Типологический анализ изданий художественной литературы для детей среднего и старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Главная особенность подросткового возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает ин¬формацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфлик¬ты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Целевое назначение детской литературы…………………………….4
Жанровое своеобразие произведений………………………………..6
Области предмета и социальных функций………………………….13
Специфика изданий для детей. Читательский
адрес изданий для детей……………………………………………………17
Обзор изданий детской литературы…………………………………28
Типологическое описание изданий (по ГОСТ
7.60 - 2003.)…………………………………………………………………29
Типология детских изданий…………………………………………..32
Издательский репертуар изданий для детей (РИД)…………………35
Обзор детских электронных ресурсов………………………………41
Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………44

Файлы: 1 файл

книговедение.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П.КОРОЛЕВА

(национальный исследовательский университет)»

СГАУ

 

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Книговедение»

 на тему: «Типологический анализ изданий художественной литературы для детей среднего и старшего школьного возраста»

 

Выполнил: студент гр. ИП 21з

Череднткова О.О.

Проверила: Березина Н.А.

Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

Целевое назначение детской литературы…………………………….4

Жанровое своеобразие произведений………………………………..6

Области предмета и социальных функций………………………….13

Специфика изданий для детей. Читательский

адрес изданий для детей……………………………………………………17

Обзор изданий детской литературы…………………………………28

Типологическое описание изданий (по ГОСТ

7.60 - 2003.)…………………………………………………………………29

Типология детских изданий…………………………………………..32

Издательский репертуар изданий для детей (РИД)…………………35

Обзор детских электронных ресурсов………………………………41

Заключение…………………………………………………………….43

Список литературы……………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главная особенность подросткового возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфликты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики. Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая проверять их на собственных ошибках.

Поэтому книги и их герои становятся в этом возрасте уже не учителями и советчиками, а собеседниками, помогающими выросшему читателю разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях. Характерным примером прозы, адресованной подросткам, стали повести В. П. Крапивина, рассказывающие о непростом периоде взросления и конфликтах подросшего ребёнка с миром взрослых людей.

 

 

Целевое назначение детской литературы

 

Детская литература выделена в самостоятельный комплекс по признаку читательского адреса, причем категория читательского адреса органически связана с категорией целевого назначения произведения литературы.

В общем случае целевое назначение литературы можно рассматривать как решение задачи обеспечения процесса передачи, обращения в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обучению читателей и направленных на социализацию детей. Понятие социализации детей характеризует навыки участия в общественной жизни, умения ориентироваться в мировоззренческих вопросах, обосновывать собственную нравственную позицию.

Можно сказать. что детская литература дифференцируется на виды, соответствующие видам «взрослой» литературы с учетом читательского адреса, и включает все виды литературы, кроме научной.

Познавательная литература делится на научно-популярную и на научно-художественную, Справочная литература на справочную, производственную (Деловая литература на деловую).

Научно-художественная и научно-популярная литература делает достижения науки доступными читателю определенного возраста. Однако в произведениях научно-художественной литературы используются иные методы изложения. Если в научно-популярном произведении представлены логические понятия, которые автор разъясняет, приводя доказательства, включая для убеждения известные примеры, факты, сравнивая незнакомое со знакомым, то в научно-художественном произведении применяется занимательный сюжет; здесь используются искусная композиция, яркое повествование, художественный образ, присутствуют герои. Автор научно-художественной литературы должен, как писал В.Г. Белинский, уметь «одушевить... весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку» Белинский В.Г.

В литературанаучно-художественной литературе средствами художественного образа формируются знания читателя, познавательные сведения заключены в художественную форму. Часто используется драматургическая форма повествования, и тогда конкретные знания передаются от имени какого-то героя. Распространенным жанром таких произведений является художественная биография. К лучшим образцам отечественной научно-популярной литературы для детей отнесем «Опыт беседы с молодыми людьми», «Разговоры с детьми» А.И. Герцена, «Для чего ветер?» А.Н Толстого.

К лучшим образцам Научно-художественная литературанаучно-художественной - «Городок в табакерке» Ф. Одоевского, рассказы из «Азбуки» Л.Н. Толстого: «Магнит», «Удельный вес» и др.

Целевое назначение познавательной литературы заключается в том, чтобы в доступной для читателей определенного возраста форме раскрыть знания о мире. Поскольку научные понятия являются основой повествования, одна из важнейших задач таких произведений - обозначить и объяснить эти понятия, дав возможность детям оперировать ими в собственной практике.

Целевое назначение. Познавательная литература уточняется применительно к справочной и деловой литературе. Справочная литература представляет собой отобранные под определенным углом зрения сведения из различных областей культуры, науки и техники с целью дополнения и углубления школьных программ; одна из ее задач - формирование системы знаний человека (личный тезаурус), их структурирование, отражение связей между ними. Эта литература учит собственно процессу познания - методике овладения знаниями и навыками, особенностям их использования, расширяет кругозор читателя, формирует содержание информационной культуры личности. В отличие от «взрослой», предназначенной для быстрого наведения справок и поиска конкретных сведений, Справочная литература для детей, как правило, предполагает «сплошное» последовательное чтение, поэтому ее можно назвать литературой для чтения, призванной дать представление о системе научного знания.

Деловая литература. Деловая литература (производственная) призвана формировать практические навыки, в том числе навыки, необходимые для занятий, дополняющих учебные курсы, - проведение опытов, организация игр, коллекционирование, радиолюбительство и т.д. Целевое назначение этой литературы - формирование практических навыков, воспитание интереса к различного рода любительским занятиям.

Основное место в массиве изданий для детей занимает Художественная литература.

Целевое назначение художественной литературы для детей заключается, вопервых, в том, чтобы показать им внутренний мир личности, познакомить с человеком и его жизнью. Во-вторых, в том, чтобы развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности ребенка, способствовать накоплению не только знаний, но и эмоций, показать не только представления, но и ощущения.

 

Жанровое своеобразие произведений

 

Понятие жанра определяет форму произведения, необходимую для реализации содержания. Жанры детской литературы формировались в процессе ее развития и связаны со спецификой восприятия произведений детьми разного возраста. Можно говорить о том, что эта литература представлена практически всеми жанрами, сложившимися во «взрослой» литературе. И в то же время есть наиболее предпочтительные для детей жанры, используемые чаще других. Так, в прозе - это Жанр: Сказки, рассказы, повести, в поэзии - стихотворения и Жанры литературно-художественных изданий: песни. В драматургии - короткие пьесы, состоящие из одного-двух актов.

Особо выделим такие жанры, как жанры литературно-художественных изданий: загадки, Жанры литературно-художественных изданий: пословицы, Жанры литературно-художественных изданий: поговорки, сказки - произведения, самостоятельно издаваемые преимущественно для читателей-детей.

Остановимся на этих жанрах несколько подробнее.

Загадка - жанр народнопоэтического творчества. В ее основе лежит иносказательное поэтическое описание предмета, явления, процесса. Загадка предполагает сообразительность в отгадывающем, так как выделяет, как правило, не главные, не бросающиеся в глаза стороны объекта, привлекает внимание к непривычным, неожиданным его аспектам.

Загадки вызывают в детях самый неподдельный интерес. Отгадывание превращается для них в своеобразную игру. Загадки учат детей думать, сопоставлять, видеть отдельные свойства предмета или явления и по ним конструировать общее, соотносить части с целым.

Э.С. Литвин писал: «Детские загадки - это способ творческого обследования и освоения окружающего мира, одно из эффективных средств развития воображения, способности видеть объект, явление с разных, порой неожиданных сторон»Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор: Материалы и исследования. М. Именно поэтому загадки привлекают внимание писателей и издателей и часто становятся объектом отражения в тех или иных изданиях для детей.

Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. Как правило, пословица имеет ритмически организованную форму.

В основном функции пословиц заключаются в обучении детей нравственным нормам, опыту, социальным и бытовым оценкам. Являясь своеобразным кратким уроком - ярким и запоминающимся, пословица учит постижению народной мудрости, овладению образным языкам, умению в обобщенной форме оценивать поступки людей, как, например, в такой пословице: «Что посеешь, то и пожнешь».

Загадка и пословица могут стать основой целого издания.

Жанры литературно-художественных изданий:

Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, она лишена обобщающего поучительного смысла. Однако, введенная в повествование - в сказку, в короткий рассказ, притчу, - она обогащает восприятие ребенка, способствует формированию воображения. Такие поговорки, как, например, «Семь пятниц на неделе», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», учат особому строю мышления, законченности и определенности высказываний, влияют на поведение, поступки детей.

В пословицах и поговорках отражаются народная мудрость, меткость языка, точность в оценке явлений. Познание ребенком этих произведений связано с познанием особенностей отношения человека к различным сторонам жизни, они учат детей мыслить обобщенно и видеть жизнь более тонко, распознавать оттенки ситуаций, поступков, действий людей.

Жанры литературно-художественных изданий: Сказка является одним из основных жанров фольклора, эпическим преимущественно прозаическим произведением волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Существуют фольклорные литературные сказки. Писатели используют этот жанр, потому что это - любимый жанр ребят. Причем самые активные читатели сказок - это дети от трех до десяти-одиннадцати лет. Они любят и бытовые сюжеты, и «сказочные», «волшебные». Замечено, что особенно привлекательным для читателей является юмор, который, как правило, бывает во многих сказках одним из основных мотивов развития повествования.

Ребенок предпочитает монологичным произведениям диалогичные, в которых слышится постоянное обращение к читателю, ведется неторопливая беседа с ним. Таковы, например, литературная сказка Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», содержание которой составляют увлекательные придуманные полуфантастические смешные истории, сказка «Глазастик и ключ-невидимка» С. Прокофьевой.

Народные, не современные сказки, включаемые в репертуар изданий для детей, как правило, нуждаются в дополнительной обработке. Дело в том, что сказка фиксирует языковой пласт времени своего создания. Известно, что в процессе развития лексика претерпевает различного рода изменения: отдельные слова, выражения перемещаются из активной части речи в пассивную, некоторые слова и выражения изменяют свой первоначальный смысл; кроме того, активная часть лексики постоянно обогащается новыми элементами - словами, выражениями, речевыми конструкциями. Все это ставит задачи «внедрения» старой сказки в контекст современного языка, которым ребенок овладевает. Поэтому старинные сказки адаптируют либо дают в пересказе писателей.

Сказка - трудный для писателя жанр. По словам Ю. Олеши, «...очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого рода действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть подделки, здесь поэзия и выдумка - первоклассны, здесь индивидуальность автора - исключительна» Олеша Ю.К Ни дня без строчки.

О сказке размышлял и К.И. Чуковский: «Цель сказочников... заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою» Чуковский К.И. От двух до пяти - писал он. Сказки, издаваемые для детей, можно разделить на три группы, каждая из которых соответствует различным возрастным категориям читателей, решая определенные воспитательные задачи.

Сказки, выпускаемые для самых маленьких (от 3 до 6 лет), способствуют постижению малышом разнообразных предметов и явлений. К таким сказкам можно отнести «Маленькую Бабу-Ягу» и «Маленького водяного» О. Пройслера, «Мафина и его веселых друзей» Э. Хоггарта, «Пале один на свете» И.Сиггорда, русские сказки «Терем-теремок», «Варежка», «Курочка-Ряба». Все это, как правило, сказочные миниатюры, показывающие, чему стоит подражать, как нужно вести себя, содержащие одну простую, ясную мысль, которую ребенок усваивает тем быстрее, чем больше увлекает его произведение. Это самые простые уроки нравственности (как, например, в детских рассказах Л. Толстого), такие, как «стыдно хитрить и лгать», «нехорошо быть злым и вредным».

Информация о работе Типологический анализ изданий художественной литературы для детей среднего и старшего школьного возраста