Традиционная и современная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хoзяйствo на основе единoгo семейного бюджета.
В зависимости от состава семьи можно разделить:
простая или нуклеарная семья (родители, дети)
сложная или расширенная (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники)3

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Традиционная (патриархальная) семья 5
Глава 2. Современная семья 9
Глава 3. Сравнительная таблица 17
Заключение 20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Традиционная (патриархальная) семья 5

Глава 2. Современная семья 9

Глава 3. Сравнительная таблица 17

Заключение 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология – это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества.1

Одна из областей социологического знания это социология семьи. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры.2

Семья – это ячейка  общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хoзяйствo на основе единoгo семейного бюджета.

В зависимости от состава семьи можно разделить:

  • простая или нуклеарная семья (родители, дети)
  • сложная или расширенная (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники)3

По характеру распределения семейных обязанностей и лидерству в семье социологи выделяют три основных типа семьи:

  1. Традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводиться старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:
    1. экономическая зависимость женщины о супруга;
    1. разделение сфер семейной жизни и зaкpeплeниe мужским и женских обязанностей (муж - кормилец, жена - хозяйка);
    2. признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства
  1. Нетрадиционная (нуклеарная) семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
  1. Эгалитарная семья (семья равных). Для этого типа характерны:
    1. справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость cyпругов в решении бытовых проблем (так называемая "ролевая симметрия);
    1. обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
    2. эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный хaрaктер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют введении домашнего хозяйства.

Таким образам, в современной семье не толька трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. 4

Глава 1. Традиционная (патриархальная) семья

 

Патриархальная семья состоит из нескольких поколений ближайших родственников, живущих под одной крышей и ведущих совместное хозяйство. Муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей. За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается  ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения  по важнейшим проблемам. Он разбирает  внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Супруг освобождается  от выполнения домашних обязанностей. Жена является домохозяйкой, от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем  классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим  образом: муж – единоличный глава  и покровитель семьи, женская  покорность – естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное  Богом состояние, при котором  мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство  и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты  постоянства и долговечности.

Известный патриархальный образ – добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу.

В патриархальных обществах, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, на Руси сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины — так называемый «выкуп невесты» (калым). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж.5

Супруг  – представитель превосходного  пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой. Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи – патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь, когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке  встречаются противоречивые взгляды  на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «…авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи… В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно  другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны  государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался  индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношений, можно отнести к так называемому неопатернализму. Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть  до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р. Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей „главного добытчика“ имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная семья

 

Современная семья - институционализированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей и их воспитание.7

Семья переживает сложный  этап эволюции, перехода от традиционной модели к новой. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Разрушаются прежние самобытные устои семьи. А.И. Волкова отмечает, что изменяются виды внутрисемейных отношений, упрощается структура семьи – наиболее распространена нуклеарная, состоящая из родителей и детей. Другими становятся система власти и подчинения – ориентация супругов на обоюдную ответственность за жизнедеятельность семьи (эгалитарный тип руководства). Т.М. Трапезникова подчеркивает снижение значимости традиционных семейных функций – рождения и воспитания детей, решения чисто бытовых вопросов.

«Основной семейной стратегией в настоящее время, – считает  Е.М. Черняк, – становится стратегия  выживания из-за материальной нестабильности и психологической угнетенности». Она подчеркивает, что для современной семьи характерны женская «монополия», потеря мужского престижа, снижение семейной воспитательной функции.

По мнению Д.С. Уоллерстайн, главное достоинство современного брака – гибкость по сравнению с единообразием прошлого.

Анализируя особенности  современной семьи С.И. Голод отмечает тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности, распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, которое по своим мотивам непосредственно не связано ни с прокреативными, ни с брачными интересами, рост доли добрачных зачатий. Современная семья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение на первый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности. Превращение любви в основной мотив брака расширяет, по мнению А.Г. Харчева, круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышает ожидания, связанные с супружеством.

В современном брачном  союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного  на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в  современном виде оценивается с  позиций достижения экзистенционального  смысла и выступает как психологическое  отношение между супругами. Вместе с тем это усложняет характер супружеских взаимоотношений, увеличивает вероятность психологических коллизий в семье, что делает последнюю менее устойчивой.

По мнению В.И. Косачевой, возникает новое понимание стабильности семьи, т. к. сегодня, во-первых, семья призвана выполнить функцию среды формирования наиболее прочных, устойчивых, позитивных эмоций: отношений любви, отношений отцовства и материнства (не связанных с экономическими или какими-либо другими утилитарными критериями), отношений тесного общения и т.д.

Во-вторых, семья выступает  как культурная общность – общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом (семья, в частности, выступает и в качестве сферы, где компенсируются какие-либо неудачи  в общественной деятельности) и т.д. При этом следует учитывать, что  поскольку главной ценностью  нашего общества является личное счастье  человека, то в настоящий момент стоит задача не только стабилизации семьи как таковой, а успешности брачно-семейных отношений или качества брака.

Информация о работе Традиционная и современная семья