Ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что с экономической точки зрения рынок ценных бумаг есть разновидность рынка, а поэтому он призван, с одной стороны, способствовать развитию так называемых первичных рынков (товарного рынка, рынка работ, рынка услуг и т.д.), с другой – решать собственные задачи, способствовать реализации функций, направленных на обеспечение процесса инвестиций в производство и сферу услуг, получение прибыли от операций на рынке и др.
Таким образом, целью работы является анализирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие ценных бумаг, их общая характеристика 5
1.1 Понятие и свойства (признаки) ценных бумаг 5
1.2 Понятие и виды профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг. Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг 9
2 Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг 13
3 Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг 22
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

курс.раб. по предпринимат.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Договор на ведение  реестра заключается только с  одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов (п. 1 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг).

Порядок ведения  и требования, предъявляемые к  системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, обязательные для исполнения регистраторами и  эмитентами, детально регламентированы Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г. №27'. Положение не распространяется на правила ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, которые устанавливаются иными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ст. 9 Закона о рынке ценных бумаг). Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Такую деятельность осуществляют фондовая биржа (фондовые отделы валютных товарных бирж) и внебиржевые организаторы торговли (ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг).

Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ценных бумаг, допущенных к торгам.

Кроме того, о  каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется информация: дата и время заключения сделки; наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки; государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а в случае если в соответствии с настоящим Законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации – идентификационный номер такого выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; цена одной ценной бумаги; количество ценных бумаг.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан регистрировать в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг документы, содержащие информацию, указанную в ч. 3 ст. 10, за исключением списка ценных бумаг, допущенных к торгам, а также изменения и дополнения в них.

Таким образом, в соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Профессиональные участники на рынке ценных бумаг – юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг.

 

3 Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг

Раздел V Закона о рынке ценных бумаг посвящен регулированию рынка ценных бумаг. В соответствии со ст. 38 Закона государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: а) установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; б) государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; в) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; г) создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; д) запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Рассмотрим  некоторые из названных направлений. Закон о рынке ценных бумаг  достаточно подробно регламентирует статус и функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В силу ст. 40 Закона федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время – Федеральная служба по финансовым рынкам) является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (в ред. от 14 декабря 2006 г. №767). Действие названного Положения не распространяется на отношения в сфере страховой, банковской и аудиторской деятельности.

Исходя из предназначения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), ее функции можно условно  подразделить на две основные группы.

Общие функции, направленные на государственное регулирование  отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг в целом. К их числу относятся: утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг; обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг; норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, и др. Специальные функции связанны с контролем за деятельностью отдельных участников рынка ценных бумаг. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в данной сфере деятельности:

а) регистрирует: выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных  ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также  проспекты ценных бумаг (за исключением  государственных и муниципальных  ценных бумаг); правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, а также изменения в них; документы профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, которые подлежат регистрации в соответствии с законодательством РФ;

б) осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также  лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСФР;

в) приостанавливает эмиссию ценных бумаг;

г) проводит проверки эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих ипотечным покрытием, и специализированных депозитариев ипотечного покрытия;

д) выдает предписания  эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, а также саморегулируемым организациям; е) запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг; ж) рассматривает факты нарушения законодательства о товарных биржах и принимает соответствующие решения; з) рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом от административных правонарушениях к компетенции ФСФР, а также применяет меры административной ответственности (ст. 40–44 Закона о рынке ценных бумаг; п. 5, 6 Положения №317) [15, с. 314].

Лицензирование  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг. Согласно ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в гл. 2 данного Закона, осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Что касается кредитных организаций, то они осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном Законом о рынке ценных бумаг для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Дополнительным  основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ее приостановления или аннулирования является аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, выдавший лицензию, контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимает решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.

Деятельность  профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи (ст. 39 Закона).

Таким образом, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: а) установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; б) государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; в) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; г) создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; д) запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

 

Заключение

В заключении следует вывод о том, что рынок ценных бумаг представляет собой совокупность экономических отношений по поводу выпуска, обращения и размещения ценных бумаг между его участниками в системе финансовых услуг. Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг

Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:

- развитой рынок  ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы;

- консультационные  и управленческие услуги, способствующие  государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки;

- законодательство  о фирмах должно гарантировать,  что правление акционерных предприятий  защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций;

- особой проблемой  для государства остается защита  интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных  пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

 

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
  2. О рынке ценных бумаг: федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 17 мая 2007 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996 - № 17; 1998 - № 48; 1999 - № 28.
  3. Анохин В.С. Предпринимательское право / В.С. Анохин. - М: Владос, 2008. – 657 с.
  4. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право / В.Ф. Попондопуло. – М.: Юрист, 2007. – 654 с.
  5. Беляева О.А. Предпринимательское право России / О.А. Беляева. - М.: Юстицинформ, 2008. – 478 с.
  6. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / Ф.И. Биншток. - М: Инфра-М, 2009. – 392 с.
  7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации /Под ред. О.Н. Садикова. - М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2007. – 986 с.
  8. Макаров Н.Д., Рябов Е.А. Предпринимательское право / Н.Д. Макаров, Е.А. Рябова. - М: Инфра-М, 2008. – 548 с.
  9. Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. - 2007. - № 5. - С. 46-50.
  10. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право / В.С. Мартемьянов. - М.: БЕК, 2008. – 577 с.
  11. Олейник О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейника. - М.: Юристъ, 2007. – 639 с.
  12. Кашырин А.А. Правовые проблемы регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг/ А.А. Кашырин. - М.: Юристъ, 2009. – 328 с.
  13. Попова М.В. Предпринимательское право/М.В. Попова. – М.: Норма, 2008. – 786 с.
  14. Гнедина И.С. Российское предпринимательское право /И.С. Гнедина. – М.: Юристъ, 2009. – 669 с.
  15. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. – Изд. 4-е, перераб. и доп. / И.В. Ершова. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008. – 786 с.

Информация о работе Ценные бумаги