Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:42, реферат
В настоящее время существует большое количество методов и способов сварки. Особое применение в проектировании и производстве космических кораблей, самолетов, приборов управления полетом, получила электронно-лучевая технология сварки. К преимуществам данной технологии относится полная автоматизация, большая экономия электроэнергии и материала, высокая глубина проплавления, концентрация глубины проплавления по всему диапазону.
Введение…………………………………………………………………..…….3
1. Электронно-лучевая сварка…………………………………………....……5
1.1 Техника электронно-лучевой сварки…………………………….………..6-8
1.2 Основные параметры режима электронно-лучевой сварки………….....8-11
1.3 Преимущества сварки электронным лучом…………………………...11-12
1.4 Недостатки сварки электронным лучом………………………………….12
2. Специфические дефекты в сварных швах при электронно-лучевой сварке…………………………………………………………………….…13-14
3. Технологические приемы сварки………………………………………...15-20
4. Экономическая эффективность электронно-лучевой сварки………….20-21
5. Применение электронно-лучевой сварки в различных отраслях………………………………………………………..……………21-22
Заключение…………………………………………………………………….23
Выводы……………………………………………………………………….....24
Список литературы……………………………………………………………..25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Электронно-лучевая сварка…………………………………………....……5
1.1 Техника электронно-лучевой сварки…………………………….………..6-8
1.2 Основные параметры
режима электронно-лучевой
1.3 Преимущества сварки электронным лучом…………………………...11-12
1.4 Недостатки сварки электронным лучом………………………………….12
2. Специфические дефекты в сварных
швах при электронно-лучевой сварке………………………………………………………………
3. Технологические приемы сварки………………………………………...15-20
4. Экономическая эффективность электронно-лучевой сварки………….20-21
5. Применение электронно-лучевой
сварки в различных отраслях……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В XXI веке развитие авиационной промышленности, а затем и космической, характеризуется в первую очередь тем, что они интенсивно аккумулируют все новые достижения науки и техники. Наиболее наглядным и характерным примером этому является разработка и внедрение различных методов получения неразъемных соединений.
Требования, предъявляемые к качеству сварных соединений на сегодняшний день очень высоки
В настоящее время существует большое количество методов и способов сварки. Особое применение в проектировании и производстве космических кораблей, самолетов, приборов управления полетом, получила электронно-лучевая технология сварки. К преимуществам данной технологии относится полная автоматизация, большая экономия электроэнергии и материала, высокая глубина проплавления, концентрация глубины проплавления по всему диапазону.
Указанные преимущества технологии делают актуальным ее применение для целей сварки тонкостенных деталей и микросварки герметизации корпусов в авиационной промышленности. Это означает, что благодаря электронно-лучевой сварки можно добиться высокого качества сварного шва, без понижения физических свойств, повысить ресурсы и мощность машин, создавать сложные узлы, детали и конструкции.
1.Электронно-лучевая сварка
Электронно-лучевая сварка
- сварка с высокой концентрацией
теплоты, отличной защитой. Сущность процесса
состоит в использовании
Электроны, обладающие достаточно высокой энергией, могут проникать в обрабатываемый материал на некоторую глубину. Максимальная глубина, пройдя которую электрон теряет свою энергию, зависит от ускоряющего напряжения и плотности обрабатываемого материала и может быть выражена зависимостью δ = 2,35 • 10-12U2/ ρ, гдe δ - глубина проникновения, cм; U - ускоряющее напряжение, B ; ρ - плотность обрабатываемого материала, г/см3. Так, для стали с плотностью 7,8 г/см3 при U = 60 кВ δ ≈ 12 мкм. Следовательно, энергия электронного луча преобразуется в тепловую внутри тонкого поверхностного слоя. Взаимодействие электронного луча с обрабатываемым материалом вызывает ряд явлений, влияющих на технологию сварки и конструкцию сварочных установок. Тепловое и рентгеновское излучения, отраженныe, вторичные и тепловые электроны незначительнo снижают эффективно используемую дoлю энергии электронного луча для нагревa и плавления свариваемого металла.
