Уровни социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях.
Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики.

Файлы: 1 файл

уровни социальной работы.docx

— 41.60 Кб (Скачать файл)

Уровни социальной работы

В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях.

Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики.

Содержание федерального уровня определяется прежде всего законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защиты населения в масштабе РФ. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании, что, естественно, накладывает отпечаток и на ее содержание в узком смысле слова.

Федеральный уровень представлен в современной России подсистемами социальной защиты населения, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных её субъектов, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.

На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты: социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, некоммерческими и благотворительными организациями, профессиональными социальными работниками и волонтерами.

Локальный (индивидуальный) уровень — это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы. 
Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия. В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни: с индивидом, семьей, группой, общиной, населением в целом.

Социальная работа, рассматриваемая как вид социальной деятельности, характеризуется определенными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят ее функции, формы и методы. Однако в понимании этих терминов до настоящего времени не существует единообразия.

Так, в широко распространенном «Словаре социальной работы» Роберта Баркера в этот перечень включаются: индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микро-практик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни.

Сходная точка зрения представлена в изложении теории социально-психологической работы шведских авторов Г. Бернлера и Л. Юнссон. Они выделяют индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию); групповую социальную работу; общественную работу (работу с сообществом на макроуровне); социальное администрирование и планирование.

Характерно, что деятельность социального управления, ее технологии и методы в любом теоретическом рассмотрении выделяются в специфическую отрасль социальной практики, а непосредственно контактная социальная работа подразделяется на работу с индивидом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает.

В практике социальной работы последовательные действия социальных работников относительно клиентов, называемые в теории методами, группируются следующим образом:

- индивидуальная работа с конкретным  случаем;

- работа с группой;

- работа в микросоциальной среде (в общине).

Метод индивидуальной социальной работы предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией.

Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы по месту работы, в школе, потеря работы и т.п.

Ситуация «один на один», предполагает определенные отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».

На схеме представлены условия субъект-субъектного взаимодействия в процессе индивидуальной работы со случаем (Л. Джонсон).

 

 

 

Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в виде 8 последовательных этапов:

1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях.

На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы и в ходе обсуждения тактично демонстрировать клиенту ее наличие.

2. Исследование и разъяснение проблемы. На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.

3. Мотивация. Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.

4. Концептуализация проблемы. Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства.

5. Исследование стратегий решения. Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решении проблемы.

6. Выбор стратегии. Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации.

7. Реализация стратегии. Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.

8. Эволюция. При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены.

Основные модели индивидуальной работы со случаем

Социальная индивидуальная работа:

- метод решения проблем (Хелен  Харрис Перлман);

- психосоциальный метод (Флоренс Холлис);

- подход, центрированный на задаче;

- поведенческий подход;

- техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций, как позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов;

- техники респондентного изменения  поведения включают рациональные  дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение  позитивному структурированию и  моделям поведенческих представлений;

- экологический подход;

Функциональная индивидуальная работа (Отто Ранк). Представители данного направления концентрируют свое внимание на процессе оказания помощи, проявляя значительно меньший, чем психоаналитики, интерес к детским переживаниям клиента. Воля и способность к перемене — вот те доминанты, которые лежат в основе теории и практики данного подхода.

- кризисно-ориентированный краткосрочный  метод индивидуальной работы.

Рациональный метод индивидуальной работы. Цель метода состоит в изменении сознания клиента, которое понимается как совокупность проявлений эмоций, представлений и поведения клиента. Взаимодействие фокусируется на решении проблем, клиенту предлагаются модели анализа и способы модификации поведения в реальной ситуации. Данный метод используется в случаях, когда клиент ищет помощи в понимании своей проблемной ситуации.

- терапия реальностью (Вильям Глассер). Цель метода состоит в том, чтобы помочь людям понять и принять ответственность за свое собственное поведение. Стратегии взаимодействия направлены на идентификацию поведения клиента, обучение его продуктивному общению без конфронтации и агрессии, не ущемляющему интересы других людей.

Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы имеющие различное происхождение проблем.

Согласно подходу Гизелы Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми или проблемами в микосоциуме.

В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная (не явно выраженная) концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.

Основные стадии группового развития можно представить в виде 5 последовательных стадий:

1. Стадия ориентации — каждый клиент осознает себя в качестве члена группы: происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия. На этой основе формируется «псевдосплоченность».

2. Стадия власти — оформляются роли в группе: идет борьба за лидерство, растет сопротивление; может возникать агрессия в отношении одного (или нескольких) из членов группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.

3. Стадия переговоров — происходит структурирование группы: оформляется групповая позитивная сплоченность; совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы; выявляются сходные проблемы и эмоциональные переживания.

4. Функциональная стадия — стадия активно работающей группы: заинтересованность в разрешении проблем; поддержка членов группы друг другом; искренность и спонтанность — характерные тенденции группового развития; стадия принятия решения.

5. Стадия распада группы — ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к осмыслению и решению своих проблем; формулируется задача завершения совместной групповой деятельности.

Общая цель группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируются на начальном этапе социальным работником. Основная тема — помощь друг другу, поэтому данная группа может рассматриваться как определенная система взаимопомощи. Основная социальная модель групповой работы существенно отличается от групповой психотерапии. Концепция групповой деятельности предполагает выстраивание отношений не только в групповом пространстве, но и вне его. Внешняя среда включается в процесс групповой работы, когда отдельным членам группы необходимо научиться изменять ситуацию, влиять на окружение.

Виды групп:

- группы восстановления (в коммуне);

- группа семейных пар;

- гештальт-группы;

- группы восстановления умений

- образовательные группы. Работа  строится на основе социальных  запросов клиентов. Такими запросами  могут быть: правильная организация  семейного бюджета, воспитание детей.

- группы самопомощи;

- группы терапии деятельностью;

- терапевтические группы.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.

Информация о работе Уровни социальной работы