Учения Конфуция в обществе государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Конфуции : 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов, превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Учение Конфуция о государстве.

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о  человеке, либо об обществе. Конфуцианскую  модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание  государственного устройства еще более  ценно потому, что он сам был  на государственной службе и как  мы это уже видели, служба эта  была успешной. Но Конфуций не видит  государство в отдельности от общества и единичного человека. Все  его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят  иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она искажалась китайской  бюрократией на протяжении многих веков. Согласно разработанной Конфуцием  схемы государственного устройства управление государством и обществом  базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение. Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и жэнь ("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!". Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным". Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе"(гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единства через разногласия". Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роли личного примера в реализации Учения. "Если правитель любит ли, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роли правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы. В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя: управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но в общем он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли".

2.Социальные нормы  и отклонения.

Определение и  виды социальных норм

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие идеальные  образцы (шаблоны), определяющие то, что  люди должны говорить, думать, чувствовать  и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих  бригадах, спортивных командах). Они  называются «групповыми привычками».

Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в  обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения  молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Именно с нормативностью социального поведения связаны  ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в этой группе. Норма, внедряемая как  в поведение индивида, так и  в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его  стереотип, представление индивида о своем должном поведении.

Социальные нормы выполняют  в обществе очень важные функции. Они:

· регулируют общий ход  социализации;

· интегрируют индивидов  в группы, а группы в общество;

· контролируют отклоняющееся  поведение;

· служат образцами, эталонами  поведения.

Каким образом удаётся  достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы - это также  и обязанности одного лица по отношению  к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством  чаще, чем со своими товарищами, малая  группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это ещё  и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне  улицы, а идущие навстречу - по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила  возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают  писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют  систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции  в зависимости от того, в каком  качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (обязанности, правила);

· как ожидания поведения (реакция других людей).

Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений  индивидов их деятельности.

Социальные нормы имеют  всеобщий характер. [2] Выражая определенное правило поведения, социальная норма  распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т. е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся  в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многогранность применения длительность действий, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается  в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными  нормами).

Социальное взаимодействие людей объективно проявляется в  повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных  общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда  и обмена появляется, и потребность  их упорядочить. Многократная повторяемость  определенных актов деятельности, явлений  и событий особая черта исторического  процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития.

Социальная норма не просто абстрактное правило желаемого  поведения. Она означает также и  само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки становятся правилом.

Таким образом, социальная норма  формируется в ходе сознательной, целеполагающей деятельности людей, обусловленной, в конечном счете, объективными факторами, придающим нормам «объективную властность».

Социальные нормы чрезвычайно  разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения.

Все социальные нормы можно  классифицировать в зависимости  от того, насколько строго соблюдается  их исполнение:

За нарушение одних  норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жёсткие санкции - тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определённая степень  неподчинения нормам существует в любом  обществе и в любой группе. Нарушение  дворцового этикета, ритуала дипломатической  беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное  положение. Но оно не влечёт за собой  жёсткие наказания.

Юридическая же наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев как :

· способ формирования;

· сфера действия;

· социальная направленность.

С этой точки зрения выделяются:

Правовые  нормы: Они закрепляются в законах издаваемых государством, четко описывает границу поведения и наказания за их нарушение. Они выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов. Мораль - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д. Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и урегулированных правом).

Политические  нормы: правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти.

Эстетические  нормы: они закрепляют представления о прекрасном и безобразным не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним, словом это правила связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Религиозные нормы: это установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики правила поведения людей в области вероисповедания по содержанию многие из них выступают, как нормы морали, а также соприкасаются с правовыми нормами так религиозные нормы в заповедях устанавливают «не убий, не укради» так и правовые запрещают такие действия.

Корпоративные нормы: это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Они регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения, составляющих данную организацию, порядок вступления и выхода из данной организации. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией.

Нормы обычаев, традиций: это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате их многократного повторения становятся для них привычками. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки.

Приведенная выше классификация  есть общепринятая и наиболее распространенная.

Подводя итог вышесказанному мы можем отметить, что социальные нормы это сознательно волевая  деятельность людей, общеобязательные правила поведения людей в  их взаимоотношениях между собой, определяемые в конечном итоге опытом исторического  развития, национальными особенностями, существующими экономическими и  политическими отношениями и  обеспечиваемые в исполнение сознательностью  масс, а также в необходимых  случаях мерами государственного принуждения, либо общественным воздействием.

Понятие и виды социального отклонения

Во всех обществах поведение  человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что  не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят  за рамки того, что другие рассматривают  как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Термин «социальное  отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое  не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

В простых обществах с  небольшим числом членов и несложной  структурой норм отклоняющееся поведение  легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого  поведения вырастает до весьма значительных размеров.

Можно выделить два идеальных  типа отклонений:

1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает  нормы своей субкультуры; 

2) групповое отклонение, рассматриваемое как конформное  поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Однако в реальной жизни  девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Кроме того, выделяют первичное  и вторичное отклонения. Данная концепция  впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления  личности законченного девианта.

Под первичным отклонением  подразумевается отклоняющееся  поведение личности, которое в  целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется  девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё.

Информация о работе Учения Конфуция в обществе государстве