлением ценности при пересылке и описью вложения [13].

В качестве заявителя  могут выступать следующие физические лица [2]:

- руководитель  постоянно действующего исполнительного  органа регистрируемого юридического  лица или иное лицо, имеющие  право без доверенности действовать  от имени этого юридического  лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель  юридического лица, выступающего  учредителем регистрируемого юридического  лица;

- конкурсный  управляющий или руководитель  ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического  лица;

- иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий  орган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Регистрирующий орган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр [11].

     Далее рассмотрим порядок регистрации юридических лиц в следующих случаях:

- при их создании;

- при их реорганизации;

- при внесении  изменений в учредительные документы;

- при их ликвидации.

Итак, cогласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации [1].

 В соответствии  со ст. 12 Закона при государственной  регистрации создаваемого юридического  лица в регистрирующий орган  представляются следующие документы: 

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации ;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины .

В заявлении  подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица [13].

Относительно государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации необходимо отметить, что состав документов, представляемых при регистрации юридического лица, в данном случае отличается от состава документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица при его создании тем, что в регистрирующий орган подаются учредительные документы по числу вновь возникающих юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, а также представляется договор о слиянии или присоединении в случаях, когда его наличие необходимо в соответствии с федеральными законами. Представляются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт или разделительный баланс [10].

     Заявление  подается о государственной регистрации  каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В заявлении в том числе подтверждается, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов и что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.

     Если  реорганизация влечет за собой  прекращение деятельности одного  или нескольких юридических лиц,  регистрирующий орган вносит  в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц только после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, когда реорганизация юридического лица происходит в форме присоединения (в этом случае не происходит возникновения нового юридического лица) [14].

Во всех случаях  реорганизации (кроме присоединения) момент государственной регистрации  вновь возникшего юридического лица совпадает с моментом прекращения деятельности реорганизованных юридических лиц .

В случае государственной  регистрации изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре Закон различает государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, не связанные с изменением учредительных документов [8].

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются [2]:

а) заявление;

б) решение о  внесении изменений в учредительные  документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В заявлении  о государственной регистрации  изменений, вносимых в учредительные  документы юридического лица, подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные  документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, достаточно лишь заявления [17].

В случае внесения изменений в сведения о юридическом  лице в связи с переменой местонахождения  юридического лица регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому местонахождению юридического лица.

В случаях, предусмотренных  федеральными законами, изменения, внесенные  в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

Относительно  особенностей государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, необходимо отметить, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Несомненно, новым в порядке государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией является то, что Законом предусмотрено внесение в государственный реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации . Такая запись в реестре совершается на основании уведомления учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица. Указанные лица обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить о принятии решения о ликвидации юридического лица регистрирующий орган по местонахождению ликвидируемого юридического лица с приложением указанного решения. Внесение указанной записи в реестр не означает, что юридическое лицо прекратило свою деятельность [2].

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц: понятие, цели, виды, проблемы