При воздействии пучка
электронов сравнительно невысокой
плотности мощности (до 1 • 105 Вт/см2)
процесс электронно-лучевая
Рисунок 2. Обычный электронно-лучевой монитор
1.1 Техника электронно-лучевой сварки
Сварку электронным лучом можно успешно применять в нижнем положении вертикальным лучом, вертикальным и горизонтальным швом на вертикальной стене (горизонтальным лучом) с неполным и сквозным проплавлением. Сварка в нижнем положении рекомендуется для толщин до 40 (стали) и до 80 мм (титановые и алюминиевые сплавы). Горизонтальным лучом со сквозным проплавлением сваривают металлы толщиной до 400 мм. Толщина зазора в стыке составляет 0,1—0,2 мм при глубине шва ≤20÷30 мм и 0,3 мм при глубине шва >30 мм. В общем случае, зазор должен быть меньше диаметра луча. [3]
Рисунок 3. Типы конструкций стыка при ЭЛС. [3]
Рисунок 4. Технология электронно-лучевой сварки [8]
При ЭЛС используют ряд технологических приемов для улучшения качества шва:
1.2 Основные
параметры режима электронно-
Основные параметры режима электронно-лучевой сварки (таблица 1):
Металл |
Толщина, мм |
Режим сварки |
Ширина шва, мм | ||
Ускоряющее напряжение, кВ |
Сила тока луча, мА |
Скорость сварки, м/ч | |||
Вольфрам |
0,5 |
18...20 |
40...50 |
60 |
1,0 |
1,0 |
20...22 |
75...80 |
50 |
1,5 | |
Тантал |
1,0 |
20...22 |
50 |
50 |
1,5 |
Таль типа 18-8 |
1,5 |
18...20 |
50...60 |
60...70 |
2,0 |
20,0 |
20...22 |
270 |
50 |
7,0 | |
35,0 |
20...22 |
500 |
20 |
- | |
Молибден+вольфрам |
0,5 + 0,5 |
18...20 |
45...50 |
35...50 |
1,0 |
Таблица 1 Режимы электронно-лучевой сварки.[2]
Для перемещения луча по поверхности изделия используют перемещение изделия или самого луча с помощью отклоняющей системы. Отклоняющая система позволяет осуществлять колебания луча вдоль и поперек шва или по более сложной траектории. Низковольтные установки используют при сварке металла толщиной свыше 0,5 мм для получения швов с отношением глубины к ширине до 8:1. Высоковольтные установки применяют при сварке более толстого металла с отношением глубины к ширине шва до 25:1. [2]
Основные типы сварных соединений, рекомендуемые для электронно-лучевой сварки, приведены на рисунке 2. Перед сваркой требуется точная сборка деталей (при толщине металла до 5 мм зазор не более 0,07 мм, при толщине до 20 мм зазор до 0,1 мм) и точное направление луча по оси стыка (отклонение не больше 0,2 ... 0,3 мм). [2]
Рисунок 5.Типы сварных соединений при сварке электронным лучом
а - стыковое (может быть с бортиком для получения выпуклости шва ); б - замковое; в - стыковое деталей разной толщины; г - угловые; д и е - стыковые при сварке шестерен; ж - стыковые с отбортовкой кромок
При увеличенных зазорах (для предупреждения подрезов) требуется дополнительный металл в виде технологических буртиков или присадочной проволоки. В последнем случае появляется возможность металлургического воздействия на металл шва. Изменяя зазор и количество дополнительного металла, можно довести долю присадочного металла в шве до 50%.
Рисунок 6.Схемы прозвучивания , необходимые для выявления поперечных эксплуатационных дефектов на наружно й(а) и на внутренней (б) поверхности трубопровода
1.3 Преимущества сварки электронным лучом
Сварка электронным лучом имеет значительные преимущества:
1.4 Недостатки сварки электронным лучом
Недостатки электронно-лучевой сварки:
2. Специфические дефекты в сварных швах при электронно-лучевой сварке
Особенности гидродинамических, тепловых и деформационных процессов при формировании сварного шва в ходе электронно-лучевой сварки приводят к образованию специфических дефектов, снижающих эксплуатационные характеристики соединений.
Рисунок 4 Схема поведения канала при электронно-лучевой сварке : a - канал свободен oт жидкости; б - отражение волны жидкого металла от хвостовой части ванны; в - захлопывание канала. [7]
В следствие
периодического заливания дна
Корень шва имеет типичную пичковую структуру. Каждому пичку в корне шва соответствует чешуйка на поверхности шва, т.е. для сварного шва при ЭЛС характерна, как правило, слоистая структура.
Для предотвращения корневых дефектов необходимо формировать пародинамический канал с достаточно широкой нижней частью и закруглением канала. Изменение формы канала осуществляется изменением формы распределения плотности мощности электронного пучка в зоне сварки, например круговым сканированием пучка. Расширение корня шва позволяет также уменьшить опасность несплавлений свариваемых деталей из-за проявления остаточных или наведенных магнитных полей.
В центре шва по всей его высоте вследствие нормального теплоотвода в месте стыковки встречно-растущих кристаллитов и сосредоточения легкоплавких включений может возникать зона пониженной прочности с образованием продольных горячих трещин. Иногда их называют срединными трещинами. Их высота обычно составляет 2... 15 мм, а ширина 0,1... 0,3 мм . Следует при этом учитывать и высокую жесткость соединения при сварке больших толщин. [7]