Управление социальной работой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Объект и субъект  управления и существующие между  ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

 

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследована, и в числе ее главных научных проблем можно назвать следующие: 
- разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей; 
- исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях; 
- моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы; 
- разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала; 
- исследование информационных основ управления в социальной работе, создание современного банка данных; 
-   разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования; 
-   разработка алгоритмов организации личной работы социальных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой; 
-   исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.439[Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с. (Высшее образование).]

 

Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе социокультурных и экономических задач.

Социальный комплекс предусматривает:

• конкретную социальную защиту определенных категорий населения;

• развитие системы медицинского обслуживания;

• укрепление правопорядка и борьбу с преступностью;

• разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;

• реализацию программ общего и специального образования, воспитания детей;

• торговое и бытовое  обслуживание льготных категорий населения;

• развитие объектов и  инфраструктуры социальной защиты населения [4, с.13]. 4) Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и  А.И. Войтенко.- М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1999.- 288 с.

 

 

 

Принципы  социального управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления.

Принципы управления представляют собой результат обобщения  людьми объективно действующих законов  и закономерностей, присущих им общих  черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом  их деятельности. Следовательно, принципы социального управления – это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.

К основным принципам  социального управления относят:

- единоначалие в принятии  решений и коллегиальность при  обсуждении;

- единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

- сочетание отраслевого  и территориального управления;

- приоритетность в  достижении стратегических целей;

- научность социального  управления, его прогнозирование;

- мотивация (стимулирование) труда;

- ответственность за  результаты социального управления;

- рациональный подбор, подготовка, расстановка и использование  кадров;

- экономичность и эффективность  управления;

- системность (рассмотрение  объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

- иерархичность (рассмотрение  систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на  элементы; при этом каждая ступень  управляет нижестоящей ступенью  и одновременно является объектом  управления по отношению к вышестоящему уровню);

- необходимость разнообразия (управляющая система должна обладать  не меньшей сложностью и разнообразием,  чем управляемая система);21

- обязательность обратной  связи (получение информации о  результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения фактического состояния с заданным);

- сочетание единоначалия  и коллегиальности;

- ситуационное управление  по прогнозированию возмущений;

- программно-целевое  обеспечение;

- делегирование полномочий;

- гуманизм и нравственность в управлении;

- гласность в принятии  решения.

Принципы управления позволяют формировать систему  методов и выбирать каждый метод  в отдельности, однако каждый отдельный  метод не имеет такого же воздействия  на принципы управления.

Принципы социального управления должны:

- основываться на законах  развития общества, законах управления;

-соответствовать целям  социального управления и отражать  основные свойства, связи и отношения  управления;

- учитывать временные  и территориальные аспекты процессов социального управления;

- в необходимых случаях  иметь правовое оформление, получать  закрепление в различных нормативных  документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального  управления. Тем не менее основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.22 учеб.пособие / Отв. Ред. П.В. палехова. – М.: ИНФРА – М, 2008.- 128 с. – (Высшее образование).

 

 

 

1.3. Развитие практики и обучение менеджменту социальной работы

Динамичная ситуация

С начала 90-х годов в Российской Федерации началось быстрое развитие системы социальной защиты населения.

Оценивая попытки проведения реформ в социально-экономической сфере  России, следует кратко отметить три  важных обстоятельства.

Во-первых, меры по реформированию экономики  привели и приводят к дальнейшему  ухудшению ее состояния (динамика «в минус»).

Во-вторых, несмотря ни на что, удалось создать разветвленную систему социальной защиты, которая в определенной мере смягчает удары со стороны слабеющих экономики и науки (динамика «в плюс»).

В-третьих, руководителями, специалистами  и «полевыми» работниками в системе соцзащиты являются в основном женщины, которые решили «горящие» задачи и создали основу для дальнейшего развития этой системы (динамичные женщины).

Потребности кадров

Динамичная ситуация сформировала определенные потребности у кадров. Применение быстрых и более глубоких методов анализа позволило выявить и проранжировать эти потребности.

На первом месте находится потребность  в «защите защищающих». Эта, на первый взгляд, парадоксальная потребность  заключается в выражениях «психолог  без психологии», «педагог без педагогики», «соцзащитник без соцзащиты». То есть аудитории» выявляются потребности конкретных обучаемых в области МСР. Такие методы являются довольно эффективными, поскольку не требуют больших затрат времени и средств, позволяют составлять обучающие программы «под потребности», а также применять гибкие обучающие технологии.

Технологии обучения МСР

Это один из ключевых вопросов, независимо от контингента обучаемых. Все технологии обучения менеджменту можно разделить  на следующие виды:

1) инновационные;

2) «диагностика - консалтинг - обучение»;

3) традиционные;

4) комбинированные.

Инновационные технологии используются в тех случаях, когда требуется концентрация усилий работников данного учреждения соцзащиты на анализе и выработке предложений по решению практических проблем. Только работники данной микросистемы обладают разнообразной информацией, позволяющей превращать «неизвестную проблему» в варианты решений. Эта технология имеет и параллельное действие, позволяя участникам процесса обучения разрешать на ходу вопросы психологической совместимости, делового этикета, перехода индивидуальных решений в групповые и т.д.

Технология «диагностика — консалтинг — обучение» соединяет три роли в преподавателе: аналитик (совместно с обучаемыми), консультант и собственно преподаватель. При этом обучение базируется на конкретном материале, полученном при диагностике проблем и в процессе консультирования. При необходимости используется информация общетеоретического характера.

Традиционные технологии (лекции, семинары), исполняемые чисто традиционно, хорошо работают первые 45 минут, а затем начинается «тренинг по преодолению сна», требующий от преподавателя различных средств взбадривания аудитории. Как правило, современные традиционные технологии отличаются хорошо сбалансированным лекционным (установочным) материалом и активно-деятельностными средствами его усвоения.

Комбинированные технологии включают средства предыдущих технологий, сочетание которых определяется конкретными задачами обучения МСР.

Результаты обучения МСР

Преподавание МСР для практических работников с помощью различных  технологий приводит к определенным эффектам, среди которых следует  выделить следующие:

эффект заимствования «нужного мне опыта». Это довольно распространенный результат, когда в процессе обучения практик находит предварительные решения интересующих его проблем;

эффект пополнения знаний и навыков: их становится больше, чем было до обучения. Это расширяет арсенал средств, используемых «человеком работающим»;

эффект обновления знаний и навыков: на смену устаревшим знаниям приходят новые, необходимые в современной практике управления;

эффект совершенствования знаний и навыков: какая-то часть разбросанных знаний и грубых навыков приобретает  более совершенный, отточенный вид;

эффект «свежего взгляда» на свою деятельность, работу подразделения, формы и методы управления и т.д. позволяет внести необходимые изменения;

эффект более профессиональной работы является как бы суммой всех предыдущих эффектов и, следовательно, конечным результатом преподавания менеджмента социальной работы.[ Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: ВЛАДОС, 19992001. - 288 с.]

 

 

 

 

 

Учеб. пособие  для вузов / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: ВЛАДОС, 19992001. - 288 с.

Основы  социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. –  М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с. (Высшее образование).

 

Организация, управление и администрирование  в социальной работе: учеб.пособие / Отв. Ред. П.В. палехова. – М.: ИНФРА – М, 2008.- 128 с. – (Высшее образование).

Холостова е.И. Социальная работа: учебное пособие . – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков К», 2004. – 692с.

 

 


Информация о работе Управление социальной работой