Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть умеренную социальную теорию постмодернизма Фредрика Джеймисона. В данной курсовой работе я попытался решить следующие задачи:
1.В общем дать представление о постмодернизме
2. Рассмотреть умеренную социальную теорию Фредерика Джеймсона
Объектом исследования в курсовой работе является постмодерн, как определенный период общественного развития.
Предметом исследования является умеренная социальная теория.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования постмодернизма. 4
1.1 Постмодернизм как объект исследования 4
1.2 Социология постмодернизма 7
Глава 2. Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон 12
2.1 Биография 12
2.2 Умеренная теория 14
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая Болотов.docx

— 223.39 Кб (Скачать файл)

Американский социолог и публицист, один из основателей теории постиндустриального общества, Дэниел Белл высказывает опасение, что протест постмодернизма против стереотипов современного времени в социальном мышлении не может обеспечить сохранения плюрализма и терпимости, зато вполне может быть причиной возникновению нового утверждения обмана и насилия6.

Таким образом, социологическая парадигма  постмодерна включает в себя ряд  научных, цивилизационных, национально-культурных, гуманитарных проблем. В соответствии с этим предмет, метод, цели и задачи социологии приобретают более широкие  границы, по мере того как социологами  признаются нерационализированные и нелигитимные сферы социального смысла. Дополнительную важность приобретает неинституционализированная активность, которая является пространством новых социальных возможностей бытия человека.

 

Глава 2. Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон

2.1 Биография

Фредрик Джеймисон родился 14 апреля 1934 года в Кливленде, штат Огайо. Учился в Гаверфордском колледже. После окончания учился в Германии и во Франции, где изучал современные направления континентальной философии, а также только возникший тогда структурализм. После этого вернулся в США. Под руководством Эриха Ауэрбаха в Ельском университете защитил докторскую диссертацию. Является американским философом, профессором Университета Дьюка, создателем неомарксистской концепции постмодернистской культуры. Большое влияние на жизнь и творчество Фредрика Джеймисона оказали: Гегель, Маркс, Ленин, Лакан, Сартр, Адорно, Лукач, Греймас, Ауэрбах.

Научная биография Джеймисона берет начало в 1957 году с изучения французской литературы и сравнительного литературоведения, и идет дальше как простая университетская работа до 1960-х годов. На этом этапе Джеймисон ищет другие варианты развития позитивизма, господствовавшего в американской гуманитаристике. Главной фигурой, направляющей на целостный, социально-критический анализ субъекта и социума для Джеймисона становится Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр — французский философ. Два момента определяют работы Джеймисона: утопическое стремление выйти за границы современного американского опыта субъективности и воспроизводящей его общей, потребительской культуры и большая чувствительность к новому (уже не-«модернистскому»). Способность переделать эти мотивы в содержание теории – характерная особенность того, что можно назвать «феноменом Джеймисона». Первый опыт в разработке своей концепции современной культуры – статья «Метакомментарий», написанная в 1971 году. В книге «Марксизм и форма», написанной в этом же году, Фредрик Джеймисон выдвигает основные моменты своей интерпретативной модели культуры. «Всегда историизируй!» – это общий смысл концепции Джеймисона. «Историизировать» - значит изучать работу в исторической перспективе. Это является главным условием его правильного понимания. Мыслить исторически («историизировать») согласно Джеймисону, это попытка взглянуть на понятие с другой стороны, попытка мышления мыслить против самого себя, которая приводит к подлинной диалектике.

 

2.2 Умеренная теория

В наши дни среди ученых-социологов распространено мнение о том, что  между современностью и постсовременностью существует фундаментальный разрыв. Тем не менее, на этот вопрос существует и другая точка зрения, согласно которой между ними существует преемственная связь. В защиту этого положения выступал Фредрик Джеймсон, который изложил свои взгляды в сборнике эссе «Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма». Джеймсон является сторонником марксистской теории, которая представляет постмодернизм как некую новую культурную логику – порождение капитализма, находящегося в «поздней фазе» своего развития. Тем не менее, фундаментальная структура экономики соответствует более ранним его формам.

Как правило, из-за слишком  большого повествования марксистская теория не рассматривается многими  постмодернистами, такими как Жан  Лиотар и Жан Бодрийяр, как применимая к постсовременности. Джеймсон, напротив, не считает подобную точку зрения верной и пытается доказать, что марксистская теория способна довольно точно объяснить сущность постмодернизма с теоретической точки зрения. Являясь знатоком культуры постмодерна, Джеймсон, тем не менее, получает изрядную долю критики за несоответствующий анализ экономического  фундамента нового культурного мира.

Согласно Марксу, капитализму  присущи как положительные, так  и отрицательные черты. Главная положительные черты – это появление ценных достижений, свобод и новых открытий. Однако все это достигается благодаря высшей степени эксплуатации и отчуждению результатов труда. Согласно Джеймсону, постсовременное общестов также сочетает в себе «прогресс и катастрофу одновременно».

Несмотря на то, что Джеймсон не отрицает факта отождествления постмодерна с фундаментальным разделением, он тем не менее задается вопросом ««Можно ли считать все произошедшие изменения  разрывом более фундаментальным, чем периодическая смена стилей  и  моды?».

Отвечая на свой вопрос, он отмечает, что произошедшие эстетические изменения все же подчиняются фундаментальной экономической динамике: «Произошло то, что эстетическое производство сегодня стало частью товарного производства в целом: насущная экономическая необходимость производства новой волны товаров, которые представляются все большими новинками (от одежды до самолетов), с все большей нормой оборота, в настоящее время закрепляет за эстетическими новшествами и экспериментами все более значимую структурную функцию и положение. Такая экономическая необходимость, таким образом, находит признание в институциональной поддержке всего того, что полезно для нового искусства — от пожертвований и субсидий до музеев и других форм попечительства».7

В истории развития капитализма  Джеймсон выделил три этапа:

- Развитие рыночного капитализма,  появление единых национальных  рынков. Этот этап подробно описан  в трудах К.Маркса.

- Возникновение глобальной  капиталистической системы или  стадия империализма – нашла  отражение в трудах В. Ленина.

- Стадия позднего капитализма  – впервые обозначена в совместных  трудах Джеймсона и Э.Мандела. На этой стадии происходит распространение капитала на ещё некоммерционализированные сферы.

Последняя концепции не вступает в противоречие с теорией К.Маркса: «Марксистская основа остается необходимой для понимания нового исторического содержания, которое требует не изменения марксистской основы, а ее расширения»8. Джеймсон считает, что особенность современного капитализма заключается в существенном расширении сферы коммуникации и его многонациональном характере.

Как и следовало ожидать, преобразования экономического уклада не могли не повлиять и на культурную сферу.

Согласно Джеймсону, по аналогии аргументацией К.Маркс относительно базиса и надстройки, существует взаимосвязь между рыночным капитализмом и культурой реализма, монополистический капитализм – с культурой модернизма, а многонациональный капитализм – с культурой постмодернизма. Несмотря на то, что версия Джеймсона существенно модернизирована и более адаптирована к современным условиям, она не раз подвергалась критике за использование облегченного подхода к описанию взаимосвязи экономики и культуры.

При монополистическом капитализме  культура достаточно самостоятельна и  обособлена от экономики. Однако при  многонационально капитализме происходит «взрыв» культуры: «Произошло глобальное, повсеместное  вторжение культуры в сферу социальной жизни, все, начиная с власти государства до обычаев и традиций стало «культурным»»9.

Согласно определению  Джеймсона, постмодернизм является своеобразной «культурной доминантой», которая подобно силовому полю воздействует на различные виды культурных импульсов.

В состав постмодернизма включены множество разнородных элементов, которые также являются важными движущими силами. По определению Джеймсона, существует четыре элемента общества постмодернизма, характеризующих постсовременность:

1) Поверхностность и недостаток глубины. В эпоху постмодернизма подавляющее большинство произведений искусства содержат в себе лишь неглубокие образы,  в них отсутствует стремление к поиску нового, глубинного смысла. Один из примеров такой тенденции - картина Э. Уорхола «Банки с супом Кэмпбелл». Рисуя свою работу по фотографии и не видя настоящих банок с супом, художник создал почти что идентичную копию – симулякр (- копия», не имеющая оригинала в реальности; иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности), который по определению не может иметь глубину и достаточно поверхностен.

2) Постепенное угасание  эмоций и аффектов в обществе  в целом. Для примера, Джеймсон сравнивает произведение Уорхола, выполненное на основе фотографии М.Монро - с художественным произведением модерниста  Э.Мука «Крик». Изображение М. Монро не выражает каких-либо чувств и эмоций, поэтому его вполне можно назвать поверхностным. Картина Э Мунка, напротив, выражает целый спектр сильных эмоций – абстрактно изображенное лицо человека на этой картине преисполнено чувством глубокого отчаяния, отчуждения, аномии.

 

На смену сильным чувствам в мире модерна, в постмодерне  пришла фрагментация, разделение мира на части, когда эффекты становятся постными и обезличенными.

Также, согласно Джеймсону, миру постмодерна свойственно что-то вроде ощущения эйфории, которое вызвано распространением электронных средств передачи информации и мультимедиа и повышенного внимания к ним.

3) Утрата историчности, которая выражается в отсутствии полного и исчерпывающего знания о прошлом. Реконструкция исторического процесса осуществляется лишь по текстам, которые воспроизводятся вновь и вновь. Потеря историчности выразилась, таким образом, в «беспорядочном пожирании всех стилей прошлого»10. Не имея возможности воссоздать истинную картину прошлого, ученые и историки выдвигают огромное количество предположений, которые зачастую противоречат друг другу и никак не связаны между собой.

4) Общество постмодерна  имеет совершенно другую технологическую  базу. Конвейерное производство  постепенно остается в прошлом,  а на смену ему приходят  электронные средства, такие как  компьютер и телевизор. На смену «бурным» технологиям  индустриальной революции пришли  сжимающиеся, уплощающиеся технологии постмодернистской эпохи  такие как, телевидение, «которое ничего не выражает, а скорее сжимается, неся в себе свою плоскую поверхность изображений».11

Если говорить в целом, то общество постмодерна представлено в трудах Джейсмсона как общество плывущих по течению людей, которые не пытаются понять современную капиталистическую систему и приобщиться постоянно развивающейся культуре. Описывая эту особенность, Джеймсон проводит параллель с отелем «Бон-авентуре» (Лос-Анжелес). Особенность вестибюля этого отеля заключается в том, что он окружен абсолютно симметричными колоннами, так что сориентироваться самостоятельно и найти путь к своему к своему номеру не представляется возможным. Поэтому для помощи в ориентировании была разработана целая система цветных указателей и табличек. Ситуация, описанная в отеле, является хорошей метафорой, описывающей неспособность людей самостоятельно ориентироваться в современной многонациональной экономике и многообразии развивающейся культуры позднего капитализма.

Не желая мириться со сложившейся  ситуацией, Джеймсон предлагает частичное решение данной проблемы при помощи использования карт познания. Когнитивные карты познания нельзя заимствовать из предыдущих эпох, а нужно создавать их заново, используя различные источники. Созданием таких карт могут заниматься, как социальные теоретики, писатели, ученые, так и простые люди, способные начертить карту собственного пространства. Мир, определяемый временем сменяется миром, определяемым пространством, в связи с этим и ощущается острая потребность в таких картах. По мнению Джеймсона, основная проблема современного общества - это «утрата нами способности определять свое место в этом пространстве и строить его когнитивные карты»12.

Главное отличие трудов Джеймсона от трудов других постмодернистов заключается в попытке соединить марксистскую теорию теорией постмодернизма, за что не раз удостаивался серьезной критики со стороны как марксистов, так и постмодернистов.

 

 

Заключение

Постмодерн это состояние современности: общее современное направление европейской культуры, которое было сформировано в 1970—1980-е гг Постмодерн отличается плюрализмом, культурой, неопределенностью, случайностью. Постмодерн выдвигает идею безграничных различий между людьми. Социология не нужна государству как арбитр культуры.

Основные постулаты постмодерна:

    1. многообразный, изменчивый характер социальных явлений.
    2. Локальный ситуативный характер социальных институтов
    3. Индивид-порожденная социумом личность

Смысл постмодерна — осознание разнообразия форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. В постмодерне нашло выражение общее состояние духовной культуры западного общества —падение престижа науки, утрата веры в социальный прогресс, дегуманизация общественных отношении в целом, если современное культурное состояние может быть зафиксировано посредством понятия «постмодерн», то состояние описывающее его ментальное состояние — посредством понятия «постмодернизм». Это слово означает тип философствования, сложившегося в 20 веке и дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций. Ведущие представители постмодернизма —Джеймисон, Фуко, Батай, Барт, Бланшо, Делез, Бодрийяр, Деррида, Лиотар и др.

Эпоха постмодернизма - это эпоха распада и дифференциации, эпоха беспорядочного в культуре, когда идет созревание новых порядков. Нелинейная система может избежать распада при своевременной смене режима. В настоящее время развитие общества, преобладающим образом, подчинено режиму отдыха «усталой культуры», но иногда проявляется и режим хаоса и, в определенной степени, неустойчивости,  выражающийся в аутизме и шизофрении. Аутизм, шизофрения, замкнутость на себя — все это прерогатива модерна с его вселенским отчаянием и новизной, оригинальностью и тоталитаризмом, разрывом с традицией и мощной энергетикой, столь привлекательными для подростков. Постмодернизм — это высшая ступень, это зрелость. Постмодернизм дает цель: нужно понимать и быть понятым.

Информация о работе Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон