Введение в предмет социальной экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:56, лекция

Описание работы

В настоящее время человечество переживает едва ли не самый критический момент за всю историю своего существования. Современное общество находится в глубоком кризисе, хотя этого не скажешь, если ограничиваться некоторыми внешними проявлениями. Мы видим, что экономика развитых стран продолжает расти, пусть даже не такими бурными темпами, как было совсем недавно. Соответственно продолжают увеличиваться объемы добычи полезных ископаемых, что стимулируется ростом потребительского спроса. Наиболее заметно это опять-таки в развитых странах. Вместе с этим социальные контрасты в современном мире между развитыми в экономическом отношении и развивающимися государствами становятся все более выраженными и в некоторых случаях достигают 60-кратного разрыва по величине доходов населения этих стран.

Файлы: 1 файл

Пара 1.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

Лекция 1 Введение в предмет социальной экологии

 «Кончилось детство человечества, когда мать-природа ходила и  убирала за нами. Наступил период  зрелости. Теперь надо убирать  самим, а вернее научиться жить  так, чтобы не сорить. Отныне  вся полнота ответственности  за сохранение жизни на Земле  ложится на нас» (Олдак, 1979).

В настоящее время человечество переживает едва ли не самый критический  момент за всю историю своего существования. Современное общество находится  в глубоком кризисе, хотя этого не скажешь, если ограничиваться некоторыми внешними проявлениями. Мы видим, что  экономика развитых стран продолжает расти, пусть даже не такими бурными  темпами, как было совсем недавно. Соответственно продолжают увеличиваться объемы добычи полезных ископаемых, что стимулируется  ростом потребительского спроса. Наиболее заметно это опять-таки в развитых странах. Вместе с этим социальные контрасты  в современном мире между развитыми  в экономическом отношении и  развивающимися государствами становятся все более выраженными и в  некоторых случаях достигают 60-кратного разрыва по величине доходов населения  этих стран.

Быстрая индустриализация и урбанизация, резкое увеличение численности населения  планеты, интенсивная химизация  сельского хозяйства, другие виды антропогенного давления на природу существенно  нарушили круговорот веществ и естественные энергетические процессы в биосфере, повредили механизмы ее самовосстановления. Это поставило под угрозу здоровье и жизнь современного и будущего поколений людей и в целом  дальнейшее существование цивилизации.

Экологический кризис в современном  мире существует как глобальная проблема, проявляющаяся в кризисе человеческого  существования, человеческого общения  с миром, а ее решение требует  и предполагает понимание окружающего мира и формирование такого представления о месте человека в нем, которое бы сделало возможным постоянное пребывание человека в мире. Экологический кризис — это отчуждение человека от того, из чего он черпает свою силу. «Человек становится ничьим, потому что не живет в согласии со своим миром. Экологический кризис — это одновременно «причина и следствие». Бесконечная экспансия в весьма ограниченном мире с необходимостью ведет к катастрофе. Ее нельзя предотвратить только путем развития техники и технологии, а лишь путем переосмысления и изменения отношения людей к природе как к среде, из которой не только берут начало истоки человеческого существования, но которая и есть условие самого существования человека.

Мнение, будто природа может  выдержать бесконечную экспансию, использоваться без ограничений (насколько это допускают производительные силы), наиболее полно проявилось в период промышленного производства, целью которого является не удовлетворение подлинных человеческих потребностей, но достижение возможно большей прибыли на основе бесплатного использования природных ресурсов. В этом смысле уже сделан вывод, хотя и запоздалый, что экологический кризис является результатом индустриализма, гоняющегося за прибылью. Он — результат «экспансии производственной мощи, цель которой — не удовлетворение подлинных человеческих потребностей, а достижение прибыли или государственного накопления... Важнейший ее принцип — «прибыльная рентабельность», достигаемая в конкурентной борьбе таким образом, что бесцеремонно используется доступное природное сырье, при этом не заботятся о его восстановлении, не заботятся о побочных результатах воздействия технологий, уничтожающих природу». Загрязнение природы касается всего наследия человечества, и оно, если не будет предотвращено, демонстрирует собой «беспрецедентный образец безответственного отношения к будущим поколениям». Поэтому для устранения причин экологического кризиса недостаточно лишь усовершенствовать средства производства, техники и технологии. Необходимо изменить отношение людей, общества к природе и на основе познания и осознания ограниченности природных ресурсов ввести экологический критерий в оценку производства, стимулировать развитие технологий, щадящих природные ресурсы и не загрязняющих природу. Принцип прибыльной рентабельности должен быть заменен принципом экологической рентабельности, т.е. стремлением к сохранению экологического равновесия, обеспечивающего существование человеческого рода на Земле.

Сохранение  экологического равновесия, т.е. решение  проблем, вызванных экологическим  кризисом, должно способствовать гуманному общественному развитию. В процессе этого развития должны быть созданы условия, в которых все индивиды будут иметь одинаковые возможности для проявления своих потенциальных творческих способностей. Существует соответствие между активной этичностью и способом восприятия мира. В контексте такого подхода к рассмотрению экологических проблем необходимо отказаться от непродуманной (или недостаточно продуманной) ориентации на развитие по пути количественного роста. «Подлинный прогресс не следовало бы понимать как ускоренное и бесконечное накопление материального богатства и услуг, а как совершенствование жизни людей за счет удовлетворения разумных и истинных потребностей» «Выражение «количественный» используется в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении одной стороны жизни — о достижении все большего материального благополучия. Выражение «качественный» употребляется для измененного человека по отношению ко многим сторонам и аспектам жизнедеятельности... Эти два противоположных принципа лежат в основе двух противоположных концепций прогресса: доминирующей силы и потребления, с одной стороны, и творческой силы и самопознания — с другой».

При количественном прогрессе люди вступают в конфронтацию с природной средой. Этот прогресс предполагает неограниченные источники материальных богатств, а мы знаем, что они ограниченны, малы и в большинстве своем невосстановимы. Качественный образ жизни и жизнедеятельности в меньшей мере зависим от наличия ограниченных источников материальных богатств. Однако стремление к ограничению количественного подхода не означает стремления к отказу от промышленной цивилизации. Более того, принцип экоразвития предполагает развитие техники, которое должно способствовать усилению человеческого и природного общества, что соответствует интересам индивида. Для современного экономического и общественного развития необходимо и комплексное (интегральное) развитие человека.

При глобальном восприятии экологических  проблем требуется и универсализация ответственности за решение. С развитием техники возросла не только способность человека безгранично вмешиваться в природу, но и появилась потребность в ответственности человека за последствия, вызываемые этим вмешательством. Ответственность людей за экологическое равновесие в природе и решение экологических проблем, обусловленных его нарушением, становится вопросом выживания как человека, так и человечества, т.е. людского рода на Земле.

Природа представляет собой чрезвычайно  сложную систему, от которой зависит как человеческая деятельность, так и сама жизнь.

В 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель  ввел в науку термин  "экология", получивший всеобщее признание в конце XX в. Он назвал этим словом новый раздел биологии, изучающий совокупность всех взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды, который по мере накопления новых знаний превратился в самостоятельную фундаментальную науку. экология имеет дело с величайшим из них - биосферой. Биосфера - это система живых организмов и среды, функционирующая и развивающаяся как единое целое. Организмы не только приспосабливаются к среде обитания, но и приспосабливают среду к себе, образуя вместе сложную систему регуляции условий, обеспечивающих жизнь на планете. Именно организмы сыграли основную роль в формировании геохимической среды Земли, благоприятной для их существования.

Эволюция природных процессов  и явлений, в том числе и  человека, в конечном счете привела мировое сообщество к озабоченности судьбой биосферы, представляющей собой в настоящее время нераздельное единство природных, техногенных и духовных элементов. Поэтому угроза  существованию земного дома связана с угрозой разрушения и дома духовного. Экологические проблемы - общечеловеческие проблемы, так как биосфера не признает государственных границ. Общечеловеческие проблемы порождают и общечеловеческие задачи, важнейшей из которых является сохранение жизни на Земле.

Решение экологических проблем  требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание экологических законов - законов развития природных и социальных процессов - позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Природоохранные мероприятия, не обоснованные научно, бесполезны, а часто даже вредны, так как могут входить в противоречие с законами природы. Значение экологии как науки очень велико в современном мире.

В современном понимании экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования.

Анализируя сложившуюся ситуацию, многие специалисты прихо¬дят к выводу, что в настоящее время человечеству угрожают две смер¬тельные опасности:

1) сравнительно быстрая гибель  в огне глобальной ракетно-ядер¬ной войны и

2) медленное вымирание вследствие  ухудшения качества жизненной  среды, которое вызвано разрушением  биосферы из-за нерациональной  хозяйственной деятельности.

Вторая опасность, по-видимому, более  реальна и более грозна, так  как для ее предотвращения недостаточно одних лишь дипломатических усилий. Необходим пересмотр всех традиционных принципов природопользования и  коренная перестройка всего хозяйственного механизма в большинстве стран  мира.

 

Поэтому, говоря о современной ситуации, все должны понимать, что современный  кризис охватил не только экономику  и природу. В кризисе находится, прежде всего, сам человек с его  веками сложившимися образом мыслей, потребностями, привычками, способом жизни  и поведения. Кризисное положение  человека заключается в том, что  весь его образ жизни противостоит природе. Выйти из этого кризиса  можно только в том случае, если человек преобразуется в существо, дружественное с природой, понимающее ее и умеющее находиться в согласии с ней. Но для этого люди должны научиться жить в согласии друг с  другом и проявлять заботу о будущих  поколениях. Всему этому должен научиться  каждый человек, где бы ему ни пришлось работать и какие бы задачи ему  ни предстояло решать.

Научной основой такой деятельности должна стать новая отрасль знания – социальная экология. Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины. Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение).

 

Предмет социальной экологии, экологические проблемы, экологический  взгляд на мир

Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.

Социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой, влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни как естественно-общественного существа

Предмет социальной экологии — отношения в системе  «общество — человек — техника — природная среда». В этой системе все элементы и подсистемы однородны, а связи между ними обусловливают его неизменность и структуру.

В связи с  этим возникает необходимость более строгого объяснения их использования при разработке метода социальной экологии. Это тем более необходимо, что термины «система» и «комплекс» часто употребляются как синонимы.

Термин «система»  чаще всего употребляется в двух значениях: как множество элементов, соединенных в некоторое сложное  или единое целое; как согласованная  и методологически отлаженная (по логическим критериям) совокупность или  перечисление фактов, данных, законов, знаний, тезисов и т.д., относящихся к определенной отрасли знания или науки. В современной методологической литературе, относящейся в первую очередь к исследованию экологической проблематики, понятие системы уточняется. В частности, отмечается возможность включения в систему однородных объектов, которым предписываются различные функции, выявляются различные свойства, делающие их разнородными. В этом смысле подчеркивается, что в системе могут быть только элементы и подсистемы одного вида, что в широком смысле означает: не могут существовать системные связи между материальным и духовным, тем, что имеется объективно, и тем, что идеально. Следовательно, при таком подходе элементы одной системы могут быть либо только материальными, либо только идеальными.

Понятие «комплекс» (в широком смысле) означает некую  целостность элементов (частей). По сути понятие «комплекс» означает взаимосвязь различных частей в едином целом, в котором есть центральный носитель связи. В современной методологической литературе по сравнению с понятием «система» целостность комплекса обеспечивается за счет функциональных связей, общих для всех его частей, а непосредственные связи между ними не являются необходимыми. В то время как система требует нивелирования множества объектов, сходства или различия между которыми не обязательны, для комплекса внутреннее множество не имеет значения, так как он отличается разнообразием охватываемых им элементов.

При исследовании предмета социальной экологии не следует  отказываться ни от системного, ни от комплексного подхода. Наоборот, для научного исследования и познания ее предмета необходимо соотношение этих подходов. Применение системного и комплексного подходов позволит открыть закономерности сложного взаимоотношения «человек — общество — природа». Окружающая среда — природная, материальная — со всем разнообразием элементов как комплекс представляет массу, которую нельзя соединить в целое вне общего отношения к человеку как к фактору существования, она отличается функциональной целостностью только в данном аспекте. Но общество и природа — это два полюса системы, противоречащие друг другу, так как общество относится к высшей социальной форме движения материи, а природа — к досоциальной, где присутствуют химическая, геологическая и биологическая формы движения материи. Общество в известной степени как раз и представляет собой (по отношению к человеку) продукт развития природы, специфическую часть материального мира. Фактически общество и природа — диалектические системы, пронизывающие и исключающие друг друга (но их элементы могут образовывать комплексы), что, в частности, проявляется и в том, как природная среда, будучи динамичной суперсистемой, изнутри представляет собой упорядоченное целое; поэтому она и выступает по отношению к обществу в роли системы партнера.

Информация о работе Введение в предмет социальной экологии