Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере реального сектора экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Целью является изучить сущность малого предпринимательства в России как реального сектора экономики.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
1. Определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
2. Выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
3. Определить перспективы развития малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки 4
2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 7
3. Перспективы развития малого бизнеса на 2014 год 15
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

пишу КР.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

Как показывает практика, достижения в части развития малого бизнеса в сфере социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малых предприятий; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке; созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В экономике  России поддержка малого предпринимательства  государством осуществляется в различных формах:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые  льготы и послабления;

в) целевые  фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России. [5, с. 57 – 61]

Государственной поддержкой охватываются, создаваемые  предпринимательские структуры  до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.

Основная  доля малого бизнеса приходится на сферу торговли – 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%, промышленное производство – 10%, строительство – 6%.

Остальные отрасли не превышают 2%. Можно сделать  вывод, что в настоящее время  в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10% относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство.

Анализ  структуры оборота малых предприятий  по отраслям экономики показал, что торговля в структуре оборота малых предприятий составляет 67% всего оборота малых предприятий, и, соответственно, поступления в бюджеты различных уровней осуществляются от перепродажи импортных товаров, а не продукции собственного производства. Производственная сфера по количеству малых предприятий составляет 10,3%, в структуре оборота их доля всего 8,7%. То есть малый бизнес в России выступает посредником между зарубежными производителями и российскими потребителями, способствуя тем самым развитию экономик стран производителей.

Невыполнение  основных функций малого бизнеса – диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднических функций и продвижения на рынок зарубежных продуктов неизбежно ведет к падению уровня развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, к замедлению темпов развития научного сектора и к окончательной потере связей между производственным и научным сектором.

Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

– во-первых – отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;

– во-вторых, отсутствие системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства. Кредитование является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.

В настоящее  время распространена практика предоставления кредитов только под залог или  поручительство, которые большинство  малых предприятий просто не могут  предоставить. Отсутствие специальных банков, которые бы обслуживали малый бизнес, ставит малые формы предпринимательства в особо трудное положение, поскольку невозможность получения кредита исключает способность этих предприятий конкурировать с иными предприятиями;

– в-третьих, увеличение налогового бремени и бюрократизация органов, осуществляющих надзорные функции.

Как известно, в период кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого предпринимательства. В сфере налоговой политики основными мерами должны быть: снижение ставок налога; предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации; проведение политики ускоренной амортизации.

В сфере  кредитно-денежной политик необходимо проведение политики увеличения кредитов с целью оживления производства при помощи дополнительных кредитов. Это достигается за счет снижения процентных ставок за кредиты. Однако в период кризиса налогово-бюджетная политика государства направлена на повышение налогового бремени, так для предприятий сферы малого бизнеса обязательные отчисления в социальные фонды были увеличены в 2 раза, что негативно сказалось на его развитии, особенно в реальном секторе экономики.

Анализ  динамики числа малых предприятий  по видам экономической деятельности подтверждает неэффективность государственной политики развития малого бизнеса в наукоемких отраслях и в реальном секторе экономики.

Высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективности государственной политики поддержки малого предпринимательства. Это связано с тем, что в сфере торговли низкие риски банкротства, требуется небольшой первоначальный капитал, осуществляется быстрый оборот капитала, для малых предприятий производственной сферы требуется первоначальный капитал, позволяющий приобрести парк оборудования.

Отсутствие  льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса – 21%), а так же эффективной программы его поддержки (для получения государственной поддержки необходимо пройти контроль большого числа комитетов и департаментов, получить их одобрение, эти процедуры занимаю несколько месяцев), не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики. [6] 

  1. Перспективы развития малого бизнеса на 2014 год

Согласно  статистике за 2012 год, в странах Европы и США доля малого бизнеса в  экономике превышает 50%. В то же время, в России доля малого бизнеса представлена всего 22% рабочих мест в стране, а обеспечиваемая малым бизнесом доля ВВП равняется лишь 23,6%.

При этом финансовые аналитики единогласно  соглашаются с тем, что проблемы российской экономики заключаются, в том числе, в недостаточном  развитии сектора малого бизнеса. Таким  образом, ниша под новые компании есть, и она огромна. Однако не все  направления считаются равно  перспективными для начинающих бизнесменов.

Самые оптимистичные  прогнозы аналитиков связаны с вендинговым бизнесом. В то время как палаточная торговля, рынки и маленькие магазины отходят в прошлое, вендинговая торговля только начинает набирать обороты.

С одной  стороны, возможность быстро купить себе кофе, чай, воду, пакет чипсов или  шоколадку, не испытывая необходимости  искать кафе или выстаивать очередь  в магазине, уже полюбилась россиянам.

