Формирование корпоративного партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 17:43, реферат

Описание работы

Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями, в частности:
за счет эффекта масштаба производства имеют более низкие затраты на единицу продукции или услуг;
обладают большими возможностями диверсификации своей деятельности, что уменьшает риск потерь, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры;

Содержание работы

Введение
1. Экономическая природа корпоративного партнерства
2. Участники корпоративного партнерства
3. Механизмы корпоративного партнерства
4. Основные элементы системы эффективного корпоративного партнерства
Заключение
Литература.

Файлы: 1 файл

FORMIROVANIE_KORPORATIVNOGO_PARTNERSTVA.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: «Формирование корпоративного партнерства»

 

 

Введение

1. Экономическая природа корпоративного  партнерства 

2. Участники корпоративного партнерства

3.  Механизмы  корпоративного партнерства

4. Основные элементы системы эффективного корпоративного  партнерства

Заключение

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Важнейшим  итогом  экономических  преобразований  явилось  появление  большого  отряда  хозяйственных  субъектов, получивших  статус акционерных  обществ, сформировавших, таким  образом, корпоративный сектор  экономики.

    Корпорации, особенно  крупные, имеют  несомненные  преимущества  перед  отдельными  предприятиями, в  частности:

  • за  счет  эффекта  масштаба  производства  имеют  более  низкие затраты  на  единицу продукции  или  услуг;
  • обладают  большими  возможностями  диверсификации  своей деятельности, что  уменьшает  риск  потерь, связанных  с  колебаниями рыночной  конъюнктуры;
  • охватывают  более  широкие  сегменты  рынка  и  получают  за  счет этого  ощутимые  конкурентные  преимущества;
  • вызывают  большее  доверие  у  финансово-кредитных государственных  учреждений  и  быстрее,  поэтому  могут  получить  от  последних  различные  преференции.

    В  то  же  время  корпоративная  форма  бизнеса, давно  и  прочно освоенная  в  странах  с  рыночной  экономикой, относительно  нова  и  до  конца  еще  не  сформировалась. Большинство  отечественных  корпораций  пока  еще  невелики  по  объему  получаемой  прибыли  и  уровню  капитализации, однако  процесс  их  укрупнения  идет  и  обусловлен  он  следующими  обстоятельствами:

  • четко  просматривается  тенденция  вытеснения  отечественными  корпорациями  банков  с  позиций  интеграторов  собственности  и  капитала;
  • обостряется  конкуренция  на  рынках  инвестиций, а  крупным  корпорациям  легче  занять  на  этих  рынках  более  прочные  позиции;
  • качество менеджмента  в  крупных  объединениях, как правило, выше, чем  на  мелких  и  средних  предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая природа  корпоративного партнерства

 

Для правильного понимания корпоративного партнерства необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как корпоратизм, корпорация.

Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов – отличительная черта корпоратистской модели.

Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это:

 во-первых, совокупность лиц, объединившихся  для достижения общих целей, осуществления  совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо,

 во-вторых, широко распространенная  в развитых странах форма организации  предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса:

  • самостоятельность корпорации как юридического лица;
  • ограниченная ответственность каждого акционера;
  • возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам;
  • централизованное управление корпорацией.

Корпоративный менеджмент (corporate management) и корпоративное управление (corporate governance) - не одно и то же. Под первым термином подразумевается деятельность профессиональных специалистов в ходе проведения деловых операций.Иными словами, менеджмент сосредоточен на механизмах ведения бизнеса. Второе понятие гораздо шире: оно означает взаимодействие множества лиц и организаций, имеющих отношение к самым разным аспектам функционирования фирмы. Корпоративное управление находится на более высоком уровне руководства компанией, нежели менеджмент.

Единого определения корпоративного партнерства (corporate governance) на сегодняшний день в мировой практике не существует. Встречаются различные определения корпоративного управления, в том числе:

  • система, посредством которой управляются и контролируются коммерческие организации (определение ОЭСР);
  • организационная модель, при помощи которой компания представляет и защищает интересы своих акционеров;
  • система руководства и контроля за деятельностью компании;
  • система отчетности менеджеров перед акционерами;
  • баланс между социальными и экономическими целями, между интересами компании, ее акционеров и других заинтересованных лиц;
  • средство обеспечения возврата инвестиций;

способ повышения эффективности деятельности компании и т.д.

Пересечение функций корпоративного партнерства и менеджмента имеет место только при разработке стратегии развития компании. 
В апреле 2009 г. в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее определение корпоративного управления: "Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними... Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью". Там же были подробно описаны пять главных принципов надлежащего корпоративного управления:

  1. Права акционеров (система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций).
  2. Равное отношение к акционерам (система корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).
  3. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора).
  4. Раскрытие информации и прозрачность (система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре управления).
  5. Обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).

