Бухгалтерская отчётность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 2 п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Содержание работы

Основные требования к бухгалтерской отчетности
Каким требованиям должна удовлетворять бухгалтерская отчетность
В каком порядке разрабатываются и принимаются формы бухгалтерской отчетности
1.3. Какая информация обязательна в формах бухгалтерской отчетности
1.4. В каком порядке подписывается и представляется бухгалтерская отчетность
1.5. Что является отчетной датой и отчетным периодом
1.6. Какие правила надо соблюдать при составлении бухгалтерской отчетности
1.7. Порядок составления и формирование показателей бухгалтерской отчетности
Список литературы

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская отчетность.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Основные  требования  к бухгалтерской отчетности………………………………3-20
 

  • Каким требованиям  должна удовлетворять бухгалтерская  отчетность 

  • В каком  порядке разрабатываются и принимаются  формы бухгалтерской  
    • отчетности 

          1.3. Какая информация обязательна в формах бухгалтерской отчетности 

          1.4. В каком порядке подписывается и представляется бухгалтерская отчетность 

          1.5. Что является отчетной датой  и отчетным периодом 

          1.6. Какие правила надо соблюдать  при составлении бухгалтерской  отчетности

          1.7. Порядок составления и формирование показателей бухгалтерской отчетности

          Список литературы……………………………………………………………..................21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 2 п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). 

    1.1. Каким требованиям  должна удовлетворять  бухгалтерская отчетность 

        Основными требованиями, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность, являются: 

        Достоверность 

        Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное  представление о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде Бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде Отчета о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации - в виде Отчета о движении денежных средств (п. 6 ПБУ 4/99, п. 5.1.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России)).

        Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (кроме имущества, инвентаризация которого производилась не ранее 1 октября отчетного года) (п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ, п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

        верного и полного представления о  финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

        Особое  внимание следует уделить тому, что  показатели, которые недостаточно существенны  для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском  балансе и отчете о прибылях и  убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Это означает, что при составлении форм N 1 и N 2 в пояснительную записку будут включены специальные расшифровочные таблицы, раскрывающие особенности содержания той или иной статьи отчетности. Таким образом, показатели могут быть:

        1) настолько существенными, чтобы  требовалось их отдельное представление  в бухгалтерском балансе и  отчете о прибылях и убытках  (при этом качественные характеристики  будут представлены в пояснительной записке);

        2) недостаточно существенными для  отдельного представления в бухгалтерском  балансе и отчете о прибылях  и убытках, но существенными  для обособленного представления  в пояснениях к этим формам;

        3) несущественными как для отдельного представления в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, так и для представления в пояснениях к этим формам.

        Показатель  считается существенным, если его  нераскрытие может повлиять на экономические  решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

        В то же время практика применения 5%-ного уровня существенности показателей  для раскрытия их в отчетности указывает, что из этого правила имеются исключения. Это означает, что существуют такие активы и хозяйственные операции, к которым не применяется требование существенности. К таким операциям относятся, например, операции с драгоценными металлами.

        При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

        Организация может также представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской  отчетности, если исполнительный орган  считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:

        - динамика важнейших экономических  и финансовых показателей деятельности  организации за ряд лет;

        - планируемое развитие организации;

        - предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

        - природоохранные мероприятия;

        - иная информация.

        Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

        Если  при составлении бухгалтерской  отчетности организацией выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления о финансовом положении  организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

        Если  при составлении бухгалтерской  отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

        Для обеспечения достоверности необходимо следующее.

        1. При формировании бухгалтерской  отчетности организацией должна  быть обеспечена нейтральность  информации, содержащейся в ней,  то есть исключено одностороннее  удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

        Информация  не является нейтральной, если посредством  отбора или формы представления  она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

        Нейтральность бухгалтерской отчетности проявляется  в отсутствии у ее составителей намерения  склонить пользователей отчетности к определенному решению, например к покупке ценных бумаг организации, к предоставлению кредита организации  и пр. Фактически нейтральность означает объективность бухгалтерской отчетности, в противовес составлению ее в интересах какой-либо одной стороны или группы лиц. 

        Полезность 

        Информация, представляемая в бухгалтерской  отчетности, должна быть полезна. Информация считается полезной, если она уместна, надежна, сравнима и своевременна (п. п. 6.1, 6.5.1 Концепции).

        Информация  уместна, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать  влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки (п. 6.2 Концепции).

        Информация  надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится (п. п. 6.3, 6.3.1 Концепции).

        Сравнимость информации означает возможность для  пользователей отчетности сравнивать показатели деятельности за разные периоды  времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении (п. 6.4 Концепции).

        Информация  своевременна, если она способна наилучшим  образом удовлетворить потребности  пользователей, связанные с принятием  решений, т.е. если достигнут баланс между ее уместностью и надежностью (п. 6.5.1 Концепции). 

        Полнота 

        Бухгалтерская отчетность должна давать полное представление  о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Полнота обеспечивается единством  указанных выше отчетов, а также соответствующими дополнительными данными (п. 6 ПБУ 4/99, абз. 2 п. 5.1.4, п. 6.3.5 Концепции). 

        Существенность 

        В бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели. Показатель считается существенным, если его  нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (абз. 2, 4 п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, п. 11 ПБУ 4/99, п. 6.2.1 Концепции). 

        Нейтральность 

        При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий (п. 7 ПБУ 4/99, п. 6.3.3 Концепции). 

        Последовательность 

        Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно  от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы Бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности (п. 9 ПБУ 4/99).

        Иные  требования, вытекающие из положений по бухгалтерскому учету (абз. 5 п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности). 

