Верование как социокультурное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – последовательное рассмотрение основных элементов верования, определение взаимосвязи верования с обществом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Раскрыть понятие «религия», выявить ее основные параметры;
Изучить структуру и функции верования;
Охарактеризовать формы верований;
Определить взаимоотношение религии и культуры;
Выяснить место и роль верования в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Общее понятие религии. Основные параметры верования.
1.1. Понятие религии. Подходы к изучению религии……………….5
1.2. Структура и функции верования. Формы верований……...........8
Глава II. Верование и культура.
2.1. Верования в первобытных и европейской культурах ...……….12
2.2. Взаимоотношение религии и культуры………………………...16
Глава III. Верование и общество.
3.1. Верование как социальное явление……………………………..19
3.2. Роль и место верования в современном обществе……………..21
Заключение…………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

ККР.docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

Формы верований.

В современном мире существуют национальные и мировые религии.

Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др.

Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей. Их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Верование и культура.

2.1. Верования в первобытных и европейской культурах.

Исследования племён, сохранивших  до нашего времени первобытный уровень  развития, позволили обрисовать общую  модель свойственного древнему человеку архаического сознания. Она основана на видении мира целостным, взаимозависимым, взаимообусловленным. В традициях и верованиях народов, сохранивших черты архаического прошлого, исследователи отмечают одну важнейшую особенность, отличающую их мышление от современного. По утверждению В.Ф.Арсеньева, первобытное мышление ориентировано исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду.3

К ранним формам религиозных верований относят: анимизм, тотемизм, фетишизм, магию и миф.

Анимизм

Анимизм - (лат. anima - душа) - это вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира. Тейлор, исследуя анимистические представления в работе “Первобытная культура”, выдвигает гипотезу, согласно которой появление “тонкого, невещественного образа”, составляющего “причину жизни и мысли”, независимо и нераздельно владеющего личным сознанием и волей своего телесного обладателя, то есть “души”, вызвано двумя причинами: во-первых, “они (первобытные люди) старались понять, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти”; во-вторых, они задавались вопросом, “что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях”. Душа “способна покидать тело и переноситься с места на место”. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантам, как призрак, отделённый от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.”

Тотемизм

Под этим термином принято  понимать деление племени на группы, связанные родством по женской или  мужской линии, притом, что каждая из них верит в свое таинственное родство с тем или иным классом  материальных предметов - «тотемом»  группы, чаще всего видом животных или растений; связь с тотемом  обычно проявляется в запрете  убивать его  и употреблять  в пищу, в вере в происхождение  группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия на него.

Фетишизм

Фетишизм (от фр. fetiche — вещь, идол) - вера в сверхъестественную силу обожествленного предмета. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, оружие, ювелирное изделие. В основе этого феномена лежит наделение тех или иных предметов сверхъестественными свойствами (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т. п).

Магия

Магия  (от греч. mageia — колдовство, волшебство) - деятельность, основанная на вере  сверхъестественные способности человека общаться с духами и с их помощью влиять на людей и на явления природы. С магией связаны специфические обряды. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата.

Первобытные верования связаны  с особыми церемониями, ритуалами (ритуал – исторически сложившаяся форма символического поведения, выражающая культовые взаимоотношения и ценности).

Миф

Миф - это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе. В нём всегда присутствует обобщающее начало. Мифы отражают самые различные стихии, свойственные природе, космосу, человеку.

Верование в европейской культуре.

Сегодня общепризнано, что  христианство в совокупности его  главных разновидностей — католицизма, православия и протестантизма —  оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Обычно оно связывается с диктатурой церкви, подмявшей под себя всю сферу духовной жизни. Именно христианство обеспечивало социально-политическое и духовное единство западной цивилизации, не случайно именуемой «христианской».

Не менее существенной была роль христианства в «осознании понятия свободы» (Гегель).5

Оценивая место и роль христианства в становлении европейской  культуры, следует учитывать особенность религии — а именно склонность к институализации, многое объясняющую в ее исторических судьбах. Во-первых, религиозные объединения, как правило, подчиняют изначальную «апостольскую веру» собственным корпоративным интересам, вырабатывая особые вероисповедания, которые впоследствии агрессивно защищают и распространяют. Во-вторых, участвуя в истории не только как вера индивидов, но и как система социальных институтов, религия неизбежно оказывалась вовлеченной в сферу политики. Так, после превращения христианства в государственную религию Римской империи церковь развивается в сложную разветвленную иерархическую структуру, включающую многочисленные ордена, ассамблеи, ассоциации, миссии, а также диссидентские объединения. Кроме того, вне церкви возникают различные религиозно-общественные движения (ереси, расколы, секты), ставшие существенным компонентом социально-политической истории Европы.

Тем самым христианство все  больше обретало характер идеологии, освящающей интересы определенных сословий, классов  и социальных групп.

В то же время вся история  Запада отмечена резкой конфронтацией  религии и науки, обусловленной  наличием двух различных функций  культуры: познавательной, направленной на исследование законов природы  и общества, и идеологической (регулятивной), обеспечивающей целостность и стабильность общественного организма. Маркс, например, соответственно различал способы «теоретического» и «практически - духовного» освоения действительности. К первым он относил науку, ко вторым — религию, право, мораль, искусство.

На протяжении многих веков  европейское искусство и литература вдохновляются библейскими сюжетами и персонажами, запечатлевшими «предельные», «чистые» человеческие типы, хотя влияние, например, аскетичного кальвинизма не идет в сравнение с лютеранством, вобравшим в себя многие элементы народной культуры и вдохновившим, например, Мильтона, Баха, и др. Что же касается православия, то оно расценивает искусство как «наиболее религиозный элемент внерелигиозной культуры»; оно способно осуществить великую роль «преображения» мира — но лишь при «живительном» воздействии церковной благодати.6 В целом же для 20 в. характерно все большее размежевание богоборческого, светского и конфессионально-апологетического искусства.

 

 

 

 

 

 

2.2. Взаимоотношение религии  и культуры.

 
         Религия и культура соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий.         Существует два противоположных понимания роли религии и культуры в жизни современного общества. С одной стороны, в них видят источник общественного развития – в последние годы все чаще раздаются голоса, что источником возрождения России должно стать православие, являющееся, по мнению многих, первоисточником российской культуры и государственности. С другой стороны, признается, что само общество, в процессе своего развития обновляет религию и культуру.  
Верование, в свою очередь, также играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача верования как социокультурного явления - в позитивном поддержании нормального течения жизни. Религиозные представления - это коллективные представления, выражающие коллективные реальности, обряды - это способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп. 

Родственность, близость и  взаимосвязь культуры и религии  состоит в том, что они решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.

Важной исторической миссией культуры и верования, приобретающего в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей.

Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты, отражающие религиозные  взгляды своего времени, вошли в  гуманитарную культуру различных народов, в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства. Мы не сможем понять культурные достижения общества, пока не поймем религиозные верования, стоящие за ними. Во все века первые творческие произведения культуры обязаны своим происхождением религиозному вдохновению и посвящены религиозной цели. 

На всем протяжении развития истории человека и общества мы видим  одновременное отражение здесь  культурных форм с их религиозным  содержанием. В живописи это выражено от наскальных рисунков до иконописи, в музыке от языческих песнопений до церковного пения, в архитектуре от городских стен до храмового строительства. Таким образом, можно сказать, что культура неотделима от религии в своем историческом развитии

Оба эти понятия говорят  о стремлении к совершенству, оба  подразумевают духовный рост, оба  говорят о благе, к которому человек  приходит, накапливая некий опыт.

Каждая культура представляет собой духовное единство и включает в себя общие верования и общий образ мысли, последующее взаимопроникновение культуры и религии.

С самого начала социальный образ жизни, являющийся культурой, намеренно упорядочивался и направлялся в соответствии с высшими законами жизни, являющимися религией. 

Таким образом, хотя культура есть, в  сущности, организованный образ жизни, она никогда не понимается как  просто созданный человеком порядок. Социальный образ жизни основывается на религиозном законе жизни, а этот закон, в свою очередь, зависит от нечеловеческих сил, которые не могут  быть познаны каким-либо образом, но которые остаются, по сути своей, таинственными, поскольку они сверхчеловечны и сверхъестественны.

Следовательно, отношение между  религией и культурой всегда двусторонне. Образ жизни влияет на подход к  религии, а религиозное отношение  влияет на образ жизни. То, что ощущается  жизненно важным в существовании народа, приводится в тесное отношение с религией и окружается религиозными санкциями, так что всякому экономическому и социальному образу жизни соответствует своя форма религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Верование и общество.

3.1. Верование как социальное явление.

Человеческое общество – чрезвычайно  сложная структура. Обеспечить его  функционирование и существование  непросто. Основой существования  человеческих общностей являются социальные институты. Которые представляют собой  своеобразные опоры.

Религия как социальный институт –  одна из важнейших этих опор. Религия  тесным образом связана с духовными  переживаниями людей.

Фактически, верование не существует в обществе в «чистом» виде. Оно принимает ту или иную форму организации – церковь. Верование регулирует жизнь общества.

Также оно является необходимым фактором единства. Развитие человеческих отношений и рост толерантности позволяет объединить людей даже разных вероисповеданий, так как в основе каждого из них, на самом деле, лежат очень схожие моральные принципы.

С позиции социологии, верование предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. 

Когда мы говорим о веровании как о социальном явлении, мы имеем в виду, что оно предстает перед социологом как реально существующий социальный факт, подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях – от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества.

Его возникновение, существование, эволюция детерминированы определенными общественными условиями прошлого и настоящего, а в религиозных представлениях, образах, вероучительных текстах специфическим способом закодированы определенные типы общественных отношений, нормы и правила человеческого общежития. В разных конкретно-исторических условиях эти коды способны актуализироваться по-разному, чем и объясняется тот факт, что весьма различающиеся по своему социальному содержанию и направленности действия людей нередко мотивируются одними и теми же религиозными предписаниями. 
   Верование не существует в обществе в каком-то изолированном, самодостаточном состоянии. Оно тесно включено в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, культурой, правом, моралью и т.д., часто проявляясь и функционируя как бы на «чужой» территории, оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы. 
   Это воздействие верования на общество и происходящие в нем процессы реализуется через институты (культовые учреждения, религиозные организации, объединения верующих), через систему организации религиозного культа, религиозную идеологию и массовое религиозное сознание. 

Информация о работе Верование как социокультурное явление