Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Современный кризис экономики — это, прежде всего, кризис ее производственной сферы, основным звеном которой является предприятие. Все направления реформирования экономики в той или иной мере затрагивают предприятие. Именно здесь находится центр всех преобразований. Реформировать предприятия приходится в сложных условиях, которые характеризуются высокой степенью зависимости от импорта сырья и энергоносителей, дефицитом оборотных средств, ограниченностью бюджетных средств, которые могут быть выделены для стимулирования сферы материального производства.
В то же время практика показывает, что на неритмично работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сущность финансового планирования
1.2 Методы, принципы и этапы финансового планирования
1.3 Виды финансовых планов
2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ – ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО - ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА
2.1 Сущность и функции бюджетирования
2.2 Виды бюджетных планов
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»
3.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
3.2 Особенность финансового планирования и бюджетирования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

bestreferat-134172.docx

— 121.15 Кб (Скачать файл)

Плановый баланс активов и пассивов (третья составляющая возведенного бюджета) это прогноз изменений в составе и структуре активов и обязательств предприятия в процессе будущей реализации других основных (БРГК и БДИВ) бюджетов. Все основные бюджеты связаны друг с другом и имеют ряд так называемых корреспондирующих статей. Это оказывается в первую очередь в основных статьях (БРГК и БДИВ), в которых отображаются текущие затраты. Но отличия между БДИВ и БРГК неминуемы, поскольку первый документ предназначен для вычисления доходов и расходов на плановый период и определение результата (прибыль или убытки) за этот самый период, а второй отображает фактическое движение денег независимо от результата их использования.

Среди операционных бюджетов выделяют такие:

1. Бюджет  реализации продукции (продаже) показывает  помесячный объем продаж за  видами продукции и по компании  в целом в натуральных и  стоимостных показателях в течение  бюджетного периода.

2. Бюджет  производства продукции показывает  помесячный объем производства (выпуску) за видами продукции и по  компании в целом в натуральных  показателях с учетом запасов  готовой продукции на начало  и на конец бюджетного периода.

3. Бюджет  запасов готовой продукции содержит  информацию о запасах разных  видов продукции по компании  в целом и по отдельным подразделам  в натуральных и стоимостных  показателях.

4. Бюджет  прямых материальных затрат, то  есть основных материалов и  запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ), содержит информацию о затратах  сырья и материалов, закупленных  изделий и комплектующих, в расчете  на единицу готовой продукции  за видами продукции и по  компании в целом в натуральных  и стоимостных показателях, а  также информацию о запасах  основных материалов на начало  бюджетного периода.

5. Бюджет  прямых затрат труда отображает  затраты на заработную плату  основного производственного персонала  в течение бюджетного периода  в расчете на единицу готовой  продукции и по компании в  целом в натуральных и стоимостных  показателях, то есть с учетом  затрат рабочего времени и  тарифных ставок.

6. Бюджет  прямых производственных (операционных) затрат может складываться тогда, когда нужен более точный учет  производственных (операционных для  торговых компаний и фирм сферы  услуг) расходов, которые могут быть  отнесены к категории прямых (переменных) расходов.

7. Бюджет  в общих чертах производственных  накладных расходов показывает  расходы на заработную плату  административно-управленческого персонала, инженерно-технического и вспомогательного  персонала, занятых в определенном  бизнесе (цехе, структурном подразделении), арендные платежи, коммунальные  расходы и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость  МБП и другие затраты, связанные  с функционированием этого бизнеса  в течение бюджетного периода.

8. Бюджет  управленческих расходов содержит  информацию о расходах на заработную  плату административно-управленческого  персонала, арендные платежи, коммунальные  расходы и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт  и другие (по большей части  в общих чертах организационные) расходы в течение бюджетного  периода.

9. Бюджет  коммерческих расходов отображает  расходы на рекламу, комиссионные  посредникам из сбыта, транспортные  услуги и другие расходы по  реализации продукции компании.

10. Бюджет  накладных расходов содержит  информацию о других расходах  предприятия, например, амортизацию, уплату  процентов, за кредит и другие  общехозяйственные расходы в  течение бюджетного периода.

Определение набора операционных бюджетов это внутреннее дело предприятия. Основная суть операционных бюджетов это более обстоятельная подготовка выходных данных для составления финансовых бюджетов, в первую очередь бюджету доходов и расходов и бюджета движения денежных средств12.

Функциональные бюджеты составляют подразделы предприятия, которые называют бюджетными центрами или центрами финансовой ответственности (ЦФВ) их определяет руководство предприятия в зависимости от его организационной структуры.

Выделяют такие ЦФВ на базе подразделов предприятия:

• центры затрат подразделы, которые имеют только затраты, потому ответственность менеджеров заключается в контроле затрат;

• центры прибыли подразделы, которые не только имеют затраты, но и приносят доходы. Ответственность менеджеров заключается в контроле за финансовыми результатами;

• центры дохода подразделы, в которых менеджеры могут влиять только на выручку, потому ответственность менеджеров заключается в контроле за доходами;

• центры инвестиций новые, перспективные подразделы, на базе которых внедряются инвестиционные проекты. В этом случае менеджеры контролируют полный цикл от инвестиций к окупаемости капиталовложений.

За каждым ЦФВ закрепляется определенный перечень бюджетов, за составление которых он отвечает. Для этого разрабатывается регламент бюджетирования, в котором четко отмечены права и обязанности подразделов, формы, и сроки предоставления информации, получателей промежуточных и итоговых документов. Составлением возведенного бюджета предприятия завершается процесс бюджетирования, который начинается из составления функциональных бюджетов.

Практически применяют два подхода к разработке бюджетов: прирост не бюджетирования и бюджетирования “из нуля” ZBB (ZeroBaseBudgeting).

Прирост бюджетирования это составление бюджетов на основе фактических результатов, достигнутых в предыдущем периоде. При таком подходе фактические показатели предыдущего периода корегуються с учетом ценовой и налоговой государственной политики и других факторов. Преимущество такого метода заключается в его простоте, поскольку он не нуждается в значительных затратах на расчеты. Благодаря этому прирост не бюджетированияполучило распространение на практике. Но этот метод имеет важный недостаток в процессе бюджетирования не анализируется эффективность затрат, а достигнуты результаты автоматически переносятся на следующий период. В некоммерческих организациях такой подход может привести к тому, что бюджетным центрам, которые имеют превышение бюджета, могут в следующем периоде предоставить дополнительные ресурсы, а подразделам, которые обеспечивают экономию средств, напротив, сократят ассигнование.

Бюджетирование “из нуля” это метод бюджетирования, за которого менеджеры каждый раз должны обосновывать запланированные затраты так, будто эта деятельность осуществляется впервые. Бюджетирование “из нуля” нуждается от каждого бюджетного центра в детальном анализе деятельности для выявления неэффективных операций и выбора самых выгодных направлений использования ресурсов. В отличие от прирезанного бюджетирования этот метод дает возможность обнаружить проблемы и решать их на стадии планирования. Одновременно бюджетирование “из нуля” более дорогой в сравнении с первым методом подход, поскольку нуждается в значительных затратах времени и средств.

Разработана система бюджетов должна быть гибкой, отсюда и понятие “гибкое бюджетирование”, то есть приспособленная к внесению корректив в случае изменения рыночной ситуации. Гибкость бюджетирования в первую очередь обеспечивается созданием резервов (в финансовых бюджетах это финансовый резерв, например, минимальный неснижаемый резерв наличности, который учитывается при составлении БДДС), а также соответствующей организацией процесса бюджетирования, которая дает возможность изменять утвержденные планы (например, когда бюджеты разработаны на год с делением на кварталы и месяцы, то с окончанием каждый месяц бюджеты на следующий месяц пересматриваются с учетом изменения внешних условий).

 

 

3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯЯ УФПС ХАБАРОВСКОГО КРАЯ – ФИЛИАЛА ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

 

3.1 Краткая  характеристика деятельности предприятия 

 

Почтовая связь является одним из важнейших элементов инфраструктуры государства. Ее эффективное функционирование является непременным условием стабильного социально-экономического развития.

УФПС Хабаровского края филиала - ФГУП «Почта Росси», филиалом ФГУП «Почта России», создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.02 №1227-р. Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства РФ по связи и информатизации.

Организация является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс расчетные и иные счета в банках круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак.

Место нахождения УФПС Хабаровского края: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского 28

Для того чтобы подробней рассмотреть характеристику деятельности УФПС Хабаровского края, филиала ФГУП «Почта России» необходимо разобрать цели и предмет деятельности предприятия.

2008 год  ознаменовал собой очередной  этап серьезной работы, направленной  на становление Почты России  в качестве современного многофункционального  предприятия. Внедрен ряд новых  сервисов, существенно выросли объемы  оказываемых услуг.

Почта в Хабаровском крае создана в целях удовлетворения общественных потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли, выполняя задачи по обеспечению на всей территории РФ наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи.

Данное предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:

1) Оказание всех видов услуг почтовой связи — действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Почтовые услуги – характеризуются не только гигантскими объемами производства, но и такими особенностями, как социальная значимость и жесткое государственное регулирование тарифов на данные услуги.

