Шрифт как носитель образа и информации. Удобочитаемость, различимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:26, реферат

Описание работы

Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.

Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.

Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.

Файлы: 1 файл

Лю Бо.docx

— 21.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шрифт как носитель образа и информации. Удобочитаемость, различимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удобочитаемость и используемый шрифт

Скорость восприятия отдельных  знаков и текста в целом при  чтении определяет удобочитаемость  шрифта.

 

Удобочитаемость зависит  практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк  и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.

 

Шрифт же литературной гарнитуры  обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного  читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется  шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой  газетной, Журнальной и Школьной.

 

Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения емкости набора увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком  одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость.

 

Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость.

 

Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает  емкость полосы набора (т. е. число  знаков на полосе).

 

Понятие удобочитаемости. Основные факторы влияния.

Удобочитаемость – свойство текстового материала, характеризующее  лёгкость восприятия его человеком, т.е. это характеристика текста, которая  указывает на пригодность текста для чтении больших объемов информации, такой текст должен быть максимально  незаметным, чтоб читатель акцентировался на его содержании, а не внешнем  виде.

 

Для измерения удобочитаемости  текста существуют специальные тесты, главная функция которых —  дать быструю оценку о «плотности»  текста, контрастности текста и фона и т. п.

Зависит прежде всего от рисунка шрифта (различимости отдельных  знаков), от кегля шрифта (например, наиболее удобочитаемым для взрослых читателей считается шрифт кг. 10 при строке форматом от 5 до 6 кв. и  шрифт кг. 8–9 при строке менее 5 кв.), длины наборной строки (формата набора), интерлиньяжа, цвета бумаги, цвета  и контрастности букв, цвета и  насыщенности тона печатной краски. На удобочитаемость шрифта влияют также  характер рисунка знаков (их округлость или прямолинейность и пр.), жирность букв, наличие и рисунок засечек, контрастосновных и соединительных штрихов, пропорции знаков, величина внутрибуквенных просветов, выравнивание текста, ширина полей страницы и  т. п.

 

Удобочитаемость — свойство текстового материала, характеризующее  лёгкость восприятия его человеком.

Для измерения удобочитаемости  текста существуют специальные тесты, главная функция которых —  дать быструю оценку о «плотности»  текста, контрастности текста и фона и т. п.

 

Тесты на удобочитаемость  текста могут выполняться вручную  путём расчётов на основе стандартных  формул или при помощи специального программного обеспечения.

 

Факторы, влияющие на удобочитаемость  текстов:

•жирность букв;

•внутрибуквенные просветы;

•расстояние между буквами;

•пропорции и размеры  букв;

•конфигурация и размер шрифтов;

•длина строки;

•ширина полей страницы и т. п.;

•цвет и контрастность  букв;

•выравнивание текста.

 

Основные характеристики шрифтов[править исходный текст]

начертание: прямой, курсивный;

насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета);

ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;

размер (кегль) в пунктах;

чёткость;

контраст;

различимость;

удобочитаемость;

ёмкость;

 

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:

 

- рубленые шрифты —  малоконтрастные, не имеющие засечек;

 

- шрифты с едва наметившимися  засечками — среднеконтрастные,  с несколько утолщенными концами  вертикальных штрихов;

 

- медиевальные — с  умеренной контрастностью и небольшими  засечками, близкими по форме  к треугольнику; оси округлых  букв с небольшим наклоном;

 

- обыкновенные шрифты  — с контрастными штрихами  и тонкими длинными засечками,  соединяющимися с вертикальными  штрихами под прямым углом;  оси округлых букв вертикальны;

 

- брусковые шрифты —  малоконтрастные, с длинными утолщенными  засечками в форме брусков,  соединенными с основными штрихами  под прямым углом с едва  заметными закруглениями;

 

- новые малоконтрастные  шрифты — с длинными утолщенными  засечками, имеющими закругленные  концы и соединенными с основными  штрихами под прямым углом  с небольшими закруглениями.

 

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

 

Гарнитура шрифта

 

Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, т.е. близких по характеру и отличительным знакам рисунка.

 

Начертания шрифтов

 

В зависимости от вариантов начертания различают следующие основные разновидности шрифтов: прямой, курсивный, полужирный, жирный, нормальный, узкий и широкий.

Прямой (римский, Roman) — произошел от надписей на римских памятниках.

Курсивный (Italic) — базируется на рукописном письме, которое использовалось в южноевропейских манускриптах, в частности написанных в XV веке в Италии.

Полужирный — отличается от прямого большей толщиной штриха.

Нормальный — отличается от прямого меньшей толщиной штриха.

Узкий (Narrow) — суженный вариант прямого шрифта.

Широкий (Wide) — более широкий вариант прямого начертания.


Информация о работе Шрифт как носитель образа и информации. Удобочитаемость, различимость