Бизнес план хлебопекарни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Бизнес план хлебопекарни
Бизнес план хлебопекарни
Несмотря на значительное снижение среднедушевого потребления хлеба в России, этот вкусный продукт, имеющий давние традиции, по-прежнему остается основным в нашей стране. Пекарный бизнес все еще остается весьма привлекательным.
Но уже непростым...
Россия — едва ли не единственное государство в Европе, где каждое утро хлеб доставляют автотранспортом в отдаленные районы, порой на сто и более километров от ближайшего завода. В итоге о том, что такое теплый свежий хлеб, их жители знают лишь понаслышке — в дороге батоны черствеют. Впрочем, выход есть. Это частные мини-пекарни.
Как открыть мини-пекарню полного цикла
В Европе сети частных мини-пекарен обеспечивают сегодня выпуск до 70% выпекаемой хлебобулочной продукции. В России же доля таких производств оценивается в 12–13%, так что потенциал для роста есть.
Преимущества малого хлебопечения очевидны: всегда свежий хлеб, всегда рядом с домом, индивидуальный (что желательно и даже возможно) подход к покупателю, знание его вкусов и соответствие им. Да, мини-пекарни не в состоянии выдавать такой же объем продукции, что и крупные заводы (40–50 тонн в день). Но этого, как правило, и не требуется, ведь маленькое производство должно быть гибким, способным вовремя «перестроиться», изменить ассортимент. Мини-пекарни могут наладить эффективный производственный процесс в кратчайшие сроки и предложить потребителю другую, порой более вкусную, разнообразную и полезную продукцию. Поэтому пекарня, по словам экспертов, — неплохой вариант для семейного бизнеса. Спрос стабилен, остается только найти средства для старта и продумать все детали запуска предприятия. И все же мгновенной прибыли ждать не стоит.
Хлебное дело
В условиях нынешней жесткой конкуренции для открытия пекарни понадобится, по словам экспертов, не менее 100 тысяч долларов. Первоначальные инвестиции пойдут на оборудование, аренду достаточно просторного и подходящего по санитарным условиям и энергетике помещения, подбор кадров, закупку сырья и небольшую рекламную кампанию. Окупить вложения удастся минимум за 3–5 лет.
«В целом нужно понимать, что отрасль в кризисе, — разъясняет Леонид Мерзон, генеральный директор компании «Боско-Л». — Во-первых, в среднем по России упало потребление хлеба с 800 г на человека в 40-е гг. до 250 г на данный момент. Ввиду появившегося разнообразия продуктов, хлеб потерял свое место в системе потребления. Во-вторых, хлеб у нас объявлен социальным продуктом. И это настоящее проклятие отрасли, — сетует Леонид Мерзон. — Действительно, ну почему именно хлеб, а не молоко, например? Так или иначе, Москва остается сегодня единственным городом, где власти не регулируют цены на хлеб. Во всех же остальных регионах — сами понимаете…»
Наконец, конкуренция на этом рынке уже признается высокой. В стране очень много «свободно гуляющих мощностей», например, в Подмосковье работают 38 крупных хлебозаводов и около 350 пекарен, из которых 15% просто не выдерживают накала борьбы за покупателя. 5 заводов разорилось только в Москве. В итоге сегодня куда больше желающих продать готовый пекарный бизнес, чем возводить его с нуля.
Рентабельность хлебопекарного бизнеса, значительно упала по сравнению с 1991–1995 годами, когда в стране был отмечен «пекарный бум», и держится в среднем на уровне 7–8%. И одинаково грустными голосами руководители московских хлебопекарных производств сетуют на трудности и проблемы.
«Работаем так, чтобы держаться на плаву: мука подорожала, сахар, дрожжи — тоже. Очень трудно найти квалифицированных технологов, пекарей», — рассказывает Рузанна Артанян, заместитель директора московской пекарни «Изба».
«Сегодня «чистых» пекарен, которые выпекали бы только хлеб, почти не осталось, — уверяет Леонид Мерзон. — Часть закрылась, часть ушла в кондитерское производство, поскольку оно более прибыльно, а конкуренция здесь ниже».
И все же при грамотной постановке дела и четком позиционировании предприятия можно не только «нормально существовать», но и развиваться. По крайней мере, примеры крупной московской пекарни «Боско-Л» (в ассортименте более 60 наименований), ЧП Вепренцовых «Старорусский зерновой хлеб» и пекарни «НаВлаНи» убеждают: четко выбрав нишу и овладев секретами не только пекарскими, но и предпринимательскими, на рынке хлебопечения можно сделать хорошую игру.
«Мы более или менее рентабельные, — рассказывает Леонид Мерзон («Боско-Л»). — Потому, что пошли своим путем. С одной стороны, мы сделали ставку на хлеб «мирового уровня» — нарезанный, аккуратно упакованный, формовой. Благодаря этому можем держать свой хлеб в другой ценовой нише, в отличие от продукции хлебозаводов. Кстати, отгрузочная цена хлеба с заводов США — больше двух долларов за кг, а России же заводы грузят по 36 центов за кг. Мы стараемся держать цены между этими пределами. С другой стороны, мы самозвано провозгласили себя наследниками микояновского пищепрома, то есть приняли решение производить только отечественные сорта хлеба, главным образом разработанные в 50–70 — е гг.
Благодаря грамотному старту «Боско-Л» удается развиваться за счет собственных и привлеченных средств. «Мы наращиваем мощность, привлекая кредиты, лизинг, в общем, используем все доступные инструменты для роста», — делится опытом Леонид Мерзон.
Частному предприятию Вепренцовых тоже удалось найти свою нишу — старорусский зерновой хлеб, выпекаемый из цельных зерен пшеницы. Продукт вкусный, полезный. Но главная находка — статус частного предпринимателя. Хлеб упа