Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать основные составляющие уровня жизни населения, а также перспективные направления повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- дать определение понятию «уровень жизни»;
- рассмотреть основные показатели и индикаторы уровня жизни;
- определить основные факторы, оказывающие влияние на уровень жизни;
- изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
- определить перспективные направления повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Уровень жизни как показатель экономического развития страны………...…...7
1.1 Сущность понятия уровень жизни……………………………………………...7
1.2 Показатели и индикаторы уровня жизни……………………………..…...…..9
2 Уровень жизни в Республике Беларусь…………………………………...…….16
3 Перспективные направления повышения уровня жизни в Республике Бела-русь………………………………………………………………….…….…………21
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

gotovy_kursach_33_33_33_33.docx

— 79.13 Кб (Скачать файл)
    1. ожидаемая продолжительность жизни (минимальное значение – 25 лет, максимальное значение – 85 лет);
    2. уровень образования (ожидаемая продолжительность обучения детей школьного возраста, средняя  продолжительность обучения взрослого населения);
    3. валовый национальный доход (ВНД) на душу населения, выраженный в долларах США по паритету покупательной способности (ППС), (минимум 100 долларов (максимум отменен с 2010 года)). Базовый индекс по этому компоненту рассчитывается логарифмами соответствующих значений.

Общая формула расчета базового индекса (i) выглядит следующим образом:

 

         ,                                      (1.1)

 

 где X – значение компонента, достигнутое в стране;

                 Xmin – установленное минимальное значение компонента;

                 Xmax – установленное максимальное значение компонента.

Итоговый ИРЧП является средним геометрическим от трех этих индексов, и его значение находится в интервале от 0 до 1 и вычисляется по формуле:

 

,                                  (1.2)

 

где LEI – индекс ожидаемой продолжительности жизни;

      EI – индекс образования;

      II – индекс дохода [6, с. 419].

Каждый из этих трех компонентов представляет собой совокупность множества взаимодействующих факторов общественного развития и обладает собственной качественной характеристикой. Индекс ВНД отражает экономические результаты деятельности людей, включая доходы; индекс продолжительности жизни – физическое, психологическое, социальное состояние здоровья населения; индекс образования – культурный и профессиональный уровень людей, потенциал населения. Индекс образования и индекс продолжительности жизни являются важнейшими для характеристики человеческого капитала.

Достаточно очевиден тот факт, что компоненты, которые входят в состав ИРЧП, взаимосвязаны: чем больше объемы ВНД, тем больше средств может быть направлено в социальную сферу, и также наоборот, чем выше уровень образования и больше длительность жизни людей, тем больше объемы ВНД. Баланс ВНД и человеческого потенциала есть необходимое условие устойчивого социального развития.

Таким образом, можно наблюдать, что понятие уровень жизни имеет множество составляющих, которые разделяются на различные группы социальных индикаторов и показателей, что позволяет всесторонне рассмотреть эту социально-экономическую категорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Уровень жизни в Республике  Беларусь

На сегодняшний день по некоторым показателям Республика Беларусь опережает многие страны СНГ, в последнее десятилетие наблюдается заметное улучшение уровня и качества жизни населения. Происходит увеличение темпов развития экономики страны и социальной сферы. Беларусь существенно продвинулась по пути инновационного развития.

 «Доклад о человеческом развитии», который ежегодно предоставляется  ПРООН, содержит рейтинг национальных  достижений в области дохода, здоровья и образования каждой  страны мира.  Данный рейтинг  рассчитывается на основе различных  показателей, одним из которых  является индекс человеческого  развития, который исчисляется по  следующим показателям – валовой  национальный доход, ожидаемая продолжительность  жизни , средняя и ожидаемая продолжительность  обучения. Учитывая данный показатель,  происходит распределение стран  по уровню их социально-экономического  развития. 

В период с 2005 по 2011 годы произошло увеличение численного выражения индекса человеческого развития с 0,723 до 0,756, т.е. на 5%, в 2012 году ИЧР составил 0,793.

Согласно последнему опубликованному «Докладу о человеческом развитии», Республика Беларусь улучшила свою позицию в международном рейтинге по индексу человеческого развития и заняла 50-е место среди 187 стран –  это третья позиция в группе стран с высоким уровнем человеческого развития [7].

В соответствии с таблицей, рост численных значений трех из четырех компонентов индекса человеческого развития, а именно ожидаемой продолжительности жизни при рождении (с 70,3 лет до 70,6 лет),  средней продолжительности обучения (с 9,3 лет до 11,5 лет), ожидаемой продолжительности обучения (с 14,6 лет до 14,7 лет) привел к улучшению позиции Беларуси в международном рейтинге стран. По четвертому компоненту ИЧР в рейтинге стран по ВНД на душу населения Беларусь занимает 61 место.

Таблица 1 – Динамика индекса человеческого развития за 2010-2012 года

 

 

2010

2011

2012

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в годах)

69,6

70,3

70,6

Средняя продолжительность обучения (в годах)

9,3

9,3

11,5

Ожидаемая продолжительность обучения (в годах)

14,6

14,6

14,7

ВНД на душу населения (ППС в долл. США)

12926

13439

13385

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

0,732

0,756

0,793


Положительная динамика ИЧР Беларуси свидетельствует о грамотно проводимой государственной политике по повышению уровня социально - экономического развития страны и росту благосостояния населения.

Наиболее ярким социально-экономическим показателем, характеризующим уровень жизни людей, является доход. В первой половине 90-х гг. XX в. уровень доходов населения неуклонно снижался. Начиная с 1996 г. наблюдается положительная динамика в изменении доходов населения.

Согласно Национальному статистическому комитету Республики Беларусь, годовые данные по уровню жизни выглядят следующим образом [8]:

Таблица 2 – Годовые данные по уровню жизни

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Денежные доходы населения, млрд. руб.

58670,0

75305,1

87401,0

108467,7

165713,9

321570,8

Денежные доходы в расчете на душу населения,

тыс. руб. в месяц

511,4

658,6

766,1

952,4

1457,7

2831,4

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

113,2

111,8

102,7

115,1

99,7

121,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

113,1

111,8

103,7

114,8

98,9

121,5


 

При анализе данной таблицы можно заметить ежегодный рост денежных доходов населения. С 2007 года до 2012 года доходы населения увеличились с 58670,0 млрд. руб. в год до 321570,8 млрд. руб., почти в 5,5 раз.  Особенно стремительный рост наблюдается с 2011 по 2012 год, когда денежный доход в расчете на душу населения увеличился почти в два раза: с 1457700 рублей в месяц до 2831400. Доход - это один из показателей уровня жизни населения, поэтому можно говорить о том, что его рост является показателем увеличения уровня жизни.

Однако следует выделить следующие негативные моменты.

В 2008 году, под воздействием мирового финансового кризиса, наблюдалось значительное замедление темпов роста основных макроэкономических показателей, а, следовательно, снижение темпов роста денежных доходов населения. Такой спад в уровне денежных доходов нашел свое отражение в покупательной способности населения и уровне заработной платы. Следует так же отметить, что в 2007-2008 годах произошёл рост темпов инфляции в Беларуси, а в 2009-2010 годах наблюдалось снова снижение. В целом в 2010 г наблюдалось некоторое восстановление экономики после кризиса и увеличение реальных денежных доходов населения.

Кризис 2011 г  так же не остался незамеченным и нашел существенное отражение в уровне доходов населения. В январе-сентябре 2011 г. общий объем денежных доходов населения по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличился на 44,4%. А базовая инфляция, как сообщает Национальный статистический комитет Беларуси, за 11 месяцев 2011 года составила 113,6%. Базовый индекс потребительских цен в ноябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2011 г. составил 106%, с декабрем 2010 г. - 213,6%. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ.

Однако в целом, несмотря на вышерассмотренные негативные моменты, можно проследить положительную динамику повышения уровня жизни в Республике Беларусь на протяжении ряда лет, т.к. увеличиваются денежные доходы в расчете на душу населения – один из главных показателей уровня жизни; растет индекс развития человеческого потенциала, а именно повышаются такие его показатели, как продолжительность жизни, уровень образования и валовый национальный доход (небольшой спад ВНД в 2012 году на увеличение ИРЧП не повлиял).

Следует отметить, что в Республике Беларусь уделяется достаточное внимание уровню бедности. К бедным (малоимущим) можно отнести лица с уровнем располагаемых ресурсов (денежные расходы, кроме материальной помощи родственникам и алиментов, плюс доходы от личного подсобного хозяйства и других источников) ниже 60% минимального потребительского бюджета.

Для снижения уровня бедности Министерство труда и социальной защиты выступило с инициативой о реализации нового проекта технической помощи в сотрудничестве с ПРООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь», исполняющей организацией которого выступает Министерство труда и социальной защиты.

Данный проект направлен на совершенствование оценки уровня жизни, безработицы и бедности в регионах, в частности, на уровне района, малого города и сельского населенного пункта; на разработку модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь. В новом проекте акцент сделан на повышение национального управленческого потенциала в преодолении кризисных явлений и оптимизации ресурсов (фондов), выделенных для социальной защиты населения, повышения уровня занятости и оказания социальных услуг.

Реализация данного проекта ставит своей целью оказание существенной помощи органам управления в оптимизации ответных мер, направленных на улучшение целевой социальной помощи и снижение негативных последствий реформирования местных предприятий. Оперативное получение информации в ходе реализации данного проекта непосредственно от наиболее уязвимых групп населения из малых населенных пунктов будет способствовать большей адресности социальной помощи, совершенствованию качества и разнообразию видов социальных услуг. А отработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в республике будет способствовать обеспечению социальной стабильности в обществе, что и является главной задачей социальной политики белорусского государства .

В Республике Беларусь, начиная с 1998 года, по решению Правительства осуществляется мониторинг социально-трудовой сферы,  аспектом которого является уровень жизни населения.

В результате активного развития предприятий, которые в своей деятельности используют местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 130 тыс. новых рабочих мест.

Расширение занятости является одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития.

В настоящее время уровень безработицы в Республике Беларусь является одним из самых низких в Европе, и составляет менее 1 процента к экономически активному населению. Государством предоставляются дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Примером дополнительных гарантий могут быть меры по бронированию рабочих мест для определенных категорий граждан, а также  осуществление программ профессионального обучения.

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

При характеристике уровня жизни можно ввести определение государственной адресной социальной помощи. Государственная адресная социальная помощь – это такая форма государственной поддержки населения, которая помогает малообеспеченным гражданам и семьям с удовлетворение необходимых для нормальной жизнедеятельности нужд, таких как приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды и др.

Порядок предоставления государственной адресной социальной помощи определен Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г № 638 «О некоторых мерах социальной поддержки населения» [9].

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь