Влияние гоудартва на политику СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:23, доклад

Описание работы

Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации.

Файлы: 1 файл

социология коммуникаций.docx

— 31.61 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической социологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Социология коммуникаций в экономических структурах

на тему:

 

Студентка

 

 

 

Руководитель

кандидат социологических наук,

доцент                                                                             

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

Стремительное развитие науки и техники за последние  два десятилетия привело к  появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и  успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе  и в сфере коммуникации. Их использование  привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов  распространения информации.

Под средствами массовой коммуникации принято понимать каналы, способы, материальные носители, «приспособления» для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории  СМК, связанные не только с техническим  процессом получения, хранения и  передачи информации, но и с технологиями представления и распространения  информации. Основными СМК в современном обществе, являются СМИ – это газеты, радио, телевидение. Информационная революция изменила их, а также формы и содержание медиапродукции и медиа-среды, способствовала появлению принципиально нового канала коммуникации – Интернета.

СМК являются социальным институтом и в их деятельности сталкиваются интересы разных социальных субъектов. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т.д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т.д. С помощью СМК массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМК.

Важным является анализ СМК как  социального института, в деятельности которого сталкиваются интересы различных  социальных субъектов:

  1. Государство
  2. Политические партии и движения, общественное мнение
  3. Представители бизнеса, PR- структуры.
  4. Общество, заинтересованное в социальной рекламе, аудитория и отдельные личности.

 

Взаимоотношения СМК и государства  регулируются законодательством. Не будет большой натяжкой утверждать, что эти взаимоотношения определяют характер государства. В жизни существует три формы этого взаимодействия:

- государство владеет СМК и  полностью определяет их политику

- государство не владеет СМК,  но влияет на их политику.

- СМК отражает плюрализм социальных  и экономических отношений.

В первом и втором случаях, при тоталитарных формах государственности, рабочим  инструментом отношений государства  и СМК является цензура. Сегодня в демократических государствах отмена цензуры считается одним из важнейших моментов, обеспечивающих прессе свободные отношения с другими институтами общества.

Существуют частичные  ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов (например, обязательная маркировка фильмов, содержащих сцены эротики или насилия  и т.д.). В механизме осуществления  законодательной власти есть ситуации публичного характера (например, заседания  и т.д.), освещаемые в СМИ. Тем не менее, мы должны отметить, что существуют частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов.

Известно, например, что в  США была введена предварительная  цензура в ходе войны в Персидском заливе. Осуществляется маркировка фильмов  по наличию в них эротики и  сцен насилия, чтобы зрители смогли обезопасить от опасного зрелища  своих детей; но эта маркировка предполагает предварительный просмотр фильмов  с последующим вынесением «приговора».

Предусмотренный законодательствами разных стран принцип приостановления  в ряде случаев функционирования СМК предполагает отслеживание их деятельности специальными службами. Так что вполне можно говорить, что постулат о  несовместимости цензуры с демократическими институтами современного общества требует некоторых оговорок.

Следует упомянуть и о  такой практике, распространенной в  информационных структурах ряда стран, как наблюдательные советы. В Италии, например, существует специальная комиссия по надзору за деятельностью телевидения, в Англии — совет попечителей  Би-Би-Си, назначаемый парламентом, и т.д. В Беларуси также создан контролирующий орган, который подвергает тщательной проверке все кинематографические и литературные произведения, поступающие в страну. Помимо этого, в демократических структурах прессы существует понятие «самоцензуры», как производное от всех трех форм регуляции деятельности СМК: законодательства, профессиональных кодексов и стандартов журналистской деятельности, определенных и разделяемых обществом этических норм.

 Пресса  способна подвигнуть законодательные  органы и на ответную реакцию.  Для стран развитой демократии  характерна эта “обратная связь”. Пресса сегодня является чрезвычайно  важным каналом общения власти  с населением. Это и актуализация  властью управленческой программы  и информирование населения о  своей деятельности. А это - залог  позитивного образа ее эффективной  деятельности. Правительство часто  ставит препоны журналистам, стремящимся  поднять острые вопросы перед  общественностью, когда дело касается  вопросов национальной безопасности. Тогда оно обращается к закону  о государственной тайне. 

Один из примеров существования  цензуры в историческом контексте  мы рассмотрим, чтобы ввести часто  употребляемое в связи с деятельностью  СМК понятие пропаганды.

Наряду с попытками  объяснить существование пропаганды в общегосударственных масштабах, приходится принимать в расчет расхожее описание этого феномена как любого единичного воздействия с заданной целью. Под пропагандой в научном смысле этого слова, по-видимому, следует понимать государственную политику обеспечения доминирования в масштабах социума определенной точки зрения, достигаемого любыми средствами, в том числе тотальным контролем за информационными потоками в социуме, вплоть до устранения альтернативных точек зрения. Любое присутствие в информационном поле одной точки зрения, даже обеспеченной массированным воздействием на публику (например, в рамках нескольких информационных каналов), не будет пропагандой, если в обществе наличествуют альтернативные точки зрения и у Аудитории есть реальный выбор. Отличительный признак пропаганды — внедрение этой доминирующей точки зрения всеми существующими информационными системами, т. е. ее экспансия.

Укажем также, что пропаганда апеллирует к большим массам людей, в идеале — ко всему населению  страны.

По своему содержанию пропаганда аналогична идеологической догме, основанной на вере, поэтому в качестве основ  внушения этой догмы используются эмоциональные, а не рациональные механизмы. Цель такой  пропаганды — унификация мышления, веры, отношения и поведения получателей  информации.

Соответственно, в рамках единичного контакта пропагандист стремится подвести адресата своего сообщения к нужному выводу. И поскольку последний тезис сродни педагогическим усилиям, теоретики и аналитики пропаганды отличают эти процессы следующим образом: образование учит как думать, а пропаганда — что думать.

 

Любая политическая программа имеет персонифицированный  характер. Общество выбирает программу  своего развития вместе с личностями, которые буду ее осуществлять. Это  объясняет целенаправленные усилия политических партий и движений по созданию стабильных коммуникационных каналов для налаживания общения  с массами. Деятельность институтов власти является предметом пристального внимания СМК. Но это не исключает  целенаправленных усилий власти по обеспечению  этого внимания:

- разработка  текста программы, с учетом  особенностей аудитории. Формирование  благожелательного образа персоналий  власти

- создание  “новости” и информационного  потока силами PR-структур

- производство  политической рекламы.

Говоря  о взаимодействии государства и  СМК, определим реальные на сегодняшний  день ограничения, которые оно устанавливает  для СМК, в рамках демократической  организации социума. Эти ограничения  устанавливает для прессы законодательная, исполнительная и судебная власть.

Законодательная власть и СМК.

«Рабочие», ежедневные взаимодействия с прессой законодательной власти обеспечиваются PR-службами. Тем не менее, в механизме осуществления этой власти есть ситуации публичного характера — например, заседания высших законодательных институтов страны, лимит присутствия СМК на которых каждая страна регламентирует по-своему, иногда даже запрещает законодательством (предполагается, что наличие телевидения в зале заставит законодателей, скорее, «работать» на свой электорат в лице телезрителей, нежели участвовать в диалоге с коллегами).

Сегодня наиболее радикально решен этот вопрос в США. Там в 1979 г. был организован телеканал  C-SPAN — кабельная спутниковая телесеть с общественной проблематикой. Эта некоммерческая (нон-профит) организация со штатом около 200 человек с 1982 г. круглосуточно освещает работу правительства с прямыми включениями заседаний палаты представителей и Конгресса. Фильтрация информации журналистами здесь сведена к минимуму. Многие исследователи и политические деятели считают этот канал принципиально новой стадией информирования общественности о политической деятельности как отдельных субъектов, так и в целом управленческих структур высшего эшелона. Канал на 95% субсидируется по правилам телевизионной кабельной индустрии, т.е. отчасти предоставлением населению возможности подписаться на прием его телесигнала, отчасти — пожертвованиями ряда фирм. Обратим внимание на последнего в этом ряду участника — американскую федерацию учителей. Воспроизведением реального политического дискутирования общественных проблем в режиме «нон-стоп» в сенате и Конгрессе США телесеть предоставляет уникальные возможности для подготовки политических журналистов и специалистов в области связей с общественностью. Через 10 лет после начала своей работы телеканал имел устойчивую аудиторию более чем в 20 млн. телезрителей. Социально-демографические характеристики этой Аудитории показывают заметную ориентацию на информированность в современной жизни и, что особенно важно, 93% его зрителей принимали участие в президентских выборах притом, что в целом по стране в выборах приняло участие 53% населения.

Укажем также на характерную  для стран развитой демократии своеобразную «обратную связь» между публикациями в прессе и деятельностью законодательных  органов власти. Часть деятельности прессы в виде публикаций журналистских  расследований служит, как выразился  один из британских политических деятелей, сырьем для парламентских дебатов. По данным одного из исследований, только за четыре месяца члены американского  Конгресса 1301 раз процитировали  в выступлениях материалы печати и 37 раз — материалы радио и  телевидения. Так называемый «ирангейт», когда американский Конгресс вынужден был обсудить вопрос о тайных поставках американского оружия Ирану, состоялся благодаря сообщениям в арабской прессе. Ситуация с «уотергейтом» свидетельствует, что пресса способна подвигнуть законодательные органы на ответную реакцию.

 

Исполнительная власть и СМК

Пресса является сегодня  чрезвычайно важным каналом общения  власти с населением страны. В этой деятельности можно отметить два  взаимосвязанных плана, входящих в  само понятие управления. Один из них  состоит в актуализации властью  управленческой программы, что является гарантией ее выполнения в той  мере, в какой от населения требуются  определенные шаги (поведенческие —  «покупайте облигации государственного займа, и мы выберемся из экономического кризиса!», социально-психологические  — доверие, терпение, ожидание результатов, и др.). Второй план касается информирования населения о своей деятельности и является для власти в определенной мере отчетом о таковой, а значит, и залогом позитивного образа ее эффективной деятельности в глазах населения (что, несомненно, влияет на пролонгацию этих отношений и может подтвердиться в ходе процедуры избрания персонального состава исполнительной власти и отчасти законодательной).

Анализируя деятельность Ф. Рузвельта на посту президента США, обычно отмечают, что именно он ввел практику непосредственного обращения  к рядовым американцам, разъяснения  им шагов, предпринимаемых правительством. В начале 1933 г., уже через неделю после своего вступления в должность, Рузвельт выступил по радио со своей первой «беседой у камина». В ней он простым и доходчивым языком рассказал о своей программе. У рядового избирателя складывалось впечатление, что правительство и лично президент советуются с ним, привлекают его к участию в решении его собственной судьбы. Беседы «у камина» проводились президентом тогда, когда он считал необходимым получить со стороны населения одобрение своих действий. Биографы Рузвельта свидетельствуют, что еще в молодости он проявлял склонность к журналистике и одним из первых среди президентов XX в. оценил возможности радио (в то время нового информационного средства), увидел в нем трибуну для персональных контактов с Аудиторией.

Информация о работе Влияние гоудартва на политику СМК