Учение Конта о социальной статике и динамике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:29, доклад

Описание работы

Основная мысль – деление социологии как науки на две части – статику и динамику. Эти термины Конт взял из биологической науки, где статика – структура организма, а динамика – сам процесс жизни.

Файлы: 1 файл

Uchenie_Konta_o_sotsialnoy_statike_i_sotsialnoy.docx

— 17.72 Кб (Скачать файл)

                                          Социологическая концепция О. Конта

Учение Конта  о социальной статике и социальной динамике

Основная мысль – деление  социологии как науки на две части  – статику и динамику. Эти термины  Конт взял из биологической науки, где  статика – структура  организма, а динамика – сам процесс жизни.

Социальная  статика

Задача социальной статики  – изучение взаимодействия между  сторонами, частями общественной жизни  – духовной, экономической, правовой и т. д.

Исследование принципов, определяющих структуру, характер взаимодействия общества, обеспечивает гармонию и  порядок.

В  социальной статике  – отдельные социальные элементы не имеют независимого существования, а связаны между собой неразрывно. В этом отношении принцип солидарности и гармонии есть основной закон статики. Конт считал всякое изолированное изучение исторического бытия бесполезным  и порочным занятием.

В качестве основных социальных институтов, Конт выделяет:

1) Семью 

2) Государство 

3) Религию

 Социальный организм  Конт считал  совершеннее любого  индивидуального. Таким образом,  эта концепция антииндивидуалистична по духу.

Социальная динамика

Задача социальной динамики – изучение законов социальной жизни.

Основная идея – постепенное  развитие человечества, идея эволюции, которая естественно была почерпнута в биологии.

Считал  умственное развитие - преобладающим для общественного развития. Сейчас это очевидно, но для своего времени это была очень прогрессивная мысль.

"Закон трех  стадий"

"Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

1) Теологическая (фиктивная) стадия. На ней человек объясняет процессы, происходящие в жизни, действием сверхъестественных сил. Она делилась Контом на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. На этапе фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. В период политеизма жизнью наделялись "фиктивные существа" (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства.

2) Метафизическая (абстрактная) стадия. Представления о сверхъестественных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных идеях. Метафизическая стадия характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ними общественного порядка. Но эта эпоха породила революцию, индивидуализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества 
      3) Научная (позитивная) стадия. Позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. На смену аристократии приходит социократия — правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.

Значительное  внимание Конт уделил разработке методов  социологии.  

В социологии, по мнению Конта, применимы все основные общенаучные  методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный  метод и другие, но каждый из них  при этом имеет свою специфику.

   1)  Как и другие науки, социология строит все здание своей науки на наблюдении.  Чтобы быть надежным источником знаний, наблюдение должно опираться на теорию, иначе ученый запутается в бесконечном многообразии фактов. Ввиду особой сложности социальных явлений теоретическое обоснование наблюдения здесь особенно важно. Однако социология еще не располагает «позитивной» теорией. Главная проблема, по мнению Конта, состоит не в недостатке фактов, а в неразработанности теории. В социологии возникает иллюзия легкости наблюдения, поскольку исследователь сам является участником событий. Но именно такая «вовлеченность» требует преодоления обыденных предрассудков, группового или личного интереса. Именно теория помогает решить эту главную задачу - она задает методологические рамки наблюдения. Вместе с тем Конт хорошо понимал опасность приспособления фактов к той или иной теории. Поэтому необходимо постоянно перепроверять теории, созданные на основе наблюдения, с помощью новых наблюдений, на основе более широкого фактического материала.

     2) Конт высоко оценивал перспективы применения в социологи метода эксперимента. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. Непосредственный эксперимент состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных условий.

 В социологии метод  эксперимента проявляет себя  чаще в опосредованной форме,  как наблюдение за резкими  социальными потрясениями, переменами, кризисами, которые, как и патология  организма, помогают лучше понять  нормальное состояние общества, закономерности его функционирования  и развития.

   3)   Для исследования биологических и социальных явлений наиболее продуктивен, по Конту, сравнительный метод. В социологии применимы три основных вида сравнения. А)Сравнение процессов, происходящих в обществе, позволяет лучше понять роль нравственных и интеллектуальных факторов.

Б) Сравнение различных обществ, сосуществующих в данный момент времени, но не влияющих друг на друга, позволяет, исходя из того, что все явления управляются неизменными законами, переходить от известного к неизвестному.

В)  Можно сравнивать различные состояния одного и того же общества, социальное положение различных классов и групп с целью выявления определенных этапов развития. Основной недостаток сравнительного метода - он, классифицируя свойства, ничего не говорит о последовательности событий. Этот недостаток преодолевается историческим анализом.

4)  Конт считал исторический  метод основным для социологии, поднимающим ее до уровня «позитивной» науки. Задача исторического метода заключается в сравнении последовательных состояний общества с учетом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития.


Информация о работе Учение Конта о социальной статике и динамике