Более 75% в небольшой перерыв в работе или учебе, при ожидании на вокзале  или на остановке, с удовольствием  воспользовались бы автоматом для  покупки кофе или снэков. А кафе и рестораны большинство респондентов выбирают только, когда в подобном заведении назначена встреча или когда необходимо где-то провести больше часа, а для прогулки неподходящие условия или нет настроения.

С другой стороны, ниша вендингового бизнеса  еще фактически пуста. Согласно международным  данным за 2013 год, в Японии установлен 1 автомат примерно на 23 человека. В  США это соотношение равно 1/35, в Европе – 1/110, а в России - 1 автомат  на 2500 покупателей.

Согласно  независимой оценке нескольких компаний по продаже вендинговой техники, российский сегмент вендингового бизнеса позволяет установить более 1000000 автоматов. Идеальный бизнес в представлении любого предпринимателя – это минимум вложений и максимум прибыли. К сожалению, ниши, которая совсем не требовала бы вложений, пока не существует. Однако вендинговый бизнес не только позволяет стартовать с «базы» в 3 – 4 тысячи долларов, но и допускает несколько вариантов дополнительной экономии.

Основа  вендингового бизнеса – это, конечно  же, торговые автоматы и ингредиенты. Их стоимость может значительно  разниться в зависимости от функционала, дизайна и иных параметров, поэтому  у предпринимателя есть обширные возможности по выбору и разумной экономии. Например, большинство начинающих бизнесменов приобретают б/у технику, но уже прошедшую предпродажную подготовку, которая стоит существенно дешевле.

Помимо  непреложного закона «оптом дешевле», действует и закон внимательного  выбора ингредиентов. Высококачественные сливки, кофе, чаи и прочие «заправки», пусть и стоят дороже за условные 100 грамм, имеют зачастую куда меньший  расход, чем более дешевые аналоги. В результате вдумчивый выбор  ингредиентов позволяет сэкономить очень привлекательную сумму. Персонал является главной статьей расходов практически в любом бизнесе. Однако вендинг – одна из немногих отраслей, где предприниматель может вообще не нанимать сторонних сотрудников столько, сколько захочет. В среднем, до 20 - 30 автоматов владелец бизнеса может «обслуживать» самостоятельно. А персонал набрать тогда, когда захочется действительно серьезно развернуться или перейти на полностью пассивный доход – то есть, исполнить мечту миллионов о получении денег «лежа на диване».

Одним из гарантов длительной перспективы вендингового бизнеса является обширность этой ниши, несмотря на кажущееся отсутствие разнообразия. С одной стороны, вся суть бизнеса  заключается в автомате, и от этого  никуда не деться. Но, с другой стороны, всего один элемент техники представляет настолько широкие возможности, что каждый предприниматель может  создать бизнес по индивидуальной, максимально удобной и выгодной модели, а конкуренция длительное время фактически будет отсутствовать именно по причине этой индивидуальности.

Можно выбрать  кофейные автоматы или снэковые, можно  продавать собственную продукцию  или какие-нибудь совсем уж экзотические варианты товаров (например, цветы или  подарки).

Первый  вариант выгоден сам по себе, второй – для раскрутки уже существующего  магазина или в варианте оригинальной раскручиваемой идеи. Можно выбрать 1 – 2 точки с очень высокой  проходимостью, которые будут давать высокую дневную прибыль. Но при  этом, конечно же, и аренда также  будет высокой. А можно арендовать 5 – 6 точек в местах со средней  проходимостью и брать больше количеством автоматов.

С учетом специфики определенных точек, можно  выбрать бизнес-специализацию на конкретных арендных позициях – учебных  заведениях или офисах, автозаправках  и автомойках, вокзалах и т.д.

За счет свободной ниши, простого старт-апа, наличия всесторонней информационной поддержки и многообразия в организации  бизнеса, вендинг в ближайшее  время останется один из наиболее перспективных вариантов малого бизнеса, как для начинающих бизнесменов, так и для состоявшихся предпринимателей, желающих увеличить свой доход без  риска и временных затрат. [7]

 

Заключение

Для того чтобы малый бизнес действительно  оказывал положительное влияние  на развитие экономики и способствовал  укреплению конкурентоспособности  российской продукции особенно ее реального сектора, общее число малых предприятий по стране должно быть не менее 2–3 млн, примерно равномерно распределенных территориально. В каждом округе, необходимо развивать малые формы предпринимательства именно в той отрасли экономики, которая эффективно развивается и учитывает характерные особенности территории. Также необходимо распространение малого бизнеса во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.

Распределение малых предприятий должно быть оптимальным, т.е. основная их доля – в реальном секторе экономики, а менее значительная в торговле, сфере услуг и научной сфере.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере реального сектора экономики России