 

Совсем кратко базовые понятия корпоративного партнерства можно сформулировать следующим образом: справедливость (принципы 1 и 2), ответственность (принцип 3), прозрачность (принцип 4) и подотчетность (принцип 5).

 

2. Участники корпоративного партнерства

Сейчас в развитых странах уже четко определены основы системы отношений между главными действующими лицами корпоративного "спектакля" (акционерами, менеджерами, директорами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, государственными чиновниками, жителями местных общин, членами общественных организаций и движений). Такая система создается для решения трех основных задач корпорации: обеспечения ее максимальной эффективности, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств. 
Для того чтобы начать разговор о корпоративном управлении, необходимо рассмотреть, к каким организациям применим этот термин (организации, имеющие акционеров, совет директоров и правление.) Такие компании можно разделить на три типа, исходя из истории их возникновения, повлекшей за собой определенную структуру собственности.

Первый тип - это организации, акциями которых владеют их работники. В ходе кампании по приватизации предприятий многие организации были приватизированы работниками. При этом мажоритарным пакетом акций, как правило, владеют руководители этих организаций.

Второй тип - это организации, частью акций которых владеет государство, к этому же типу можно отнести организации, относительно которых государство использует специальное право (имеет «золотую акцию»).

Третий тип - это организации, акции которых были полностью или частично выкуплены новыми владельцами (инвесторами - физическими или юридическими лицами), либо организации, созданные самими владельцами и имеющие организационную форму акционерных обществ.

В результате в зависимости от типа организации можно говорить о различных видах корпоративного управления и, соответственно, различных системах взаимоотношений.

Для того, чтобы понять сложную природу отношений, которые призвана регулировать система корпоративного управления, рассмотрим, кто является их участниками. 

Основными участниками корпоративных отношений в акционерных компаниях являются владельцы и управляющие акционерной собственности. Ключевая роль в корпоративных отношениях владельцев и управляющих акционерной собственности вытекает из того, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала, принимая на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски, а от деятельности последних зависит то, как этот капитал будет в конечном счете использован.

Характер взаимоотношений между этими двумя группами участников корпоративных отношений зависит от исторических особенностей формирования структуры акционерной собственности,  размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных группы инвесторов и менеджмента, условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании. Крупные собственники предпринимательского характера заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и самым непосредственным образом участвуют в процессе управления ею. Другие крупные собственники могут иметь несколько отличные интересы. Так, крупные акционеры (например, банки) могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, которые для них являются гораздо более выгодны, чем получаемые ими дивиденды. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышении финансовой эффективности деятельности компании (нормы прибыльности, повышении курса ее акций), сколько в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа акционеров - институциональных инвесторов, представленных инвестиционными фондами, заинтересована исключительно в финансовых показателях деятельности компании и росте курсовой стоимости ее акций.

Существуют различия и в интересах мелких инвесторов. Так, владельцы акций заинтересованы прежде всего в уровне дивидендов и их росте их курсовой стоимости, а владельцы облигаций заинтересованы прежде всего в долговременной финансовой устойчивости компании.

Таким образом, различные группы участников корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общность интересов заключается в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных отношений заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности компании, с которой они связаны. 

В то же время, обобщая интересы основных групп участников корпоративных отношений, можно выделить следующие наиболее значимые различия между ними:

  • Управленцы:
  • Получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время,  как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль.
  • Заинтересованы прежде всего в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга).

       - Концентрируют свои основные усилия в компании, в которой работают.

  • Зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании.
  • Непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы.
  • Находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа  и пр.).
  • Владельцы акционерной собственности (акционеры):
  • Могут получить доход от компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет  продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций.
  • Несут самые высокие риски: 1) неполучение дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; 2) в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требований всех других групп.
  • Склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском.
  • Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода.
  • Имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями: 1) при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрения или неодобрение деятельности менеджмента компании; 2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту.
  • Непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.
  • Кредиторы (в том числе владельцы корпоративных облигаций):
  • Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные  с высокими рисками.
  • Диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний.
  • Служащие компании:
  • Прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода.
  • Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него.
  • Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.):
  • Заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса.
  • Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
  • Специализированный регистратор
  • Органы власти:
  • Прежде всего заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы.
  • Непосредственно взаимодействуют с менеджментом.
  • Имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги.

Информация о работе Формирование корпоративного партнерства