Взаимодействие этнических групп в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

В преддверие нового 2013 года я бы хотела коснуться особенно актуальной для нашего современного общества темы – взаимодействия этнических групп. Ведь именно сейчас, в условиях глобализации, люди вынуждены взаимодействовать друг с другом чаще, чем когда-либо. Современные люди больше не могут ограничиваться лишь чувством принадлежности к тому или иному государству, они хотят чувствовать себя частью этого мира, частью этой огромной планеты. Уже сейчас мы можем видеть, как на наших глазах начинают постепенно стираться условные границы между различными странами по всему миру.

Содержание работы

Введение 3
1. Что такое этнос? Его сущностные свойства. 4
2. Пути взаимодействия между этническими группами. 5
3. Плюсы и минусы взаимодействия этнических групп 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

Взаимодействие этнических групп в совр.мире.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИМЭБ

Реклама и связи с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ

на тему:

 

«Взаимодействие этнических групп в современном мире».

 

 

 

 

 

Факультет: ИМЭБ

Студент: Овлыкова Александра Батровна

Группа: ШР 101

Страна: Россия

Научный руководитель: Шаронова Светлана Алексеевна

 

Дата, подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2012

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

В преддверие нового 2013 года я бы хотела коснуться особенно актуальной для нашего современного общества темы – взаимодействия этнических групп. Ведь именно сейчас, в условиях глобализации, люди вынуждены взаимодействовать друг с другом чаще, чем когда-либо. Современные люди больше не могут ограничиваться лишь чувством принадлежности к тому или иному государству, они хотят чувствовать себя частью этого мира, частью этой огромной планеты. Уже сейчас мы можем видеть, как на наших глазах начинают постепенно стираться условные границы между различными странами по всему миру.

Благодаря свободному доступу  к любой информации практически  с любой точки земного шара мы всегда с легкостью можем узнать о последних новостях в различных странах, о культуре интересующих нас народов или, более того, связаться с незнакомыми нам людьми из других континентов.

Все вышеописанное позволяет  людям взглянуть на мир шире, обогатить  свою культуру и предоставляет огромные возможности как для отдельно взятого лица, так и для человечества в целом.

Но, как и все остальное, данное явление также имеет свои минусы. Во-первых, это неминуемое обесценивание  и скорая потеря большего количества национальных обычаев и традиций, этнической самобытности; во-вторых,   это насаждение какой-либо одной доминирующей страной своей идеологии, своих ценностей на все остальные страны. И, в-третьих, это возникновение глобальных проблем.

Таким образом, задачами моей работы являются: - рассмотрение сущностных свойств этноса; - анализ путей взаимодействия этнических групп; - рассмотрение плюсов и минусов данного взаимодействия.

 

1. Что такое  этнос? Его сущностные свойства.

 

[Слайд #2]

Этнос – это основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. 1

 

[Слайд #3]

Каждый этнос зарождается  и формируется на вполне определенной территории с определенным климатом и специфическим ландшафтом. Особенности  природы во многом определяют пути развития данного этноса - от способа  производства до национального характера. Природно-климатическое своеобразие "колыбели" народа впечатывается в его национальную культуру, накладывает неизгладимую печать на специфику его картины мира.

 

Вторым мощным фактором, формирующим  картину мира, является религия, определяющая как основные этические нормы, так и систему взаимоотношений внутри и вне этнической общности. Особенности религии в значительной мере определяют развитие национальной культуры, стимулируют или ограничивают развитие отдельных жанров искусства. С национальной религией во многом связаны многие черты национального характера и этического сознания нации.

 

Важнейшей основой жизнедеятельности  и развития этноса является его язык, содержащий в свернутом виде всю  историю народа, его культуру, систему  ценностей и картину мира.

 

Природное окружение, религия и  язык вместе порождают этническую психологию, определяющую образ мышления, поведение  и поступки, весь образ жизни членов соответствующей этнической общности – то есть картину мира. Родители транслируют ее последующим поколениям, а общество поддерживает ее системой социально-этических санкций. Этническая картина мира позволяет «этнофору» (ее носителю) в любой момент жизни дать ответ на важный вопрос: «Кто мы есть?» Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. С помощью этнической картины мира люди идентифицируют себя с культурными группами - племенами, религиозными общинами, нациями и – на самом широком уровне – цивилизациями.

2. Пути взаимодействия между этническими группами.

 

[Слайд #4]

Глобализация культуры делает особенно актуальным изучение особенностей межкультурного взаимодействия. Исследователи в  этой связи вводят понятие кривой процесса адаптации, в соответствии с которой выделяют пять этапов этого процесса. 2 Первый этап, называемый «медовым месяцем», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами. Но этот этап быстро проходит, а на втором этапе адаптации непривычная инокультурная информация начинает оказывать негативное воздействие, что приводит к разочарованию, фрустрации и депрессии. В этот период человек пытается убежать от реальности. На третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки. Но всегда существуют люди, способные успешно осваивать язык новой культуры. И тогда для них на четвертом этапе депрессия сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. И в этом случае наступает пятый, завершающий этап, который характеризуется относительно стабильными изменениями картины мира людей в ответ на требования изменившейся культурной среды. Эти пять этапов культурной адаптации формируют U-образную кривую - хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. Однако далеко не все люди способны пройти этот путь. Некоторые уже на его ранних этапах начинают защищаться от потока новой информации и закрепляются на промежуточных стадиях.

 

[Слайд #5]

Одними из наиболее ярких примеров взаимодействия этнических групп в  современном мире являются интернет, телевидение, туризм, эмиграция и т.д. Примечательно, что для молодежи наиболее мощный источник межкультурного взаимодействия – это интернет. Для старшего поколения – преимущественно телевидение и туризм.

 

[Слайд #6]

Так, например, знаменитый сайт мини-блогов  «Tumblr» объединяет в себе свыше 5 миллионов людей различных национальностей, ежедневно обменивающихся друг с другом новостями, фото, музыкой и видео. Многие находят на этом сайте друзей и ездят друг к другу в гости в разные страны. То же касается и прочих социальных сетей вроде «Facebook», «Myspace», «Instagram» и т.д.

 

 

 

[Слайд #7]

Или популярный телевизионный  сериал, каждый вечер собирающий у  экранов своих телевизоров различных  представителей этнических общностей. [Слайд #8] Или туристическое агентство, способствующее приобщению людей к культурам других народов.

 

[Слайд #8]

Также очень ярким  примером взаимодействия этнических общностей  в современном мире может послужить  возрастающее с каждым днем количество эмигрантов, как в России, так  и в Европе. Вторжение людей  иной культуры, так или иначе, пошатывает национальную культуру той или иной страны, постепенно уподобляя государства с богатой и длинной историей пестрой и молодой Америке, одной из отличительных черт которой является единство всех наций.

 

[Слайд #9]

Восприятие же феноменов новой культуры зависит от так называемой культурной дистанции: чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. Исследователи даже ввели «индекс культурной дистанции», который включает язык, религию, структуру семьи, уровень образования, материальный комфорт, климат, пищу, одежду и др. 3 С его помощью установлено, что менее успешно в новых культурных условиях адаптируются представители традиционных и ритуализированных культур – корейцы, японцы, жители стран Юго-Восточной Азии.

 

3. Плюсы и  минусы взаимодействия этнических  групп

 

[Слайд #11]

Таким образом, взаимодействие с чужой культурой, рассуждая теоретически, может иметь четыре результата:

 

    1. интеграция, когда каждая из взаимодействующих групп сохраняет свою культуру, но одновременно устанавливает тесные межкультурные контакты;
    2. ассимиляция, когда группа теряет свою культуру;
    3. сепаратизм, когда группа, сохраняя свою культуру, отказывается от контактов с инокультурными группами;
    4. маргинализация, когда группа теряет свою культуру, при этом не установив тесных контактов с другой культурой.

