Финансирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:12, доклад

Описание работы

В России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства (далее — МП) понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических концепций поддержка МП (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.
Государственное финансирование – это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Doklad.docx

— 19.29 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра экономики промышленности

 

Доклад на тему:

 

«Финансирование малого предпринимательства».

 

 

 

Выполнила студентка           Елесеева

4 курса             Анна

   Ивановна

группа ФиК-1-07

дневное отделение

факультет Экономики и  управления

 

Руководитель:           Яблокова

          Марина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Финансирование малого предпринимательства.

 

В России необходимость государственной  поддержки малого предпринимательства (далее — МП) понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических  концепций поддержка МП (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное  явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.

Государственное финансирование –  это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства  отнесены коммерческие организации, в  уставном капитале которых, доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере— 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых  восточноевропейских стран с  переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного  социально-экономического развития страны задач:

-  демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды;

-  насыщение рынка товарами и услугами;

-  занятость и самозанятость;

-  экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе);

-  формирование среднего класса;

-  укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины.

Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки  развития малого бизнеса в России. Задача развития данного сектора  должна оставаться одним из приоритетов  экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации  усилий федерального центра и региональных властей.

Достаточно отметить, что в настоящее  время отраслевая структура распределения  МП характеризуется тем, что менее 30% предприятий специализируются на выпуске промышленной продукции  и выполнении строительных работ. Такой  важнейший сектор экономики как  наука и научное обслуживание составляет всего лишь 3,5%, остальные  же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.

Вопрос соотношения рассматриваемых  методов финансовой поддержки МБ является дискуссионным. Ряд ученых и представителей предпринимательских  кругов постоянно требуют прямого  государственного финансирования, мотивируя  эти требования тем, что на стадии становления малого бизнеса у  подавляющего большинства потенциальных  участников отсутствует стартовый  капитал, необходимый для учреждения малого предприятия. Правда, требования прямого государственного участия  чаще всего сопровождаются протестом  против любых мер административного  вмешательства в дела фирмы.

Другая либеральная, точка зрения заключается в том, что государство (в лице территориальных, региональных или муниципальных органов власти) должно ограничить свою роль только созданием  благоприятных условий для развития МБ, «не мешать», а способствовать свободной конкуренции и, конечно  же, одновременно защищать собственность  и жизнь предпринимателя.

По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех  или иных косвенных и прямых методов  финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс  становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность  и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет  субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в  ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное  сочетание применения прямых и косвенных  финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.

Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с  плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение  оценивалась как хорошее или  удовлетворительное — шестая часть  малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней  надеждой экономически несостоятельных  малых предприятий является поддержка  государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их «на плаву», государство  в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости  населения, чем созданию заделов  для расширения сферы предпринимательства.

Само понятие «помощь» подразумевает  поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в  силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные  предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и  возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что  создание «тепличных» условий для  малого бизнеса может дать противоположные  результаты. В нашей стране имеется  аналогичный опыт, когда поддержка  крупных и небольших неэффективных  предприятий не дала ожидаемых результатов.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов  системы государственной поддержки  МП в России. К формам государственной  поддержки МП относятся:

- создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий;

- создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы;

- обеспечение малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость);

- предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отстающих областях со слабо развитой промышленностью;

- обеспечение возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных;

- защита предпринимателей от преступных посягательств;

- создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности;

- развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.

Отсутствие прогресса в реформировании экономики и реализации стратегий  развития государства может на фоне возникновения новых вызовов  и угроз помешать достижению высоких  темпов роста экономики и повышения  благосостояния, что в условиях ухудшения  внешней конъюнктуры неизбежно  приведет к замедлению темпов экономического роста государства.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой  привлекательной для бизнеса  является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства  состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой  ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем  использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать  возможности роста и саморазвития в условиях рынка.

Государство осуществляет мероприятия  по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей  поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной  финансовой политики в этой области  служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные  программы развития и поддержки  малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который  является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансовые ресурсы фонда формируются  за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной  собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее  предоставленных по договорам возвратного  финансирования, а также доходов  от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его  уставом.


Информация о работе Финансирование малого предпринимательства