Услуги экспресс - доставки — новый для УФПС Хабаровского края филиала ФГУП «Почта России» вид деятельности. Главным отличием данного вида деятельности от других почтовых услуг для почты Хабаровского края стала высокая конкуренция в этом секторе рынка. Ежегодный рост российской экономики становится причиной активизации документооборота среди юридических лиц и повышения уровня благосостояния физических лиц, что является основными предпосылками для развития рынка экспресс - почты и курьерской доставки.

Самым распространенным видом переводов денежных средств в адрес физических лиц в крае остаются почтовые переводы через почтовый филиал Хабаровского края. Однако в 2005 году компания предложила своим клиентам новую услугу, получившую название «КиберДеньги» и гарантирующую выплату переводов в любой точке страны в течение 72 часов. На сегодня денежные переводы в крае через УФПС Хабаровского края характеризуются высокой степенью надежности и постоянно расширяющейся географией.

2) Оказание  услуг по распространению рекламы  на почтовых отправлениях и  др. видах продукции.

3) Оказание  финансовых услуг посредством  договорных отношений с кредитными  и не кредитными финансовыми  учреждениями в области реализации  их услуг через сеть отделений  почтовой связи. Оказание услуг  по доставке и выдаче пенсий, пособий и др. выплат целевого  назначения, прием жилищно-коммунальных  и прочих платежей.

4) Оказание  услуг по подписке, экспедированию, доставке и распространению периодических  печатных изданий (в том числе  и розничная реализация).

5) Организация  изготовления, типографические работы, издание, экспедирование и реализация  государственных знаков почтовой  оплаты и почтовой продукции, специальных почтовых штемпелей  РФ, почтовых марок, блоков, маркированных  и не маркированных почтовых  конвертов и карточек (открыток), иллюстрированных каталогов, альбомов  почтовых марок, филателистических  наборов, Регистрация, учет и выдача  разрешений на приобретение франкировальных  машин и их техническое обслуживание  по поручению Министерства РФ  по связи и информации.

6) Организация  и осуществление выставочной  деятельности. Проведение профессиональной  подготовки и обучения, организация  и проведение семинаров.

7) Осуществление (розничной и оптовой) торговли  продукции производственно - технического  назначения, товарами народного  потребления (в том Числе товаров  почтой). Осуществление торгово-посреднической  и закупочной деятельности, открытие  торговых точек на объектах  почтовой связи13.

Сегодня УФПС Хабаровского края является крупнейшей в крае розничной сетью. Вряд ли кто-нибудь может соперничать с ней по территориальной распределенности и разветвленности. И не воспользоваться таким преимуществом было бы, по меньшей мере, неправильно. Именно поэтому филиал Хабаровского края развивает непрофильные услуги, распространение которых возможно только по сети. Например, продажа лотерей, телефонных карт, страховых полисов, социальных проездных, а также железнодорожных и авиабилетов.

Развитие этих услуг выгодно сразу трем сторонам, участвующим в процессе: самой почте, получающей от этого хоть и небольшую пока прибыль; компаниям-партнерам, которые получают доступ в крупнейшую розничную сеть; и, наконец, клиентам почты, которые получают доступ ко все большему количеству услуг. Жителям сел и отдаленных небольших городков и поселков больше не приходится отправляться в долгое многокилометровое путешествие до ближайшего пункта телефонной связи, железнодорожной кассы, офиса страховой компании. Даже продажа лотерей в почтовых отделениях способствует повышению качества жизни этих людей: теперь у них есть выбор — играть с удачей или нет. У жителей городов нашего края сетевые услуги также востребованы — например, многим удобнее купить полис ОСАГО на почте рядом с домом. К тому же можно выбрать из нескольких страховых компаний. В настоящее время в основном продажа марок и конвертов или денежные переводы уже прочно ассоциируются у россиян с почтой, то в будущем и другие сетевые услуги — к примеру, продажа страховых полисов — должны стать привычными для клиентов Почты России14.

 

3.2 Особенность  финансового планирования и бюджетирования  на предприятии

 

В Хабаровском филиале ФГУП «Почта России» существуют давние традиции применения экономических рычагов управления. Рациональная политика развития филиала, использование знаний квалифицированных специалистов способствовали тому, что даже в печально памятном 1998 году, после дефолта, УФПС Хабаровского края выжило. Улучшить финансово-экономическое состояние филиала помогло и внедрение системы бюджетирования, при которой деятельность всех структурных подразделений стала более прозрачной, а значит — более управляемой.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии