"Утечка мозгов" из современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:03, доклад

Описание работы

"Утечка мозгов" как процесс эмиграции из страны специалистов, ученых и квалифицированных рабочих. Основные причины "утечки мозгов" из России, ее объемы и последствия. Способы борьбы с эмиграцией из страны ученых и квалифицированных специалистов.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.98 Кб (Скачать файл)

Ценность иностранных  научных специалистов сегодня настолько  высока, что многие научные центры для их привлечения готовы мириться с серьезными организационными трудностями. В большинстве ведущих исследовательских  институтов Японии и других стран  Юго-Восточного региона все работы уже ведутся исключительно на английском языке.

В основе такой политики лежат чисто экономические причины. Прямая выгода от привлечения одного квалифицированного специалиста в  области точных наук и технологий составляет от $250 000 до $350 000, которые  требовалось бы потратить на его  обучение. Талантливый ученый и разработчик  способен создавать добавочную стоимость, в три-четыре раза превышающую уровень  расходов на оплату его труда.

Результатом реализации данных программ стало то, что сейчас более 900 000 российских ученых и научных  специалистов на постоянной основе работают в США, 150 000 - в Израиле, 100 000 - в  Канаде, 80 000 - в Германии, 35 000 - в Великобритании, около 3000 - в Японии и около 25 000 - в  Китае.

Такая политика "научной  интервенции" приносит странам, ее реализующим, очень серьезные дивиденды. На сегодняшний  день именно иностранные научные  специалисты составляют основу технологического могущества этих стран. В США, по подсчетам  Института американского предпринимательства, на долю научных иммигрантов приходится 41% от общего числа зарегистрированных патентов на изобретения, при этом в  крупнейших высокотехнологических  компаниях - Qualcomm, Merck, General Electric - этот показатель составляет от 60 до 75%. По данным Университета Дьюка, иностранцы являются создателями  четверти успешных американских технологических  и инжиниринговых компаний с доходом  более $50 млрд и числом занятых свыше 450 000 человек. Значительный вклад в  эти показатели внесли выходцы из России. Бывшие граждане нашей страны являются основателями 3% высокотехнологичных  компаний в Массачусетсе и 6% - в Нью-Йорке. Россияне создают около 28% от общего числа технологических новинок. В целом, согласно исследованиям  американского Института миграционной политики, 82% иммигрантов из "интеллектуальных" стран выполняют работу, требующую  высокой научной или технической  квалификации, в то время как для  коренных американцев этот показатель равен 60%.

Для России, являющейся одним  из основных поставщиков интеллектуальных ресурсов, такая политика оборачивается  серьезными потерями. Интеллектуальный уровень страны определяется не общим  количеством, а количеством качества. Известный французский математик  Блез Паскаль говорил: "Достаточно уехать 300 интеллектуалам, и Франция  превратится в страну идиотов". Сегодня мы находимся в такой  же ситуации. Если из России уедут креативно  мыслящие ученые, количество которых  тоже не очень велико, то мы станем абсолютно  беспомощной в технологическом  отношении страной и ни о какой  политике инновационного развития нельзя будет вести и речи.

Сейчас российское Министерство образования начало масштабную и  дорогостоящую программу по возвращению  в страну российских ученых, уехавших работать за границу. На мой взгляд, эта программа малоперспективна. Подобные программы уже реализовывались  в Китае, Индии, ряде других стран  и особо ни к чему не привели. Их основной принцип - создать на родине такие же условия для работы, которые  ученые имеют в зарубежных научных  центрах. Но проблема в том, что именно на такие же условия в основном никто не возвращается. За рубежом  у людей уже налаженная жизнь, работа, собственность, не говоря уже  о более широких возможностях для научной самореализации. Вот  так все ломать и переезжать на новое место решаются единицы. А  платить в два раза больше экономического смысла нет.

К тому же вообще встает вопрос: а стоит ли возвращать уехавших ученых? Те, кто уехал, скорее всего, потеряны для страны окончательно. Они уже  навсегда останутся "гражданами мира", которым все равно, в какой  стране работать - лишь бы для этого  предоставлялись лучшие условия. К  тому же ученые, на которых рассчитана данная программа, в основном люди в  возрасте. Это означает, что основную часть научных идей, которые они  могли предложить, они уже предложили. А инновационные технологии - это  по определению нечто принципиально  новое. Для развития национального  инновационного сектора нам нужны  революционные идеи, которые еще  нигде никогда не звучали и  которые способны дать в основном молодые мозги. По статистике, 85% величайших научных открытий было сделано в  возрасте до 35 лет.

То есть, возможно, больший  смысл имеет обратить внимание на наших молодых ученых, которые  продолжают жить и работать у нас  в стране. У них блестящие мозги, исключительную способность которых  они демонстрируют на различных  международных научных конкурсах  и соревнованиях. У них огромное количество идей, большинство из которых  весьма многообещающие.

Необходимо создать условия, которые позволили бы в полной мере раскрыться имеющемуся у ребят  потенциалу. Необходимо создать национальный фонд научных талантов, целью которого станет составление и ведение  реестра наиболее талантливых и  одаренных российских молодых ученых с предоставлением им особых условий  для ведения научной деятельности. Участники реестра будут обладать рядом серьезных привилегий и  особым статусом в обществе, который  они не получат ни в одной другой стране. И это стало бы серьезным  стимулом побудить их остаться работать в России.

"Утечки мозгов" и борьба с ними

Несмотря на то, что последствия  вымывания из страны специалистов не всегда плохи, многие государства мира пытаются противостоять этому процессу или управлять им.

По данным Института  исследований труда (Institute for the Study of Labour), ныне некоторые страны законодательно запрещают отъезд за границу определенных категорий специалистов - например, врачей и учителей. Однако это помогает мало: желающие уехать специалисты  находили и находят возможности  обойти ограничения, например, скрывая  наличие у них соответствующих  дипломов.

Анализ Организации экономического сотрудничества и развития показывает, что многие государства используют "американские" методы привлечения  талантливой иностранной молодежи. Так, например, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Франция и Великобритания упростили свои визовые требования для иностранных абитуриентов, а  в некоторых случаях освобождают  их от платы за образование. Кроме  того, они облегчают процесс получения  гражданства для выпускников  и для членов их семей.

Страны Скандинавии, Германия, Нидерланды и Венгрия предлагают обучение по научным и техническим  дисциплинам на английском языке. Обучение в этих государствах и стоимость  проживания зачастую намного дешевле, чем в США, Канаде и Австралии. Ряд европейских государств особо  поддерживает иностранных студентов, получающих образование в технических  дисциплинах, и предоставляют им различные льготы.

Великобритания, Франция, Германия, Япония и ряд иных государств создали  специальные типы виз для профессионалов высокой квалификации. К примеру, за последние три года Япония выдала 220 тыс. подобных виз. Германия и Ирландия целенаправленно привлекают иностранных  программистов, что считается необходимым  для усиления местной компьютерной индустрии.

Проблемой "утечки мозгов" весьма обеспокоено Европейское  сообщество. В Европе "утечка мозгов" воспринимается, прежде всего, как угроза потери научной элиты - La Creme de La Creme, то есть "звезд науки", яркий  талант которых может принести огромные преимущества стране, в которой они  работают. В масштабах всего Европейского Союза планируется увеличивать  расходы на науку, что потенциально сделает возможным облегчение трудоустройства  талантливых выпускников местных  ВУЗов, приехавших из-за рубежа. Дело в  том, что ЕС тратит на научные исследования меньше, чем США и Япония (в 2005 году - 1,9% ВВП против, соответственно, 2,8% и 3%). Увеличение финансирования позволит создать сотни тысяч новых  рабочих мест, что привлечет "мозги". Ныне же в ВУЗах объединенной Европы получают образование больше студентов, чем в США и Японии. Однако в  Европейском Союзе ученых меньше - в 2005 году в Европе было 5,4 научных  работника на 1 тыс. работающих, в  США - 8,7, в Японии - 9,7.

Аналогичным путем идут государства Азии, такие, как Сингапур, Катар и Малайзия. Они также  используют различные методы привлечения  иностранных студентов: Сингапур, к  примеру, заключил соглашения с ведущими университетами США об открытии на своей территории кампусов крупных  американских университетов.

Ныне четверть иностранных  студентов, обучающихся за рубежом - выходцы из Индии и Китая. Однако в последние годы Индия и Китай  сами предпринимают серьезные усилия по привлечению талантов. Оба государства  значительно увеличили ассигнования на ВУЗы. В этих странах создаются  образцовые университеты (в Китае  их должно быть 100), в которых иностранцев  не просто будут обучать традиционным "экспортным" дисциплинам (например, китайскому языку или индийскому фольклору), но и биологии, информационным технологиям и так далее. Кроме  того, в подобных ВУЗах будет вестись  исследовательская работа, что позволит трудоустраивать наиболее перспективных  студентов и аспирантов. Эти программы  играют троякую роль: во первых, они  позволяют местным ВУЗам зарабатывать деньги, во-вторых, привлекают иностранные "мозги", в третьих - позволяют  обучать своих специалистов на местах, в непосредственной связи с бурно  растущим индийским и китайским  бизнесом.

В последние годы возник новый термин - "научная диаспора" (Scientific Diaspora): многие государства мира пытаются использовать знания, опыт и  связи своих "мозгов", оказавшихся  за рубежом. Подобные инициативы предпринимают некоторые страны Латинской Америки, ЮАР, Индия, Китай и даже Швейцария.

Утечка Умов - процесс, при  котором из страны или региона  эмигрируют специалисты, ученые и квалифицированные  рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам.

За период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном  возрасте. …сегодня число занятых  в науке в России составляет порядка 40 % от уровня 90-х годов".

Согласно неправительственным  источникам, только "за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд" (Российский фонд фундаментальных исследований)

Александр Фараносов. Проблемы утечки мозгов из России (www.radtr.net) Очень  трудно оценить действительные объёмы как реального оттока учёных, так  и латентного.

Проблему "утечки мозгов" в России часто связывают только с процессом уезда за границу  учёных и специалистов наивысшей  квалификации. Это не совсем правильно.

По некоторым оценкам  за период с 1999 по 2004 г. Россию покинули 25,000 учёных, а 30,000 ежегодно работают по системе контрактов за рубежом, что  составляет примерно 5-6% от общего научного потенциала страны. Можно выявить  несколько причин "утечки мозгов": слабая обеспеченность материально-технической  и приборной базы, недостаточное  внимание государства и общества в сфере научных исследований, низкий уровень оплаты труда как  молодого учёного, так и учёного  высшей квалификации, слабая интеграция фундаментальной науки с государственными и частными предприятиями, низкий престиж  статуса учёного в России.

Важнейшим условием появления  столь значимого явления в  российской государственности, а точнее приобретение "утечки мозгов" масштабности, стало не менее важное событие, как  фактическое открытие границ, связанное  с перестройкой и в дальнейшем с распадом СССР.

В связи с этим уже  тогда страна впервые ощутила  падение качества образования, вызванное  огромным потоком эмиграции советских  евреев и этнических немцев в Израиль  и Германию соответственно.

Большинство российских учёных, покинувших страну после развала  СССР, были ведущими исследователями  своих университетов и НИИ, а  также академики РАН. Получилось так, что количество уезжающих учёных превысило количество подготавливаемых, что в перспективе означало кризис или стагнацию науки и образования.

К тому же в современных  условиях наметилась тенденция к  увеличению среднего возраста людей, занятых  в науке. Этот средний возраст  на данный момент составляет 46 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 60 лет. Стоит  отметить, что доля учёных, имеющих  возраст от 50 до 70 лет составляет более 50%, тогда как в конце 80-х  гг. она не превышала 27%.

В 1992 году в России было около 900 тысяч учёных, активно занимающихся наукой. Сейчас же около 450 тысяч специалистов можно формально назвать учёными, из них лишь около 100 тысяч более  половины своего рабочего времени уделяют  изучению неисследованных областей и совершенствованию существующей и разработку новой техники. Остальная  же часть, скорее всего, хочет продолжить свою научную карьеру, но не располагает  необходимыми условиями, возможностями, оборудованием, мотивацией для осуществления  серьёзных исследований.

В основном, российские учёные едут работать туда, где лучше условия - в Западную Европу и Северную Америку.

На подготовку одного специалиста  мирового класса Московский Государственный  университет тратит около 400 тысяч  долларов. Эта сумма складывается, прежде всего из затрат на образование  будущих учёных, это и потери от того вклада, который специалисты  могли бы сделать для развития науки, производства и страны в целом, это и государственные затраты  на оснащение лабораторий, на приобретения оборудования.

Колоссальные расходы  государство несёт также при  такой "внутренней" утечке мозгов, когда российский специалист живёт  в России, но работает на западные компании или по международным грантам. Потери от такого сотрудничества ежегодно составляют около 600-700 миллионов долларов в  год. А от того, что наши производители  интеллектуальной продукции не умеют  её продавать и прибегают к  помощи американских или европейских  посредников, ежегодные потери составляют около 3-4 миллиардов долларов.

Информация о работе "Утечка мозгов" из современной России