Взаимосвязь конформизма и нонконформизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

Цель
В данной научно-исследовательской работе я хочу рассмотреть такие социальные явления, как конформизм и нонконформизм и показать, почему эта проблема является актуальной на данный период времени.

Задачи
Рассмотреть понятие обоих явлений.
Выделить их взаимосвязь.
Разобрать подробно идеологию нонконформизма
Осветить плюс и минусы этих явлений

Содержание работы

Введение
1. Понятие конформизма
2. Понятие нонконформизма
3. Взаимосвязь конформизма и нонконформизма
4. Идеология нонконформизма
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

научно-исследовательская.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Цели и задачи

Введение

1. Понятие конформизма

2. Понятие нонконформизма

3. Взаимосвязь конформизма и нонконформизма

4. Идеология нонконформизма

Заключение

Список источников

 

 

Цели и задачи

 

 

Цель

В данной научно-исследовательской  работе я хочу рассмотреть такие  социальные явления, как конформизм и нонконформизм и показать, почему эта проблема является актуальной на данный период времени.

 

Задачи

  1. Рассмотреть понятие обоих явлений.
  2. Выделить их взаимосвязь.
  3. Разобрать подробно идеологию нонконформизма 
  4. Осветить плюс и минусы этих явлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной работе рассмотрены понятия  конформизма, обозначающего приспособленчество, пассивное принятие существующего  порядка вещей, господствующих мнений, и нонконформизма, реализующего способность  человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему.

Несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе  и неоднократно служили залогом  развития. Нонконформист всегда на первом этапе сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер. Представляется, что анализ тематики конформизм и нонконформизм  достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Данная тема уже анализировалась  у различных авторов в различных  изданиях, тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики.

Предметом исследования в работе является исторические и современные стороны  проявления этих фактов.

При написании работы использовались методы анализа, обобщения, сравнения  фактов и данных из различных информационных источников.

 

 

1. Понятие конформизма

 

Конформизм – термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.).

В отличие от коллективизма, предполагающего  активное участие индивида в выработке  групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения  с интересами коллектива, общества и, в случае необходимости, подчинение последним, конформизм есть отсутствие собственной позиции, беспринципное  и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой  давления.

Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих  членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и  ценности совпадали со среднегрупповыми. В условиях изменчивой и неоднозначной  социальной действительности самое  простое решение этой проблемы для  отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин. Более того, в том, кто отклоняется  от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление – давление конформности.

Конформность здесь понимается как соответствие некоему признанному  или требуемому стандарту. Конформность (конформные реакции) как усвоение определенных групповых норм, привычек и ценностей  в общем случае является необходимым  аспектом социализации личности, но социально-психологические  механизмы такого усвоения и степень  автономии личности по отношению  к группе бывают различными.

Давление конформности сказывается  на человеке особенно сильно, если он: нуждается в одобрении или  поддержке; недостаточно верит в себя; испытывает тревогу. Эксперименты показывают, что сильнее всего давление конформности сказывается в небольших группах подростков. В 12-13 лет ему подвержен каждый второй, с 19 и до смерти – каждый третий.

Давлению конформности, осуществляемому  в масштабах всей страны (различные  тоталитарные режимы), противостоять  значительно труднее. Здесь, в большой  группе, количество людей, подверженных ему, гораздо больше, чем 1/3. Люди начинают искренне менять свой образ мыслей и действий, теряя собственное  лицо.

Явление конформизма исследовалось  многими учеными. Были проведены  эксперименты по выявлению группового давления. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек  получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – так сразу  попадает в опалу и может быть исключен из группы.

 

2. Понятие нонконформизма

конформизм нонконформизм социализация личность

Нонконформизм – готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать  вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку  зрения. Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонконформизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди.

Различают просто нонконформизм и, как форма, нонконформизм принудительный, характеризующийся тем, что индивид  из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы. В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный нонконформизм, выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно  стремится маргинализировать, подавить, а, в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции.

Уже в 1955 году было показано, что нонконформист-одиночка способен успешнее сопротивляться давлению группы, если он обладает достаточным  умом и творческими способностями; проявляет терпимость; верит в  себя и устойчив к стрессу. Если же в качестве нонконформиста выступает  группа людей, то она имеет шансы  склонить большинство на свою сторону.

Меньшинство способно изменить не только внешние суждения представителей большинства, но, что гораздо важнее, и их внутренние убеждения. Для этого меньшинство  должно иметь соответствующий стиль  поведения: категорично заявить  свою точку зрения; твердо стоять на ней, но так, чтоб то невозможно было истолковать  как упрямство; проявить волю к действию; активно избегать раскола своего единства.

Стоит иметь в виду, что любой  выход за рамки влечет за собой  злость окружающих, которые начинают завидовать. Поэтому от человека, ступающего на путь нонконформизма, может потребоваться  характер и желание противостоять  попыткам навязать что-либо. Быть нонконформистом  значит мыслить самостоятельно. То есть мыслить в другом поле, оставаться духовным провинциалом, отдающим предпочтение своему, частному мнению перед громадиной общей и общественной системы.

 

3. Взаимосвязь конформизма  и нонконформизма

 

Если человек согласен с мнением  большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку  и одобрение. Наоборот – если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения.

Нонконформист предлагает новые идеи. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через  некоторое время люди принимают  новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом – бурный восторг и почитание.

Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое.

Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с  одной стороны, конформное поведение  способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более  правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение  мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения.

Человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками.

Также человек не склонен к конформизму, если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции.

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены  группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности  и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» – основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант.

Конформист – тот, кто принимает  нормативы социально-политического  строя без возражений и следует  им; если они меняются, он адаптирует собственную позицию к изменившимся социально-политическим нормативам. Соответственно, нонконформизм – это нечто прямо противоположное. Нонконформизм есть такая социально-политическая позиция, которая противопоставляет себя существующей системе вещей.

 

4. Идеология нонконформизма

 

Нонконформизм всегда имеет идеологическую основу. Идеология охватывает различные  уровни – ценностный, философский, социальный, подчас, религиозный. Это  иногда упускают из виду, пытаясь объяснить  проявления нонконформизма простейшими, естественными социальными реакциями. Например, когда угнетаемым массам больше невмоготу жить, они, действительно, восстают против своих угнетателей. Но при этом они по определению не могут восстать только потому, что им плохо живется.

Для эффективности восстания они  должны иметь определенную систему  обоснований, идеологию. Только лишь нежелание жить в угнетенном состоянии не является достаточным основанием. Онтологическим фактором нонконформизма является та доктрина, та идеология, то мировоззрение, что стоят за неповиновением, протестом, восстанием, революцией.

В сферу нонконформизма попадают все  формы социального протеста –  от восстаний рабов в древности, дворцовых переворотов, до современных  политических революций или рабочего движения.

Первым этапом онтологии нонконформизма является выработка альтернативы, имеющей  прямое отношение к квинтэссенции  Политического. В нонконформизме ясно и концентрированно протекает процесс, составляющий суть политики. Выработка  альтернативы в рамках нонконформизма начинается с осмысления масштабных реальностей, связанных с основами мировоззрения, с выяснения глубинных  интересов общества и его составляющих, с новым обращением к мифу об истоках  и к конечной цели исторического пути, к проекту.

Утверждение альтернативы производит альтернативное действие, которое несет  в себе отчетливый разрушительный элемент. Уничтожение существующего, ниспровержение его является важнейшим отличительным  признаком нонконформистской политики. Могут быть самые разнообразные варианты – от минимальной альтернативности до максимальной.

Существует пример минимальной  степени нонконформизма. Одному из сыновей вождя не досталось власти, власть – по обычаю этого общества – должна переходить к старшему сыну, а он, например, младший, но при  этом по каким-то обстоятельствам и  соображениям стремится занять трон. Претендент ничего не хочет менять – ни существующей системы верований, ни социального уклада, – ему  нужна лишь личная власть. Он организует для осуществления переворота дворцовую  партию, с целью, допустим, отравить старшего брата, которому может достаться  трон. Здесь альтернативность минимальна и сопряжена только с личностью  претендента.

Однако в реальной истории даже такой простейший случай никогда  не был представлен и осознан  в прозрачно прозаическом ключе, где эгоистическая мотивация  претендента выступала бы решающим фактором. «Официально» сценарий заговора младшего брата против старшего не мог быть легитимно признан. Всякий раз эта простейшая ситуация сопровождалась дополнительными обобщающими факторами. К примеру, царственный брат-заговорщик в своих действиях старался опереться  на тех людей в обществе, кто  так же, как и он были лишены наследства.

Социальной базой и опорой ему  мог служить минорат – младшие  дети аристократических семей. Когда  обобщение осознавалось, оно переходило в статус политического нонконформизма и выражало интересы минората против майората, а это, в свою очередь, затрагивало  напрямую социальный уклад и традиции. В таком простейшем политическом (и психологическом) действии, как  братоубийство из-за престолонаследия мы сталкиваемся с зачатками далеко идущей политической программы с  первичными проявлениями альтернативы и политического нонконформизма.

Если заговор заканчивается  удачно для его организатора, младший  брат может отказаться и от обобщения  и от своих «революционных» начинаний, тем самым, ликвидировав нонконформное  измерение. Но в определенных случаях  оно, напротив, может получить продолжение  в полном соответствии с мифологическими  историями о «подвигах младшего сына», которые подчас отражаются в  политических реформах.

Информация о работе Взаимосвязь конформизма и нонконформизма