 

[Слайд #12]

Глобализация культуры, ведущая к ее унификации, несет  в себе риски не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Дело в том, что этнокультурное разнообразие в современном мире выполняет много жизненно важных функций. Но наиболее общая ее задача – преодоление социальной энтропии, предотвращение социокультурной однородности. Действительно, давно уже установлено, что жизнеспособность сложных эволюционирующих систем зависит от их внутренней дифференцированности, своеобразия и богатства заключенного в составляющих их элементах потенциала жизнеобеспечения. Один из основателей теории информации У.Р. Эшби назвал этот вывод «законом необходимого разнообразия», в соответствии с которым для своего выживания система может противопоставить разнообразию внешних воздействий только разнообразие своих реакций на эти воздействия, которое зависит от ее внутренней дифференцированности. Эту закономерность подтверждает и история. Известно, что чем примитивнее внутренняя структура общества, тем меньше у него шансов выжить. Для того, чтобы быть устойчивым по отношению к социальным катаклизмам, потрясениям, внешнему давлению, общество должно иметь достаточно сложную структуру.

Лауреат Нобелевской  премии Конрад Лоренц писал об этом: «Именно разнообразие культур имело  решающее значение для высшего развития человечества. Оно привело к тому, что различные культуры вступали в соревнование друг с другом в  различных областях и с различными средствами. Они ели разную пищу, пользовались разными орудиями и сражались разным оружием. Эта форма соревнования культур, преобладавшая в прежние времена, была одним из важнейших факторов, вырабатывавших у людей интеллект, подвижность ума, изобретательность и т. п. В высшей степени вероятно, что уже в раннюю эпоху такие факторы имели решающее значение для быстрого увеличения большого головного мозга…»

 

Ныне же в процессе глобализации «границы между культурами размываются и исчезают, этнические группы во всем мире стремятся слиться в единую общечеловеческую культуру. Этот процесс на первый взгляд может показаться желательным, поскольку он способствует уменьшению взаимной ненависти наций. Но наряду с этим уравнивание всех народов имеет и другое, уничтожающее действие: если все люди всех культур сражаются одним и тем же оружием, конкурируют друг с другом с помощью одной и той же техники и пытаются перехитрить друг друга на одной и той же мировой бирже, то межкультурный отбор теряет свое творческое действие». 4

Однако существуют и  сторонники межкультурного взаимодействия. Они утверждают, что глобализация способствует развитию толерантности  и космополитичности, которые, в  свою очередь, способствуют всемирному прогрессу, выходящему за рамки какого-то одного города, одной страны или одного этноса. “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, где он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, - говорит один из героев А. П. Чехова.

 

Заключение

 

В заключение, хочу отметить, что, несмотря на все плюсы и минусы межкультурной коммуникации, этот процесс, по мнению многих современных социологов уже необратим. И единственное, что мы должны сейчас сделать – это попытаться сохранить свою этническую самобытность, не забыть своих корней.

 

Список использованной литературы

 

    1. Культура и этнос. Учебное пособие
    2. Триандис Гарри К. «Культура и социальное поведение», 1994
    3. Лебедева Н.М. Социально-психологические проблемы аккультурации этнических групп. – Этническая психология и общество. М., 1997. С. 104-115
    4. Баталов Э. Я. Единство в многообразии принцип живого мира. – Вопр. философии. 1990
    5. Жерихин В. Искажение мира. – Нева 1991
    6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 415-416.

1 «Культура и этнос. Учебное пособие» с.101.

2 Триандис Гарри К. «Культура и социальное поведение»

3 Лебедева Н.М. Социально-психологические проблемы аккультурации этнических групп. – Этническая психология и общество. М., 1997. С. 104-115.

4 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 415-416).


Информация о работе Взаимодействие этнических групп в современном мире