Объекты сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:14, реферат

Описание работы

Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в Российской Федерации).
Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях.
В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти — Госстандартом России, Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.

Содержание работы

I. Основные понятия сертификации 3

II. Цели и принципы сертификации 4
2.1. Цели сертификации. 4
2.2. Принципы сертификации.
4
III. Обязательная и добровольная сертификация 5
3.1. Обязательная сертификация 5
3.2. Добровольная сертификация 6

IV. Участники обязательной сертификации 8

V. Правила и документы по проведению работ в области сертификации
10
5.1. Правила сертификации 10
5.2. Нормативная база сертификации 11

Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

sertification.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

приостанавливать  или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям НД;

после истечения  срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;

извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

 

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия;

осуществляет  инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

приостанавливает  либо отменяет действие выданных им сертификатов;

представляет  заявителю необходимую информацию.

ОС несет  ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата  соответствия, за соблюдение правил сертификации.

 

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытании и выдают протоколы испытании для целей сертификации.

ИЛ несет  ответственность за соответствие проведенных  ею сертификационных испытаний требованиям  НД, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган  по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва».

Для организации  и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС).

Например, Департамент  маркетинга потребительского рынка Министерства торговли Российской Федерации выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.

 

В обязанности  ЦОС входит:

организация, координация  работы и установление правил процедуры  в возглавляемой системе сертификации;

рассмотрение  апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).

 

Специально  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти в области сертификации (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:

формирует и  реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает  общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

проводит государственную  регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном  порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением  федеральный орган может:

1) проводить сертификацию  вне системы ГОСТ Р по своим  правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;

2) входить в систему  ГОСТ Р и осуществлять деятельность  в полном соответствии с ее  правилами.

 

 

V. Правила и документы по проведению работ в области сертификации

 

5.1. Правила сертификации

 

1.  В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по сертификации.

 

2.  Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.

 

3.  Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

 

4.  Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

 

5.  Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

 

6.  Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.

 

 

 

7. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, Госстандарт России, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.

 

8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.

Организационно-методическая база сертификации представлена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Организационно-методическая база сертификации.

 

 

5.2. Нормативная  база сертификации

 

В основу работ  по сертификации положена разветвленная  иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер.

 

1. Законодательные  акты Российской Федерации.

 Эта группа документов  представлена в Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей». В соответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы сертификации, устанавливаются перечни объектов обязательной сертификации.

 

2. Подзаконные  акты — постановления Правительства  РФ.

 Они вводят в  действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг.

 

3. Основополагающие  организационно-методические документы (рис. 1). 

Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

документы, действующие  на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;

документы, созданные  федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.

 

4. Организационно-методические  документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.

Например, в  Системе сертификации ГОСТ Р действуют  следующие документы: Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.

 

5. Классификаторы, перечни и номенклатуры.

В работах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор  продукции» (ОКП) для обозначения  и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.

Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ». На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

С 1999 г. объектом постановлений  Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».

 

6. Рекомендательные  документы.

 Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

 

 

7. Справочные  информационные материалы.

Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.

Обобщенные сведения о документах, используемых участниками работ по сертификации, представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Структурная схема информационного  обеспечения сертификации.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации // М.: Юрайт, 2001. 270 стр.

 

2. Асташенков А.И., Маликова Х.О. Пора вносить изменения в Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» // Законодательная и прикладная метрология. 1996. № 2. С. 7—12.

 

3. Брюханов В.А. О действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний // Стандарты и качество. 1996.№ 11. С. 18—20.

 

4. Брянский А.Н. Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 1. С. 38—39.

 

5. Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и

качество. 1998. № 1. С. 30—34.

 

6. Воронин Г.П. Госстандарт России сегодня: некоторые

итоги, проблемы, задачи // Стандарты  и качество. 1998. № 12.

С.20—23.

 

7. Добровольная сертификация // Стандарты и качество.

1998. №11. С. 54—56.

 

8. Исаев Л. К., Малинский В. Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов,

1996. 169 с.

 

9. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998. 465 с.

 

10. Медведев A.M. О техническом законодательстве ЕС // Стандарты и качество. 1996. № 5. С. 27.

 

11. Резниченко В.А. и др. Проблемы качества и сертификации в автомобилестроении // Стандарты и качество. 1996. № 9. С. 54—59.




Информация о работе Объекты сертификации