    1.2. В каком порядке  разрабатываются  и принимаются

    формы бухгалтерской отчетности 

        В настоящее время организация  самостоятельно разрабатывает и принимает формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России в Приказе от 22.07.2003 N 67н (п. 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 3 Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

        При разработке указанных форм в них  не включаются предусмотренные в  образцах форм показатели (строки, графы) в случае отсутствия у организации  данных по активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, которые подлежат отражению в  этих строках (графах) (абз. 2 п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 11 ПБУ 4/99).

        По  каждому числовому показателю бухгалтерской  отчетности, кроме отчета, составляемого  за первый отчетный год, должны быть приведены  данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Организация может раскрывать данные по каждому числовому показателю более чем за два года. В этом случае ей следует при разработке, принятии и изготовлении бланков форм предусмотреть достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия (п. 10 ПБУ 4/99, п. 4 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

        При разработке и принятии форм бухгалтерской  отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, кодируются организациями самостоятельно. Коды показателей, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики, проставляются в соответствии с Приказом Госкомстата России N 475, Минфина России N 102н от 14.11.2003 (п. 8 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 2 Приказа Госкомстата России N 475, Минфина России N 102н от 14.11.2003).

        Представлять  отчетность с использованием образцов форм, рекомендованных Минфином России, организация может только в том случае, если при этом соблюдаются требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

        При представлении отчетности по типовым  формам в случае отсутствия у организации числовых данных по активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям соответствующие строки (графы) в типовых формах прочеркиваются (п. 11 ПБУ 4/99). 

    1.3. Какая информация  обязательна в  формах

    бухгалтерской отчетности 

        В формах представляемой бухгалтерской отчетности обязательно наличие следующих данных (п. 6 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, п. 14 ПБУ 4/99):

        - наименование формы бухгалтерской  отчетности;

        - указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность.

        - полное наименование юридического  лица (в соответствии с учредительными  документами, зарегистрированными  в установленном порядке);

        - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

        - вид деятельности (указывается вид  деятельности, который признается  основным);

        - организационно-правовая форма/форма  собственности (код по ОКОПФ  и код по ОКФС);

        - единица измерения (указывается  формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн руб. - код по ОКЕИ 385).

        - местонахождение (адрес) (указывается  в форме Бухгалтерского баланса);

        - дата утверждения (для годовой  бухгалтерской отчетности);

        - дата отправки/принятия (указывается  конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности). 

    1.4. В каком порядке  подписывается и  представляется

    бухгалтерская отчетность 

        В общем случае бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 17 ПБУ 4/99).

        Сформировать  промежуточную бухгалтерскую отчетность организация должна не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Представлять квартальную бухгалтерскую отчетность организация обязана в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не установлено законодательством РФ. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года (п. 51 ПБУ 4/99, п. 2 ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

        Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и  представляется пользователям бухгалтерской  отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде (п. 6 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ).

        Пользователями  бухгалтерской отчетности являются руководители, учредители (участники), собственники имущества, инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики, работники и другие лица, заинтересованные в информации об организации. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью (п. 3 ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ, п. п. 4, 42 ПБУ 4/99, п. п. 3.3, 3.4 Концепции).

        Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователям организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

        Днем  представления отчетности считается:

        - дата отправки почтового отправления  с описью вложения;

        - дата отправки по телекоммуникационным каналам связи;

        - дата фактической передачи по  принадлежности (п. 5 ст. 15 Федерального  закона N 129-ФЗ).

        Если  дата представления бухгалтерской  отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день (п. 47 ПБУ 4/99).

        Организации обязаны хранить бухгалтерскую  отчетность в течение сроков, устанавливаемых  в соответствии с правилами организации  государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ). 

    1.5. Что является отчетной  датой и отчетным  периодом 

        Отчетной  датой для составления бухгалтерской  отчетности считается последний  календарный день отчетного периода (п. п. 4, 12 ПБУ 4/99).

        Отчетным  периодом признается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (п. 4 ПБУ 4/99).

        Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал нарастающим  итогом с начала отчетного года (п. 48 ПБУ 4/99, п. 3 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ).

        Отчетным  годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь  созданных организаций считается  период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год (п. п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ, п. 13 ПБУ 4/99). 

    1.6. Какие правила  надо соблюдать  при составлении

    бухгалтерской отчетности 

        При составлении бухгалтерской отчетности организацией должны быть соблюдены  следующие правила.

        1. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке (п. 15 ПБУ 4/99).

        2. Бухгалтерская отчетность должна  быть составлена в валюте РФ (в рублях) (п. 16 ПБУ 4/99).

        3. Данные бухгалтерской отчетности  приводятся в тысячах рублей  без десятичных знаков. Организация,  имеющая существенные обороты продаж, обязательств и тому подобное, может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков (п. 7 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

        4. В бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок (п. 9 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности).

        5. Если значение какого-либо числового  показателя отсутствует, то в  строке (графе) ставится прочерк  (п. 11 ПБУ 4/99).

        6. Вычитаемый показатель или показатель, имеющий отрицательное значение, указывается в круглых скобках  (п. 12 Указаний о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности).

        7. Статьи бухгалтерской отчетности  оцениваются по правилам, установленным соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. При оценке статей отчетности организация обязана обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных п. п. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (п. п. 32, 36 ПБУ 4/99).

        8. Бухгалтерский баланс должен  включать числовые показатели  в нетто-оценке, т.е. за вычетом  регулирующих величин, которые  должны раскрываться в пояснениях  к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках (п. 35 ПБУ 4/99).

        9. В бухгалтерской отчетности не  допускается зачет между статьями  активов и пассивов, статьями  прибылей и убытков, кроме случаев,  когда такой зачет предусмотрен  соответствующими положениями по  бухгалтерскому учету (п. 34 ПБУ 4/99).

        10. Данные бухгалтерской отчетности  должны быть сопоставимы с  данными за предшествующие отчетные  периоды (п. 6.4 Концепции, п. п. 10, 33 ПБУ 4/99).

    1.7. Порядок составления  и формирование  показателей бухгалтерской отчетности

           Чтобы правильно составить бухгалтерскую и налоговую отчетность, необходимо иметь под рукой информацию, учитывающую все требования действующего законодательства. Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. В 2004 году предприятие должно раскрывать в бухгалтерской отчетности каждый существенный показатель. Критерии существенности, в пределах рекомендуемых 5% от общего итога соответствующих данных, предприятие выбирает самостоятельно. В зависимости от финансовых возможностей предприятия критерий существенности устанавливается приказом руководителя предприятия. Главное - отразить решения по выбору критериев и причину такого выбора в пояснительной записке. Форма раскрытия существенных показателей также произвольна: от отражения непосредственно в формах или представления отдельной формы по каждому показателю до отдельных письменных пояснений.

             Отчетность 2003 года требует представления данных за прошлый год. При этом должна быть соблюдена сопоставимость показателей. Это значит, что должен подтверждаться тот факт, что показатели формировались по одинаковым правилам. Если такая сопоставимость не может быть обеспечена, то бухгалтер должен отразить это в пояснительной записке.

              Рассмотрим формирование показателей по каждой форме отдельно – баланс более

    подробно, а по остальным формам отчетности только изменения, которые

    произошли по сравнению с 1999 годом.

         Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»

    Статьи  баланса заполняются на основании  данных Главной книги или иного аналогичного по назначению регистра о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета. В форме баланса по каждой статье в скобках указаны номера счетов бухгалтерского учета, сальдо по которым должно быть перенесено в данную статью.

    Рассмотрим  состав показателей баланса:

         Раздел I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:

    - «Нематериальные  активы» (строка 110) показывают стоимость  имущества, учет которого ведут на счете 04, кроме того по этому счету нужно учитывать и результаты НИОКР (приказ Минфина России от 7 мая 2003г. № 38н). В балансе нематериальные активы показывают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 05 на отчетную дату).

    - «Основные  средства» (строки 120) приводятся  показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, учет которого ведут на счете 01. В балансе основные средства показывают по остаточной стоимости, то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 02 на отчетную дату). Исключение составляют объекты основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется.

    - «Незавершенное  строительство» (строка 130) показываются  затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (то есть сальдо по счетам 07 и 08 на отчетную дату) и субсчета «Расчеты по капитальному строительству» счета 60 (+,-) дебетовое (кредитовое) сальдо субсчетов 16,на которых отражены отклонения от сметной стоимости строящихся объектов.

    - «Доходные  вложения в материальные» (строка 135) отражают остаточную стоимость имущества, учтенного на счете 03 (например, имущества для сдачи в аренду, лизинг, прокат). В балансе это имущество показывают по остаточной стоимости (то есть за минусом амортизации, начисленной по кредиту счета 02 на отчетную дату.)

    - «Финансовые  вложения» по этой группе статей данные должны быть представлены в бухгалтерском балансе с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Финансовые вложения представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финансовые вложения представляются как долгосрочные и отражаются в разделе «Внеоборотные активы».

    - «Долгосрочные  финансовые вложения» (строка 140) считаются, сделанные более чем на год. Имеются ввиду векселя, акции и облигации. Кроме того, это вклады в уставные капиталы других организаций и деньги, вложенные в деятельность товарищества. Еще дебиторская задолженность, которая получена по уступке права требования. А также банковские депозиты и предоставленные займы. (п.3 ПБУ 19/02 утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002г. №126н). В балансе 2003г. предоставленный заем может быть показан по стр.250, а не 140, о чем отмечается в пояснительной записке. Показатель формируется сальдо счета 58, уменьшенное на сальдо счета 59 в части суммы резервов по долгосрочным финансовым вложениям.

    - «Отложенные  налоговые активы» (строка 145) с  1 января 2003г. рассчитывать и показывать их обязывает Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/2). Это ПБУ утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002г. № 114н.

             Сумму отложенных налоговых активов получают, умножив величину так называемых вычитаемых временных разниц на ставку налога на прибыль. А вычитаемые разницы в свою очередь образуются, когда: сумма амортизации, которая начислена в бухучете за отчетный период, превышает ту, что рассчитана по правилам налогового учета; коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения списываются по-разному; переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих отчетных периодах; переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а засчитывается в счет будущих платежей и т.д. Показатель для баланса формируется по сальдо счета 09.

    - «Прочие  внеоборотные активы» (строка 150) указывают средства и вложения, которые не отражены по другим строкам раздела «Внеоборотные активы» Бухгалтерского баланса.

         Раздел II «ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ»:

    - «Запасы» - (строки 210-217) показываются остатки  материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме). По указанной группе статей подлежат отражению по соответствующим статьям затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения),

    расходы будущих периодов.

    - «Налог  на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по строке 220). В этой статье указывается суммы «входного» НДС, которые не были возмещены из бюджета. Согласно статьям 171 и 172 Налогового кодекса РФ, предприятие имеет право принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам, если оно выполнит четыре условия: 1) товары, купленные организацией, должны быть оплачены; 2) оприходованы; 3) они приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС, либо для перепродажи; 4)от поставщика надо получить счет-фактуру, в котором выделена сумма НДС. Формируется показатель для баланса по дебетовому сальдо счета 19.

    - «Дебиторская  задолженность» - (строки 230-241) отражают  дебетовое сальдо по счетам 62, 73,75, 76, а также по счету 60 субсчет «Авансы выданные») данные о дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, показываются раздельно. Дебиторская задолженность представляется как краткосрочная, если срок погашения ее не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная. При этом исчисление указанного срока осуществляется, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был принят к бухгалтерскому учету.

    - «Краткосрочные  финансовые вложения» (строка 250) – показываются суммы, которые организация инвестировала на срок не более одного года. С 1 января 2003г. из перечня финансовых вложений исключены собственные акции, которые выкупило ОАО, и доли участников, что приобрело ООО. Теперь их проводят в строке 411 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» раздела V Бухгалтерского баланса.

    Формируется показатель для баланса, как разница между сальдо счета 58 и сальдо счета 59, сальдо счета 55 (субсчет «Депозитные счета»).

    - «Денежные  средства» (строка 260) по статьям  «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета» - показывается остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в кредитных организациях. Сумма остатков по счетам 50,51,52,55 (субсчет «Аккредитивы» и «Чековые книжки»),57.

    - «Прочие  оборотные активы» (строка 270) - показываются  суммы, не нашедшие

    отражения по другим группам статей раздела  «Оборотные активы» бухгалтерского

    баланса.

         III. Раздел «КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ»:

    - «Уставный  капитал» (строка 410) - показывается  в соответствии с учредительными документами величина уставного (складочного) капитала организации (отраженному по кредиту счета 80), а по государственным и муниципальным унитарным предприятиям — величина уставного фонда. Складочный капитал покажут по этой строке полные товарищества и товарищества на вере. Увеличение и уменьшение уставного (складочного) капитала, произведенные в соответствии с установленным порядком, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

    - «Собственные  акции, выкупленные у акционеров»  (строка 411) здесь учитывают акции (доли), которые выкуплены у акционеров (участников). Эти суммы ставятся в круглых скобках, ведь на них надо уменьшить уставный капитал. Сделать так придется, если акции до конца года не были проданы другим инвесторам или размещены среди оставшихся членов общества. Учитывается кредитовое сальдо счета 81.

    - «Добавочный  капитал» – отражается по строке 420 бухгалтерского баланса кредитовый остаток по счету 83. По кредиту счета 83 отражают увеличение стоимости основных средств после их переоценки, а также эмиссионный доход (получение дополнительных денежных средств или имущества при продаже собственных акций по цене, превышающей их номинальную стоимость).

    - «Резервный  капитал» (строка 430) - отражается сумма  остатков резервного и других аналогичных фондов (учтенных по кредиту счета 82), создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (по строке 431) или в соответствии с учредительными документами (по строке 432).

    - «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) прошлых  лет» (строка 470) в этом месте баланса нужно показать как нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет, так и нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) отчетного года (учет по кредиту счета 84).

         Раздел IV «ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»:

    - «Займы  и кредиты» (строка 510)- показываются  непогашенные суммы полученных кредитов и займов, подлежащие погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты (кредитовое сальдо счета 67, на котором отражена основная задолженность по долгосрочным кредитам и займам, а также сумма процентов по ним).

    В случае если числящиеся в бухгалтерском  учете суммы кредитов и займов подлежат погашению в соответствии с договором в течение 12 месяцев после отчетной даты, то не погашенные на конец отчетного периода их суммы отражаются по соответствующим статьям в разделе «Краткосрочные обязательства».

    -«Отложенные  налоговые обязательства» (строка 515) Отложенные налоговые активы, такие обязательства рассчитываются с 2003года. Их определяют, умножая сумму временных разниц на ставку налога на прибыль (п.15 ПБУ 18/2). Налоговые временные разницы образуются в учете, если: 1) сумма амортизации, начисленная в налоговом учете за отчетный период, больше, чем та, что рассчитана по правилам бухгалтерского учета; 2) проценты по выданным займам начисляются ежемесячно, а должник погасил их единовременно. В данном случае разница возникает, если ваша фирма применяет кассовый метод; 3) проценты по кредитам и суммовые разницы в налоговом учете включаются в состав внереализационных расходов, а в бухучете включаются в состав внереализационных расходов, а в бухучете - в стоимость основных средств или материалов (конечно, если кредит взят на покупку такого имущества); 4) в бухгалтерском учете отражаются затраты в составе расходов будущих периодов, а в налоговом списываете сразу. Показатель формируется по сальдо счету 77. «Прочие долгосрочные обязательства» (строка 520) отражаются долгосрочные пассивы, которые еще не были отражены в разделе IV «Долгосрочные обязательства».

         Раздел V «КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»:

    отражаются  суммы кредиторской задолженности, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. В бухгалтерском балансе сумма задолженности организации по полученным кредитам и займам (строка 610), полученным менее чем на 12 месяцев, отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Кроме того, по этой строке показывают и те долги организации, что в прошлых отчетных периодах считались долгосрочными, а в этом году должны быть погашены. Все такие случаи необходимо отметить в пояснительной записке к Бухгалтерскому балансу.

    -   «Кредиторская задолженность» (строки 621-625), строка по статье «Поставщики и подрядчики» (строка 621) показывается сумма задолженности поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные организации услуги (кредит счетов 76,60); по статье «Задолженность перед персоналом организации» (строка 622) показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда (кредитовое сальдо счета 70, за исключением субсчета «Расчеты с работниками по выплате доходов по акциям и долям»), а по статье «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами» (строка 623) отражается сумма задолженности перед государственными внебюджетными фондами (кредитовое сальдо счета 69). То есть тут надо записать сумму единого социального налога и взносов по обязательному пенсионному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по статье «Задолженность по налогам и сборам» (строка 624) указывается задолженность перед бюджетом (кредитовое сальдо счета 68); по статье «Прочие кредиторы» (строка 625) представляется прочая кредиторская задолженность организации: суммы страховых взносов, арендная плата, долги перед подотчетниками и т.д. (по кредиту счетов 76,71).

    -   Задолженность участникам (учредителям)  по выплате доходов (строка 630) по этой строке приводятся задолженность организации перед ее учредителями. Очень важный нюанс: в годовой отчетности сумму причитающихся за 2003год дивидендов (или доходов от участия, если речь идет об ООО) не отражают. Ведь решение о том, в каких размерах выплачивать доходы, общее собрание акционеров примет уже после того, как будет утвержден годовой баланс. Показатель формируется для баланса – кредитовое сальдо субсчета «Расчеты о выплате доходов» счета 75 и кредитовое сальдо субсчета «Расчеты с

    работниками по выплате доходов по акциям и  долям» счета 70. Однако данные о сумме объявленных к выплате годовых дивидендов бухгалтер должен отразить в пояснительной записке как событие после отчетной даты.

    - «Доходы будущих периодов» (строка 640) показываются доходы организации, которые получены в отчетном году, но относятся к будущим периодам (отражаются в балансе по кредиту 98 счета).

    -    «Резервы предстоящих расходов»  (строка 650) суммы, которые организация зарезервировала, чтобы покрыть свои будущие затраты (кредитовое сальдо по счету 96). В принципе в бухгалтерском учете организация может создать любые резервы. Между тем в налоговом учете помимо резерва по сомнительным долгам, организация может создать резервы на гарантийный ремонт, выплату отпускных, вознаграждений за выслугу лет и на ремонт основных средств. Другие резервы главой 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. В бухучете перечень расходов, под которые можно создать резерв, шире. Именно их и следует отразить по строке 650 Бухгалтерского баланса. Показатель формируется для баланса по кредиту счета 96.

    - «Прочие  краткосрочные обязательства» (строка 660) показываются краткосрочные обязательства, которые не отражены по другим строкам данного раздела.

        

    Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

    Все доходы и расходы в форме № 2 сгруппированы  в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н и 33н). В отчете о прибылях и убытках теперь нет строк «Чрезвычайные доходы», и «Чрезвычайные расходы». Зато появились новые строки, где бухгалтеры должны показать отложенные налоговые активы и обязательства. Но при необходимости расшифровать тот или иной показатель бухгалтер волен добавлять дополнительные строки самостоятельно. 

         Форма №3 «Отчет об изменениях капитала» 

    В отчете об изменениях капитала раскрываются структура и движение капитала предприятия. О том, что в него входит, сказано в пункте 66 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34н. Так, в состав собственного капитала предприятия включаются: уставный (складочный), добавочный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Здесь отражается изменение капитала за предыдущий и отчетный период. Этот раздел заполняют акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью. Форма №4 «Отчет о движении денежных средств».

    В отчете о движении денежных средств отражается информация о том, за счет каких средств организация вела свою деятельность в отчетном году и как именно она их расходовала. В отчете отражается информация по каждому виду деятельности организации: текущей (основной), инвестиционной и финансовой.

        

    Форма №5 «Приложения к  бухгалтерскому балансу»

    Отчет по форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» расшифровывает данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс». Следует проставить номера кодов строк, что приведены в совместном приказе Госкомстата и Минфина России от 14 ноября 2003г. № 475/102н. Приложение состоит из десяти разделов. Рассмотрим каждый из них.

         Раздел 1 «Нематериальные активы» состоит из двух таблиц. В таблице №1 приводятся данные об изменениях первоначальной стоимости нематериальных активов. Чтобы заполнить таблицу, нужно воспользоваться аналитическими данными по счету 04.В таблице №2 отражаются суммы начисленной амортизации по нематериальным активам на начало и конец года. Заполняя эту таблицу должны только организации, которые учитывают амортизацию на отдельном счете, то есть применяют счет 05. в противном случае данные по амортизации учитываются в графе 5 таблицы 1.

         В разделе 2 «Основные средства» отражается информация по основным средствам, который состоит из двух таблиц. В таблице 1 отражается стоимость основных средств, при заполнении строк этой таблицы бухгалтер использует сальдо и обороты по счету 01. В таблице 2 нужно показать аналитические данные об основных средствах организации. В подразделе «Справочно» учитываются результаты от проведенной переоценки основных средств, следует учесть, что в графе 3 подраздела следует указать сумму переоценки, которая была проведена на 1 января 2003 года, а в графе 4 – на 1 января 2002 года.

         Раздел 3 «Доходные вложения в материальные ценности» отражает информацию

    о доходных вложениях в материальные ценности и состоит из двух таблиц. В таблица №1 нужно показать информацию о первоначальной стоимости доходных вложений в материальные ценности. Ее можно взять из данных по счету 03. В таблице 2 следует отразить данные о сумме амортизации, которая начислена по доходным вложениям в материальные ценности, при заполнении нужно воспользоваться данными по счету 02 субсчета «Амортизация доходных вложений в материальные ценности».

         В разделе 4 «Расходы на НИОКР» отражаются данные о расходах организации на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Раздел состоит из двух таблиц. В таблице 1 отражаются суммы расходов на НИОКР. Их можно взять из данных по счету 04 субсчета «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», а также по счету 08 субсчета «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». Кроме того общая сумма таких расходов расшифровывается по видам произведенных работ. В таблице 2 «Справочно» указываются суммы расходов по незаконченным НИОКР и по работам, которые не дали положительного результата. Такие сведения можно получить из данных по счету 08.

         Раздел 5 «Расходы на освоение природных ресурсов» отражает данные о расходах организации на освоение природных ресурсов: на геологическое изучение   недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. Раздел состоит из двух таблиц. Таблице 1 по строке 410 следует отразить общую сумму расходов организации на освоение природных ресурсов. Ее можно получить из данных по счету 97 субсчета «Расходы на освоение природных ресурсов» и по данным этой строки делается расшифровка по видам произведенных работ. Таблица 2 «Справочно» при заполнении строки 420, нужно взять данные по дебету счета 97, а в строке 430 будет отражен кредитовый оборот по этому счету в корреспонденции со счетом 91.

         Раздел 6 «Финансовые вложения» отражает информацию о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях.

         Раздел 7 «Дебиторская и кредиторская задолженность» в этом разделе отдельно показываются данные о долгосрочной и краткосрочной задолженности.

         Раздел 8 «Расходы по обычным видам деятельности». В этом разделе бухгалтер расшифровывает расходы организации по основному виду деятельности. Отдельно указываются суммы: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; начисленной амортизации; прочие расходы.

         В раздел 9 «Обеспечения» следует указать величину обеспечений, выданных и полученных организацией на начало и конец 2003 года.

    Раздел 10 «Государственная помощь». В этом разделе отражаются суммы полученной дотации, субсидий и кредитов от государства за 2002 и 2003 годы.  

    Пояснительная записка 

              Пояснительная записка составляется произвольной формы и содержит информацию о деятельности предприятия, о численности работающих, основные показатели и факторы, повлиявшие на результаты деятельности организации, а также решения по распределению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Приводятся дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта. Отражаются также прочие активы и пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов форм №1 и №2. Необходимо отметить, что существенной является сумма, которая больше пяти процентов по отношению к итогу соответствующих данных. Если предприятие имеет дочерние и зависимые общества, то это тоже отражается в пояснительной записке. Еще необходимо раскрывать сведения об изменении учетной политики. Также указываются ограничения прав собственности на имущество и если это акционерное общество - сведения об акциях (выпущенных, выкупленных и причины по которым они выкуплены), существенные события, которые произошли после отчетной даты.

    В пояснительной  записке должны быть отражены:

    ·     текущая платежеспособность,

    ·     ликвидность,

    ·     деловая активность,

    ·     долгосрочная платежеспособность,

    ·     финансовая структура и доходность. 

    Аудиторское заключение

     

             В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Итоговая часть аудиторского заключения удостоверяет степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятий. Проанализировав изменения, которые произошли в 2003 году в формах отчетности положительным изменением считаем то, что как и в международных стандартах в финансовых отчетах содержаться цифры за предшествующий период. Это несомненно повышает аналитичность отчетов. Однако заметим, что эти изменения произошли только с формой №1 и №2, а формы №3, 4, 5 лишь частично содержат сведения прошлого периода, что затрудняет проведение финансового анализа. Ведь для того, чтобы сделать правильные выводы и принять правильное решение необходимо располагать не только отчетами за текущий период времени, но и за прошлые периоды, которые доступны не для любого пользователя. В приведенных таблицах (см. Приложение 9-11) отражены те немногие показатели, взаимоувязка которых должна быть соблюдена в отчетности всех без исключений предприятий. В новой форме баланса по строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показывают прибыль (убыток) как отчетного года, так и прошлых лет. Поэтому суммы строки 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» формы №2 и строки 470 формы №1 будут совпадать только в том случае, если на начало года по счету 84 было нулевое сальдо или фирма начала работать в 2003 году.

           Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем организации процесса управления и качеством его информационного обеспечения. В широком смысле под информационным обеспечением хозяйственной деятельности понимается совокупность информационных ресурсов и способов их организации.  Основными элементами информационного обеспечения являются: система документации и документооборота; система классификации и кодирования; информационная база (картотеки, классификаторы, массивы нормативно-справочной, текущей информации, накопительные массивы и т.д.); документы регулятивного характера (должностные и технологические инструкции, обеспечивающие организацию документооборота и ведение информационной базы). В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные. С позиции обеспечения управленческой деятельности можно выделить три основных требования, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность. Она должна содержать данные, необходимые для:

    • оценки динамики и перспектив изменения прибыли (доходов) коммерческой организации;
    • оценки имеющихся у коммерческой организации ресурсов, происходящих в них изменений и эффективности их использования;
    • принятия обоснованных управленческих решений в области инвестиционной политики;
    • принятия обоснованных управленческих решений в области состава и структуры источников финансирования.

    Обеспечение этих требований основывается на одном  из важнейших принципов подготовки бухгалтерской отчетности — принципе соответствия вложенной и востребованной информации. Суть данного принципа заключается в следующем:

    • бухгалтер, подготавливающий ту или иную отчетную форму (собственно отчет), должен представлять себе необходимость и полезность для анализа и управления тех или иных данных и вложить их в данную форму (отчет). В наше время бухгалтеру недостаточно быть хорошим техником, умеющим по всем правилам уложить цифры в установленные формы, а необходимо уметь в каждой цифре видеть ее содержание;
    • руководитель как пользователь отчетности должен понимать, что нужные для него данные вложены в отчет и могут быть им востребованы.

              Этот принцип является основополагающим для реализации коммуникационной функции бухгалтерского учета. Игнорирование его приводит либо к подаче излишней информации (отметим, что подготовка данных — процесс дорогостоящий), либо к непредставлению нужной руководителю информации. При подготовке отчетности необходимо помнить, что управленческие работники не всегда хорошо разбираются в бухгалтерском учете. Представляемые сведения должны быть достаточно простыми и доступными для тех, кому они предназначены. Сведения, которые трудны для восприятия, обычно не принимаются во внимание. В настоящее время форматы бухгалтерской отчетности, регламентированные нормативными документами по бухгалтерскому учету, уже не являются обязательными — они носят рекомендательный характер, как это и принято в международной практике. Тем не менее бухгалтеры, следуя многолетней традиции, предпочитают пользоваться рекомендованными форматами не внося в них каких-либо изменений. Поэтому простота, доступность для понимания балансовых статей и аналитичность отчетности если и принимаются во внимание отдельными бухгалтерами, то лишь с позиции более или менее качественно подготовленной пояснительной записки. Именно вербальная часть отчета, т.е. пояснительная записка, становится для менеджеров, чаще всего не имеющих специальной бухгалтерской подготовки, особенно значимой, поскольку содержит необходимую аналитическую информацию, облегчающую понимание отчетности и оценку финансового состояния предприятия. Принцип соответствия вложенной и востребованной информации в отчетности в явной или опосредованной форме всегда принимается во внимание при построении концептуальных основ бухгалтерского учета. Хотя однозначная и безусловная реализация данного принципа вряд ли возможна, именно желанием следовать ему объясняется существовавшая в годы советской власти практика постоянной корректировки состава и структуры форм бухгалтерского отчета в сторону либо расширения, либо уменьшения их аналитичности.

             Уход от жесткой заданности структуры отчетных форм — безусловно логически оправдан. В настоящее время данные, подготавливаемые бухгалтером и используемые в дальнейшем в управленческой деятельности, отражаются в одном из трех разделов годового отчета: в основных отчетных формах (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчеты о движении капитала и денежных средств); в пояснениях к отчетным формам; во вспомогательных материалах (текстовая часть отчета, расшифровки к отчетным формам и т.д.). Такой подход в полной мере соответствует рекомендациям международных стандартов финансовой отчетности (см. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»). Рекомендательные форматы периодической отчетности, их состав, а также инструкции по заполнению утверждают соответствующие органы управления. Они, вероятно, в большей степени удовлетворяют профессиональным бухгалтерским требованиям, нежели запросам управленческих работников. Можно дискутировать о сложности восприятия бухгалтерской отчетности неспециалистами. Однако поскольку она существует и, бесспорно, содержит много ценной для руководителей информации, необходимо научиться ее анализировать, интерпретировать представленные в ней показатели, знать основные взаимосвязи между ними. Отметим, что в экономически развитых странах бухгалтерский баланс является одним из основных документов ежегодных отчетов крупных фирм, Отчеты, издаваемые солидными тиражами в виде брошюр, публикуются с различными целями, в том числе и для рекламы. Умение читать баланс помогает внешним пользователям (акционерам, кредиторам, менеджерам) принимать решения о приобретении акций этой фирмы, целесообразности размещения в ней своего капитала, стратегии развития своей коммерческой организации и т.п.                           

             Свободное обращение с бухгалтерскими документами привычно для многих менеджеров: к примеру, в Австралии по меньшей мере 30% членов советов директоров крупных фирм имеют бухгалтерское образование как базовое. Оценка и интерпретация отчетных документов, являющихся основой информационного обеспечения процесса управления, базируются на применении различных способов и приемов анализа. Очевидно, что состав выполняемых аналитических процедур, используемые методы, глубина проводимого анализа зависят от многих факторов. Перечислим основные: целевая установка аналитика, его интеллектуальные и познавательные способности и возможности, ограничения технического, временного, информационного характера и т.д. Весьма важен вопрос о субъекте анализа. В течение многих лет в отечественной учетно-аналитической практике была достаточно широко распространена концепция, согласно которой аналитик — это человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические записки (отчеты, доклады, выводы, комментарии) для руководства, т.е. линейных руководителей различного ранга, обладающих правом принятия управленческих решений.

              Вероятно, такой подход вполне оправдан, поскольку линейные руководители были существенно ограничены в проведении многовариантных аналитических расчетов временным параметром и имевшимися в их распоряжении техническими счетными средствами (точнее, отсутствием таковых). Именно поэтому возникала необходимость в специальном аналитическом персонале, своего рода «толмачах» отчетных форм. Следствие такого положения — полная неспособность некоторого числа линейных руководителей понять содержание основных отчетных форм, взаимосвязи между ними, принципы формирования и глубинный смысл приводимых в них показателей. Нередко руководитель коммерческой организации подписывает основную отчетную форму — бухгалтерский баланс, практически не понимая его содержания. Сам процесс подготовки аналитических документов в условиях связи «линейный руководитель — аналитик» также имеет существенные недостатки. Выделим два из них, на наш взгляд, основных. Главные условия эффективного управления: а) наличие данных, потенциально несущих информацию; б) умение их анализировать и обосновывать с помощью такого анализа желаемые и/или предполагаемые варианты действий. В течение многих лет первый аспект имел приоритет. Считалось, что чем больший объем информационного сырья обработан, тем более эффективное решение может быть получено. При этом упор делался на автоматизированную, а следовательно, формализованную аналитическую обработку данных. Ориентация на большие объемы обрабатываемых сведений приводила к тому, что руководителя захлестывала такая бессистемная лавина данных, что он часто был не в состоянии даже ознакомиться с нею, не говоря уже об анализе и разумном использовании.  

              Кроме того, не все данные, необходимые для анализа и принятия управленческих решений, могут быть представлены в виде документов и конкретных экономических показателей. Часть данных имеет качественный, трудно формализуемый и субъективный характер. Сейчас для большинства грамотных управленцев уже не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результаты выполненных формализованных аналитических процедур не являются или, по крайней мере, не должны являться единственным и безусловным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Они в некотором смысле — «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Причем «нематериальные» компоненты в некоторых случаях могут иметь основополагающее значение. Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур принятия управленческого решения накладывает естественный отпечаток и на процесс подготовки аналитических документов: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, а, напротив, будут корректироваться как по форме, так и по существу, дискретность такой корректировки — случайная величина. Именно текущая корректировка аналитических процедур и их результатов, которую необходимо выполнить в определенные сроки, по ряду объективных и субъективных причин не всегда может быть реализована в полном объеме в цепочке «руководитель — аналитик». Рассматриваемой организации аналитической работы свойствен парадокс «испорченного телефона». Это еще один ее недостаток. Данный парадокс срабатывает дважды: на этапе постановки задачи аналитику и на этапе качественной интерпретации полученных результатов. Действительно, сначала руководитель должен объяснить аналитику, какую информацию и в каких аналитических разрезах он хотел бы иметь, и быть уверенным в том, что аналитик его понял. Затем процедура повторяется, но направленность информации, а иногда и состав действующих лиц меняются.

