Вклад Г.Спенсера в развитие социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:47, реферат

Описание работы

Социальный институт (лат. institutum - установление) - социальное образование, предполагающее «относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся устойчивой внутренней структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью
своих функций»

Социальный институт как понятие и категория получил теоретическое обоснование и введен в научный оборот во времена классической социологии. Г. Спенсер рассматривал социальные институты как способ и форму самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты, по его мнению, обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям.

Содержание работы

Первая часть работы
1.Социальные институты
1.1 Сущность понятия социальный институт……………………………3
1.2 Типы социальных институтов………………………………………...5
1.3 Функции социальных институтов……………………………………10

Вторая часть работы
2.Вклад Г.Спенсера в развитие социологического знания……………14
3.Заключение………………………………………………………………18
4. Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Рыбинская государственная авиационная технологическая

академия  им. П.А. Соловьева

Тутаевский филиал

Кафедра социологии

Специальность 141100 «Энергетическое  машиностроение»

 

 

 

Контрольная работа

 

По курсу

СОЦИОЛОГИЯ

Вариант № 6

 

 

 

                         

 

                          Выполнила: студентка гр. ЗДС-11

                          Кузнецова Е.В. _________

                           Поверила Соболева О.Ю. ________

 

 

г.Тутаев 2013г

Содержание

Первая часть  работы

1.Социальные институты

1.1 Сущность понятия социальный  институт……………………………3

1.2 Типы социальных институтов………………………………………...5

1.3 Функции социальных  институтов……………………………………10

 

Вторая часть  работы

2.Вклад  Г.Спенсера в развитие  социологического знания……………14

3.Заключение………………………………………………………………18

4. Список литературы……………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность понятия социальные институты

 

Социальный институт (лат. institutum - установление) - социальное образование, предполагающее «относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся устойчивой внутренней структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью

своих функций» 
 
Социальный институт как понятие и категория получил теоретическое обоснование и введен в научный оборот во времена классической социологии. Г. Спенсер рассматривал социальные институты как способ и форму самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты, по его мнению, обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. 
 
Социальный институт внешне выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. 
 
С содержательной стороны это определенный набор стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. 
 
С.С. Фролов определяет социальный институт как «организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей  деятельности, конкретными функциями, способствующими достижения этой цели, набором социальных позиций и  ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Таким образом, социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребностям общества.

 3

Здесь понимается под: общественными процедурами - стандартизированные образцы поведения в групповых процессах; системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которой это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках; общественными ценностями - разделяемые идеи и цели.

 

Любой социальный институт возникает и функционирует выполняя ту или иную социальную потребность. Если потребность исчезает, то и институт тоже.

Институт определяется потребностями  людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи  и нормы, есть люди, между которыми осуществляется эти взаимосвязи, и  которые используют нормы на практике. 
 
Именно люди сами с помощью институтуциональных норм организуют себя в группы. В каждый институт много групп и ассоциаций. 

Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

    1. Типы социальных институтов

 

Существует большое количество социальных институтов. Для более  детального рассмотрения и восприятия их можно условно разделить на 2 основные группы:

Институты-субъекты  - организации независимо от формы собственности, количества сотрудников (членов) и масштабов деятельности (например, государство, политические партии, производственные объединения и т. п.);

Институты-механизмы - сформировавшиеся и существующие на протяжении большого количество времени совокупности ценностей людей (например, семья, собственность, религия).

Единица социального института  независимо от его вида представляет собой акт социального взаимодействия различных субъектов-участников отношений, регулируемых данным институтом.

Социальные институты  можно разделить на формальные и неформальные. Неформальные социальные институты представляют собой общепринятые правила поведения и этические нормы. К таким институтам относятся обычаи или привычки, выработавшиеся у людей в следствии долгого общения. Благодаря данным институтам между людьми появляется взаимопонимание, формируется культура общества и индивида.

Формальные социальные институты  представляют собой системы, которые  создаются и поддерживаются специальными, уполномоченными на это субъектами (должностными лицами органов государственной  власти).

Неотъемлемой частью социальных институтов являются правила поведения. Они могут быть наследуемыми, естественно  полученными и приобретенными.

5

Г.Спенсер был одним  из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

продолжающие род (брак и семья);

распределительные (или экономические);

регулирующие (религия, политические системы)

 

Данная классификация  основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.

В зависимости от сферы  действия и выполняемых функций  социальные институты, как отмечает Л.А.Седов, западные социологи подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты  определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий  и способностей. Регулятивные институты  определяют допустимые рамки индивидуального  поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также  санкции, карающие за выход за эти  рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные  институты связаны с социальными  ролями, ответственными за обеспечение  интересов социальной общности как  целого.

В «Социологическом словаре» приведено пять основных комплексов социальных институтов: «экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и  услуг; политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к  ней;

6

институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; институты  родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; институты  культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью».

Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено  различными критериями деления, почти  все исследователи как самые  важные выделяют два вида институтов - экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты  экономики и политики оказывают  наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.

Следует отметить, что очень  важным, в высшей степени необходимым, вызванным к жизни непреходящими  потребностями социальным институтом, кроме приведенных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для  большинства примитивных обществ - единственный реально функционирующий  институт (например, у многих народов  Севера, среди современных племен Центральной Африки и т.д). Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества.

 Важное значение в обществе имеют и другие социально-культурные институты - образование, здравоохранение, воспитание и др.

В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие  группы институтов:

 

 

7

  • Экономические - это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
  • Политические - это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
  • Воспроизводства и родства - это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
  • Социально-культурные и воспитательные - это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

 

 

8

  • Социально-церемониальные - это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).
  • Религиозные - институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.

В приведенной классификации  рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые  институты, вызванные к жизни  непреходящими потребностями, которые  регулируют основные социальные функции  и являются характерными для всех типов цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

9

    1. Функции социальных институтов

Социальные  институты выполняют в обществе определенные функции. Наиболее важными из них являются: явные и латентные. Явные функции - функции, последствия которых имеют намеренный характер, они четко осознаются людьми. Латентные функции представляют собой полную противоположность явным, участники социальных отношений не осознают их. Социальные институты выполняют следующие функции в обществе:

Функция закрепления  и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих  членов и делающих это поведение  предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых  должна протекать деятельность каждого  члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры  общества. Кодекс института семьи  предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы - семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность ее распада. Распад семьи - это хаос в сексуальной  жизни и невозможность качественного  воспитания детей.

Регулятивная  функция. Она состоит в том, что  обеспечивает регулирование взаимоотношений  между членами общества путем  выработки шаблонов поведения. Вся  жизнь человека протекает при  участии разных социальных институтов. Что бы человек не делал, какой-либо социальный институт регламентирует его деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

Информация о работе Вклад Г.Спенсера в развитие социологического знания