              Давно признан тот факт, что в бюджете рабочего времени многих руководителей коммерческих организаций по ряду объективных и субъективных причин собственно анализ стоит далеко не на первом месте. Вместе с тем современные тенденции в учете, анализе и управлении выдвигают требования существенного повышения культуры аналитических расчетов не только специалистами-аналитиками, но прежде всего руководителями. Внедрение компьютеров с развитым программным обеспечением является одновременно и причиной, и средством совершенствования навыков анализа. При помощи персональных компьютеров и специального программного обеспечения, известного как «электронные таблицы», можно делать аналитические расчеты различной степени сложности, кроме того, развитие информационных систем с распределенными базами данных позволяет при этом прибегать к разным информационным источникам. Умелое и грамотное проведение специальных аналитических расчетов предполагает доскональное знание существующей отчетности, логических и информационных взаимосвязей между отдельными формами. Это прежде всего относится к бухгалтерской отчетности. Во-первых, она наиболее систематизированная и имеет достаточно жесткие внутренние связи. Во-вторых, на уровне коммерческой организации она является основным информационным ресурсом для перспективного анализа и управления. Немаловажно и то, что именно отчетность, в том числе бухгалтерская, — реальное средство коммуникации, благодаря которому руководители различных рангов общаются друг с другом, получают представление о месте своей коммерческой организации в системе родственных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристиках, эффективности использования ресурсов.

              Основным источником информации для комплексной оценки хозяйственной деятельности коммерческой организации, с которым чаще всего работает аналитик (руководитель коммерческой организации, аудитор, исследователь и т.п.), является годовой отчет. Этот документ включает в себя помимо описательной части полный комплект форм бухгалтерской отчетности, а также специализированные формы, установленные в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Обязательное условие полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации — умение читать финансовую отчетность и, в частности, основную ее форму — баланс, т.е. понимание экономического содержания каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности коммерческой организации, связи с другими статьями, характера изменений сумм по той или иной статье и значения этих изменений для экономики коммерческой организации. Умение читать баланс дает возможность только на основании изучения балансовых статей получить значительный объем информации о предприятии.   

              Чтение баланса позволяет определить степень обеспеченности коммерческой организации собственными оборотными средствами, установить, за счет каких статей изменилась их величина, выявить факты иммобилизации средств, использования их не по назначению. Уметь читать баланс должны руководитель коммерческой организации, работники экономических и других служб для решения самых разнообразных вопросов. В плановой работе необходимо учитывать наличие ресурсов, зафиксированное в балансе: при составлении плана снабжения — производственных запасов; при составлении сметы производства — остатков незавершенного производства; при разработке плана реализации — остатков готовой продукции на складах и отгруженной продукции; при составлении финансового плана — наличие собственных оборотных средств, запасов материалов и других ценностей, остатков денежных средств, оптимальность структуры оборотных средств и т.д. Если анализ проводится только на основании баланса, то те или иные вопросы могут быть рассмотрены лишь в самых общих чертах. Значительно расширяется круг изучаемых вопросов и, главное, углубляется анализ при использовании помимо баланса остальных форм отчетности и данных текущего бухгалтерского учета. Навыками анализа должны владеть не только профессиональные аналитики и бухгалтеры, но и любые пользователи публичной отчетности.

          Основными требованиями к содержанию бухгалтерской отчетности следует полагать достоверность и полноту. На практике это означает, что содержание итоговой (годовой) бухгалтерской отчетности должно соответствовать содержанию промежуточной (месячной, квартальной) бухгалтерской отчетности, содержание сводной бухгалтерской отчетности - бухгалтерской отчетности структурных подразделений и т.п.

        Применение  содержания отчетов и приложений к ним должно осуществляться последовательно (от одного отчетного периода к  другому) и строго в пределах отчетного  периода. Содержание отчетных документов (данных) за период, предшествовавший отчетному  году, несопоставимое с содержанием данных за отчетный период, подлежит корректировке в соответствии с правилами, действующими на предприятии. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта (обоснована) в пояснительной записке. Изменения в содержании бухгалтерской отчетности, относящиеся к отчетному году (предшествовавшим периодам) (после ее утверждения), отражаются в отчетности за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     

    Список  литературы

    1.     Гражданский Кодекс Российской Федерации.

    2.      Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ  «О бухгалтерском учете»

    3.      «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98),

    4.     «Учет договоров (контрактов) на  капитальное строительство» (ПБУ  2/94);

    5.     «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000);

    6.     «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99);

    7.     «Учет материально-производственных  запасов» (ПБУ 5/01)

    8.     «Учет основных средств» (ПБУ  6/01)

    9.     «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)

    10. «Условные  факты хозяйственной деятельности»  (ПБУ 8/98)

    11. «Доходы  организации» (ПБУ 9/99)

    12. «Расходы  организации» (ПБУ 10/99)

    13. «Информация  об аффилированных лицах» (ПБУ  11/2000)

    14. «Информация  по сегментам» (ПБУ 12/2000)

    15. «Учет  государственной помощи» (ПБУ 13/2000)

    16. «Учет  нематериальных активов» (ПБУ 14/2000)

    17. «Учет  займов и кредитов и затрат  по их обслуживанию» (ПБУ 15/01)

    18. «Информация  о прекращаемой деятельности»  (ПБУ 16/02)

    19. «Учет  расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02)

    20. «Учет  расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02)

    21. «Учет  финансовых вложений» (ПБУ 19/02)

    22.  «Информация  об участии в совместной деятельности»  (ПБУ20/03)

    23. Налоговый  Кодекс Российской Федерации.

    24. Методические  рекомендации о порядке формирования  показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н

    25. Федеральный  закон от 26.12.95 №208-ФЗ «Об акционерных  обществах»

    26. Приказ  Минфина России от 28.11.96 №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами»

    27. Бакаев  А. О годовой бухгалтерской  отчетности коммерческих организаций  за 2003 год 28. Борисов Л. Анализ финансового состояния предприятия: Бухгалтерское приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь» №5, 2002.

    29. Мещеряков В.И. «Годовой отчет 2002 года»

    30.  Соболева Е. Отчет-2002. Особенности подготовки и составления:

    Бухгалтерское приложение №2 еженедельника «Экономика и жизнь», 2003.

    Информация о работе Бухгалтерская отчётность